И́ДЖО
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
И́ДЖО (самоназвания – ijo, ijaw, izo), народ на юге Нигерии. Живут в дельте Нигера. Подразделяются на группы: центр., или зап., И. (колокума, олодиама, меин, оперемо и др.; язык – изон) – 1,6 млн. чел., в штатах Ондо, Экити, Делта и Баелса; нижние, или юго-вост., И. (нембе и акасса; язык – юго-вост. иджо) – 130 тыс. чел., в районе г. Брасс, в штате Баелса; вост. И. – на юге штата Риверс (калабари – 325 тыс. чел.; окрика – 294 тыс. чел., язык – кирике; бонни, ибани, или убани, – 78 тыс. чел., на севере о. Бонни, язык – ибани; нкоро – 5,7 тыс. чел., в районе г. Опобо); сев., или внутр., И. – в верховьях дельты, на северо-востоке штата Баелса (бисени, или амеги, – 9 тыс. чел.; окордиа, или акита, – 6,5 тыс. чел., орума – 6 тыс. чел.). Живут также в странах Европы и Сев. Америки. Языки составляют ядро семьи иджоидных языков. Свыше половины И. – христиане (католики и англикане), 30% – последователи традиц. верований, ок. 15% – мусульмане-сунниты.
Большинство исследователей считают И. древнейшим населением дельты Нигера. Долгое время они были данниками Древнего Бенина. В 14–16 вв. создали т. н. торговые города-государства: Бонни (Ибани), Брасс (Нембе), Окрика, Новый Калабар (Элем-Калабари, или Овоме), ставшие в 17–19 вв. крупнейшими центрами трансатлантич. работорговли Невольничьего Берега. В 19 в. они переориентировались на торговлю пальмовым маслом и ямсом, осн. роль в которой с 1869 стал играть г. Опобо.
Осн. занятия – рыболовство (среди мужчин и женщин) и торговля, в прошлом – выпаривание соли из мор. воды. Земледелие развито слабо; калабари и некоторые др. группы выращивают ямс, маниок, овощи. Развито изготовление лодок. Женщины занимаются гончарством. Распространено отходничество на суда торгового флота, нефтяные и газовые предприятия, в города. Сформировались интеллигенция и чиновничество штатов Баелса и Риверс. С кон. 20 в. действуют политич. движения И. как в Нигерии (Нац. конгресс иджо, Движение за выживание народа иджо, Совет молодёжи иджо), так и за рубежом (объединяемые Советом зарубежных ассоциаций иджо); протесты против нефтяных разработок в дельте Нигера вызвали с 1997 столкновения с федеральными войсками.
Традиц. культура типична для Гвинейской подобласти Зап. Африки. Жилище четырёхугольное, часто свайное. У И. существуют патрилинейные роды (ибе). Система терминов родства генерационного типа, причём сиблинги родителей и дети сиблингов называются общим взаимным термином. Сиблинги обозначаются одним термином. Брак вирилокальный, распространены полигиния, брачный выкуп, умыкание. Деревенские общины (ама) состоят из большесемейных общин (вари), делятся на кварталы (поло); управляются общим собранием (амагула) во главе с лидером гл. линиджа (амаокосовеи). В период работорговли сложился особый тип социально-политич. организации: осн. хозяйств. (торговую) и воен. единицу составлял хаус (англ. ‘дом’), возникший на основе традиц. большесемейной общины вари, члены которого были связаны реальным и фиктивным родством (включая невольников); в некоторых городах существовали каноэ-хаусы, образованные вокруг торговой лодки. Во главе города стояли совет из глав хаусов и тайных союзов и выборный правитель (аманьянабо). Действовали мужские (Экине, или Сэкиапу, Секени, Кириопу) и женские (Эгбеле Ириеме) тайные союзы; воен. ассоциации (периогбо, короногбо; букв. – общества удачливых воинов), члены которых – воины, отличившиеся в бою или убившие слона или леопарда. Традиц. культы – предков, сил природы (гл. обр. духов воды овуамапу), духов войны. Резьба по дереву относится к вост. группе Гвинейского побережья. Большинство масок (отобо, игбо, игу и др.) связаны с культом духов воды, изображают водных животных – крокодила, гиппопотама и др. Характерны скульптурные панно (дуэн фобара), связанные с погребальным культом вождей и членов общества Экине, близкие по стилю к бенинским бронзам. У зап. И. распространены статуэтки предков, сидящих или стоящих на животных (эджири).