Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

И́ДЖО

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 699-700

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Иджо. Маска водного духа отобо. Дерево. Британский музей (Лондон).

И́ДЖО (са­мо­на­зва­ния – ijo, ijaw, izo), на­род на юге Ни­ге­рии. Жи­вут в дель­те Ни­ге­ра. Под­раз­де­ля­ют­ся на груп­пы: центр., или зап., И. (ко­ло­ку­ма, оло­диа­ма, ме­ин, опе­ре­мо и др.; язык – изон) – 1,6 млн. чел., в шта­тах Он­до, Эки­ти, Дел­та и Ба­ел­са; ниж­ние, или юго-вост., И. (нем­бе и акас­са; язык – юго-вост. ид­жо) – 130 тыс. чел., в рай­оне г. Брасс, в шта­те Ба­ел­са; вост. И. – на юге шта­та Ри­верс (ка­ла­ба­ри – 325 тыс. чел.; ок­ри­ка – 294 тыс. чел., язык – ки­ри­ке; бон­ни, иба­ни, или уба­ни, – 78 тыс. чел., на се­ве­ре о. Бон­ни, язык – иба­ни; нко­ро – 5,7 тыс. чел., в рай­оне г. Опо­бо); сев., или внутр., И. – в вер­ховь­ях дель­ты, на се­ве­ро-вос­то­ке шта­та Ба­ел­са (би­се­ни, или аме­ги, – 9 тыс. чел.; окор­диа, или аки­та, – 6,5 тыс. чел., ору­ма – 6 тыс. чел.). Жи­вут так­же в стра­нах Ев­ро­пы и Сев. Аме­ри­ки. Язы­ки со­став­ля­ют яд­ро се­мьи ид­жо­ид­ных язы­ков. Свы­ше по­ло­ви­ны И. – хри­стиа­не (ка­то­ли­ки и анг­ли­ка­не), 30% – по­сле­до­ва­те­ли тра­диц. ве­ро­ва­ний, ок. 15% – му­суль­ма­не-сун­ни­ты.

Иджо. Скульптурное панно дуэн фобара. Дерево. Британский музей (Лондон).

Боль­шин­ст­во ис­сле­до­ва­те­лей счи­та­ют И. древ­ней­шим на­се­ле­ни­ем дель­ты Ни­ге­ра. Дол­гое вре­мя они бы­ли дан­ни­ка­ми Древ­не­го Бе­ни­на. В 14–16 вв. соз­да­ли т. н. тор­го­вые го­ро­да-го­су­дар­ст­ва: Бон­ни (Иба­ни), Брасс (Нем­бе), Ок­ри­ка, Но­вый Ка­ла­бар (Элем-Ка­ла­ба­ри, или Ово­ме), став­шие в 17–19 вв. круп­ней­ши­ми цен­тра­ми транс­ат­лан­тич. ра­бо­тор­гов­ли Не­воль­ни­чье­го Бе­ре­га. В 19 в. они пе­ре­ори­ен­ти­ро­ва­лись на тор­гов­лю паль­мо­вым мас­лом и ям­сом, осн. роль в ко­то­рой с 1869 стал иг­рать г. Опо­бо.

Осн. за­ня­тия – ры­бо­лов­ст­во (сре­ди муж­чин и жен­щин) и тор­гов­ля, в про­ш­лом – вы­па­ри­ва­ние со­ли из мор. во­ды. Зем­ле­де­лие раз­ви­то сла­бо; ка­ла­ба­ри и не­ко­то­рые др. груп­пы вы­ра­щи­ва­ют ямс, ма­ни­ок, ово­щи. Раз­ви­то из­го­тов­ле­ние ло­док. Жен­щи­ны за­ни­ма­ют­ся гон­чар­ст­вом. Рас­про­стра­не­но от­ход­ни­че­ст­во на су­да тор­го­во­го фло­та, неф­тя­ные и га­зо­вые пред­при­ятия, в го­ро­да. Сфор­ми­ро­вал­ись ин­тел­ли­ген­ция и чи­нов­ни­че­ст­во шта­тов Ба­ел­са и Ри­верс. С кон. 20 в. дей­ст­ву­ют по­ли­тич. дви­же­ния И. как в Ни­ге­рии (Нац. кон­гресс ид­жо, Дви­же­ние за вы­жи­ва­ние на­ро­да ид­жо, Со­вет мо­ло­дё­жи ид­жо), так и за ру­бе­жом (объ­е­ди­няе­мые Со­ве­том за­ру­беж­ных ас­со­циа­ций ид­жо); про­тес­ты про­тив неф­тя­ных раз­ра­бо­ток в дель­те Ни­ге­ра вы­зва­ли с 1997 столк­но­ве­ния с фе­де­раль­ны­ми вой­ска­ми.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для Гви­ней­ской по­доб­ла­сти Зап. Аф­ри­ки. Жи­ли­ще че­ты­рёх­уголь­ное, час­то свай­ное. У И. су­ще­ст­ву­ют пат­ри­ли­ней­ные ро­ды (ибе). Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва ге­не­ра­ци­он­но­го ти­па, при­чём сиб­лин­ги ро­ди­те­лей и де­ти сиб­лин­гов на­зы­ва­ют­ся об­щим вза­им­ным тер­ми­ном. Сиб­лин­ги об­о­з­на­ча­ют­ся од­ним тер­ми­ном. Брак ви­ри­ло­каль­ный, рас­простра­не­ны по­ли­ги­ния, брач­ный вы­куп, умы­ка­ние. Дере­вен­ские об­щи­ны (ама) со­сто­ят из боль­ше­се­мей­ных об­щин (ва­ри), де­лят­ся на квар­та­лы (по­ло); управ­ля­ют­ся об­щим со­б­ра­ни­ем (ама­гу­ла) во гла­ве с ли­де­ром гл. ли­нид­жа (амао­ко­со­веи). В пе­ри­од ра­бо­тор­гов­ли сло­жил­ся осо­бый тип со­ци­аль­но-по­ли­тич. ор­га­ни­за­ции: осн. хо­зяйств. (тор­го­вую) и во­ен. еди­ни­цу со­став­лял ха­ус (англ. ‘дом’), воз­ник­ший на ос­но­ве тра­диц. боль­ше­се­мей­ной об­щи­ны ва­ри, чле­ны ко­то­ро­го бы­ли свя­за­ны ре­аль­ным и фик­тив­ным род­ст­вом (вклю­чая не­воль­ни­ков); в не­ко­то­рых го­ро­дах су­ще­ст­во­ва­ли ка­ноэ-хау­сы, об­ра­зо­ван­ные во­круг тор­го­вой лод­ки. Во гла­ве го­ро­да стоя­ли со­вет из глав хау­сов и тай­ных сою­зов и вы­бор­ный пра­ви­тель (амань­я­на­бо). Дей­ст­во­ва­ли муж­ские (Эки­не, или Сэ­киа­пу, Се­ке­ни, Ки­рио­пу) и жен­ские (Эг­бе­ле Ирие­ме) тай­ные сою­зы; во­ен. ас­со­циа­ции (пе­ри­ог­бо, ко­ро­ног­бо; букв. – об­ще­ст­ва удач­ли­вых вои­нов), чле­ны ко­то­рых – вои­ны, от­ли­чив­шие­ся в бою или убив­шие сло­на или ле­о­пар­да. Тра­диц. куль­ты – пред­ков, сил при­ро­ды (гл. обр. ду­хов во­ды овуа­ма­пу), ду­хов вой­ны. Резь­ба по де­ре­ву от­но­сит­ся к вост. груп­пе Гви­ней­ско­го по­бе­ре­жья. Боль­шин­ст­во ма­сок (ото­бо, иг­бо, игу и др.) свя­за­ны с куль­том ду­хов во­ды, изо­бра­жа­ют вод­ных жи­вот­ных – кро­ко­ди­ла, гип­по­по­та­ма и др. Харак­тер­ны скульп­тур­ные пан­но (ду­эн фо­ба­ра), свя­зан­ные с по­гре­баль­ным куль­том во­ж­дей и чле­нов об­ще­ст­ва Эки­не, близ­кие по сти­лю к бе­нин­ским брон­зам. У зап. И. рас­про­стра­не­ны ста­ту­эт­ки пред­ков, си­дя­щих или стоя­щих на жи­вот­ных (эд­жи­ри).

Лит.: Talbot P. A. Tribes of the Niger Delta; their religions and customs. N. Y., 1967; Ala­goa E. J. A history of the Niger Delta: An histo­ri­cal interpretation of Ijo oral tradition. Oxf., 2005.

Вернуться к началу