И́ГБО
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
И́ГБО, ибо (самоназвания igbo, onyeigbo, ndiigbo), народ на юге Нигерии. Составляют большинство населения штатов Энугу, Эбоньи, Анамбра, Имо, Абия, Аква-Ибом; группы И. проживают также на северо-востоке штата Дельта и юго-востоке штата Риверс (о. Бонни). Численность 17,7 млн. чел. (2007, оценка). Делятся на сев. И., или онича (абаджа, элугу, нри аука), юж. И., или оверри (икверри, исома, оратта), зап. И. (ика, огба, экпейе, эгбема), вост. И. (аро, ада, афикпо), сев.-вост. И. (ого уку, изи, икво-мгбо). Живут также в Камеруне (70 тыс. чел.), Гане (45 тыс. чел.), Экваториальной Гвинее (20 тыс. чел.), Гамбии (4,4 тыс. чел.), США, Канаде и Великобритании. Говорят на яз. игбо. С доколониального периода бытует пиктографич. письменность нсибиди. И. – в осн. христиане (католики и протестанты), часть сохраняет традиц. культы, с доколониального периода есть небольшая иудейская община.
Существуют разл. гипотезы о происхождении И. Их предки, возможно, были создателями археологич. культуры Игбо-Укву. Предания свидетельствуют об их связях с йоруба, ибибио, игала, бини и др. Контакты с европейцами (португальцами) с 1437. До нач. 19 в. низовья Нигера были важнейшим центром работорговли, на основе которой у аро возникло вождество Арочукву. Приход брит. колонизаторов в дельту Нигера вызвал экономич. упадок и, как следствие, сопротивление разл. групп И. (мессианистское движение экумеку 1883–1914 у зап. И., война с аро 1901–02). В период гражд. войны 1967–70 в Нигерии И. составили этнич. основу самопровозглашённого гос-ва Биафра. Подавление сепаратистского движения вызвало тяжёлые демографич. и социально-экономич. последствия, дискриминацию И. и их эмиграцию. В диаспоре существуют этнич. организации И. С 1980-х гг. в связи с разработкой нефтяных месторождений в дельте Нигера экономич. и политич. положение И. в Нигерии начало восстанавливаться.
Традиц. культура типична для Гвинейской подобласти Зап. Африки. Осн. занятие – ручное подсечно-огневое земледелие (ямс, маниок, кукуруза, в районах Онича и Оверри – рис; на юге осн. культура – масличная пальма). Занимаются также рыболовством, сбором плодов хлебного дерева и др. дикорастущих растений. Скотоводство мало развито из-за распространения мухи цеце; крупный рогатый скот очень ценится и имеет в осн. ритуальное значение. Ремёсла – кузнечное (у нри аука им занимается б. ч. мужского населения), гончарное, ткацкое, плетение, резьба по дереву. Развиты торговля, экспорт пальмового масла и древесины; распространено отходничество. Сформировались интеллигенция, чиновничество, стал развиваться бизнес. И. занимают видное место в экономич. и политич. элите Нигерии, из их среды вышли политич., религ. лидеры, деятели науки и др.
И. имеют линиджи (оха), объединяющиеся в роды (умунна); счёт родства патрилатеральный (различаются патрилатеральные родственники отца – умунна и матери – умуне), у абам, ада и др. – двойной унилатеральный. Система терминов родства генерационного типа с множеством описательных и редупликативных терминов; родственники делятся по относительному возрасту (старший брат отца называется «большой отец», младший брат, если он младше эго, – «сын отца», т. е. приравнивается к братьям эго). В полигинных семьях различаются полные (омонне) и единокровные (омонна) сиблинги. У северных, восточных и южных И. распространены мужские и женские возрастные классы, при вступлении в которые проводятся инициации; практикуются мужское и женское обрезание, скарификация. В прошлом большую роль играли, особенно у южных И., тайные общества Ммво (Ммо), Экпе, Аканг, Обон, Оконкон. Брак вирилокальный, распространены полигиния, сорорат, левират, брачный выкуп. Было распространено домашнее рабство. Поселения разбросанные, состоят из большесемейных общин, насчитывают до 8 тыс. жителей. Жилище прямоугольное, квадратное или круглое, каркасное из жердей, обмазанных глиной, на севере – глинобитное; наружные стены местами орнаментируются мозаикой из битого фарфора, ракушек и др. У зап. И. деревни состоят из верхней и нижней (или старшей и младшей) половин. Несколько деревень объединялись в союзы. Местами существовали вождества во главе с правителями (в г. Онича – оби, в Нри и Арочуку – эзе). Ика и некоторые др. зап. И. входили в состав Древнего Бенина. Распространены культы предков (ндичие), воды, добрых и злых духов (алуси), личных духов-покровителей (чи), творца Великого духа Чуку (его дети – духи солнца Аньяху, Аньямву), духа плодородия (Аджоку), духов грома (Амадиоха), барабана (Икоро), духа очага – покровителя женщин (Эку). Существуют жрецы, предсказатели, вызыватели дождя, колдуны, знахари. Характерны вера в воплощение душ умерших, страх перед близнецами (в прошлом их умерщвляли; см. Близнечные культы). Похороны знатных людей в прошлом сопровождались человеческими жертвоприношениями. Развито изготовление глиняной и дерев. скульптуры, масок. Резьба по дереву относится к вост. стилистич. группе Гвинейского побережья. Характерны дерев. скульптуры икенга – мужская стоящая или сидящая фигура с рогами и атрибутами власти (оружием, трофеями и т. п.); после смерти хозяина они уничтожаются. Сооружали глинобитные святилища с орнаментальной росписью стен и глиняными статуями богов. Бытует традиц. календарь с четырёхдневной «рыночной» неделей, отмечается праздник урожая ямса.
Устное творчество. Традиц. муз. стиль икородо – пение в сопровождении нескольких инструментов. Распространена игра на ударных инструментах, среди которых барабаны разл. видов, небольшие ксилофоны (2–12 клавиш), ламеллафоны, дерев. и железные колокольчики, многочисл. погремушки. Аэрофоны: флейты (окарины и продольные), трубы (из рога животного, из высушенного плода тыквы). Популярный для всей Зап. Африки гор. муз. стиль – хайлайф (смесь джаза и традиц. музыки).