БЕНИ́Н
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БЕНИ́Н (Benin), в 13–19 вв. государство в Зап. Африке, на территории совр. Нигерии. Основано народом бини. Назв. «Б.» дано португальцами, посетившими страну в 15 в. Правление первого царя Б., Эвека I, историч. традиция относит к кон. 12 – нач. 13 вв. Столицей гос-ва был г. Бенин (ныне Бенин-Сити) – центр развитого ремесленного произ-ва и придворного иск-ва с богато украшенным и хорошо укреплённым царским дворцом.
В период наивысшего могущества (15–17 вв.) территория Б. расширилась на западе до Лагоса, на востоке до нижнего течения р. Нигер, на юге до побережья Атлантического ок. Цари Б. имели сильное постоянное войско. За службу царь жаловал приближённым в пожизненное кормление деревни и назначал правителями в покорённые земли. Они контролировали сбор и поступление дани, выполняя роль посредников между царём и деревенскими общинами. Лично свободные крестьяне-общинники владели средствами производства и домашними рабами. Основу экономики Б. составляли подсечно-огневое и мотыжное земледелие, ремёсла, работорговля. С 15 в. Б. превратил продажу рабов европейцам в источник гос. доходов. В 1486 португальцы основали в Б. торговую факторию, торговля с европейцами стала царской монополией. В обмен на рабов, слоновую кость, ткани местного производства и пряности Б. получал огнестрельное оружие, предметы роскоши и др. товары. Расширение работорговли в Б. вызвало обострение внутриполитич. обстановки в стране и в отношениях с соседними афр. государствами, что привело к многолетней войне в 1-й пол. 18 в. Ослабленный восстаниями и войнами Б. в 19 в. был завоёван англичанами.
Архитектура Б. известна по описаниям столицы, представлявшей собой большой город, окружённый высоким земляным валом и глубоким рвом с широкими улицами, пересекавшимися под прямым углом, застроенными деревянными и глинобитными домами. В юго-зап. части столицы находился большой архит. комплекс, состоящий из царского дворца, обнесённого высокой стеной, ряда внутр. дворов, обрамлённых открытыми галереями, столбы которых были покрыты бронзовыми рельефами.
Изобразит. иск-во Б. представлено бронзовой скульптурой, выполненной в технике «утраченного воска», появившейся в Б. в кон. 13 в.: головы («ухув-элао») выс. до 50 см, связанные с культом предков (голова королевы-матери, 16 в.; голова правителя, 18 в.); досками («ама»), служившими украшениями царского дворца, с горельефными изображениями придворных церемоний (рельефы из собрания Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого, С.-Петербург), охоты (рельеф из собрания Музея народоведения, Берлин), животных; статуэтками вельмож, воинов (иногда конные и групповые, выс. до 60 см). Также была развита резьба по слоновой кости: бивни с рельефными изображениями, небольшие маски-подвески (подвесная маска с изображением королевы-матери Идии, 16 в., Лондон, Британский музей), браслеты.
В изобразит. иск-ве Б. принято выделять следующие периоды: 1) кон. 13–14 вв. – формирование иск-ва Б. под влиянием иск-ва Ифе; 2) 15–16 вв. – период расцвета скульптуры Б., характеризующийся высоким качеством отлива, сочетавшимся с тонким чеканным орнаментом; распространение условно портретных образов; 3) 17 – кон. 19 вв.– появление резных слоновых бивней, бронзовых досок для украшения дворцов; с сер. 18 в. – усиление декоративности и стилизации в «парадных портретах», связанное со сложением осн. канонических типов (царя и царицы); постепенное ухудшение качества литья; упрощение, тиражирование устоявшихся образцов.