Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

И́ГБО

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 671-672

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Попов
Продавец традиционной керамики.

И́ГБО, ибо (са­мо­на­зва­ния igbo, onyeigbo, ndiigbo), на­род на юге Ни­ге­рии. Со­став­ля­ют боль­шин­ст­во на­се­ле­ния шта­тов Эну­гу, Эбоньи, Анам­бра, Имо, Абия, Ак­ва-Ибом; груп­пы И. про­жи­ва­ют так­же на се­ве­ро-вос­то­ке шта­та Дель­та и юго-вос­то­ке шта­та Ри­верс (о. Бон­ни). Чис­лен­ность 17,7 млн. чел. (2007, оцен­ка). Де­лят­ся на сев. И., или они­ча (аба­д­жа, элу­гу, нри ау­ка), юж. И., или овер­ри (ик­вер­ри, исо­ма, орат­та), зап. И. (ика, ог­ба, эк­пейе, эг­бе­ма), вост. И. (аро, ада, афик­по), сев.-вост. И. (ого уку, изи, ик­во-мгбо). Жи­вут так­же в Ка­ме­ру­не (70 тыс. чел.), Га­не (45 тыс. чел.), Эк­ва­то­ри­аль­ной Гви­нее (20 тыс. чел.), Гам­бии (4,4 тыс. чел.), США, Ка­на­де и Ве­ли­ко­бри­та­нии. Го­во­рят на яз. иг­бо. С до­ко­ло­ни­аль­но­го пе­рио­да бы­ту­ет пик­то­гра­фич. пись­мен­ность нси­би­ди. И. – в осн. хри­стиа­не (ка­то­ли­ки и про­те­стан­ты), часть со­хра­ня­ет тра­диц. куль­ты, с до­ко­ло­ни­аль­но­го пе­рио­да есть не­боль­шая иу­дей­ская об­щи­на.

Су­ще­ст­ву­ют разл. ги­по­те­зы о про­ис­хо­ж­де­нии И. Их пред­ки, воз­мож­но, бы­ли соз­да­те­ля­ми ар­хео­ло­гич. куль­ту­ры Иг­бо-Ук­ву. Пре­да­ния сви­де­тель­ст­ву­ют об их свя­зях с йо­ру­ба, иби­био, ига­ла, би­ни и др. Кон­так­ты с ев­ро­пей­ца­ми (пор­ту­галь­ца­ми) с 1437. До нач. 19 в. ни­зо­вья Ни­ге­ра бы­ли важ­ней­шим цен­тром работорговли, на ос­но­ве ко­то­рой у аро воз­ник­ло вож­де­ст­во Аро­чук­ву. При­ход брит. ко­ло­ни­за­то­ров в дель­ту Ни­ге­ра вы­звал эко­но­мич. упа­док и, как след­ст­вие, со­про­тив­ле­ние разл. групп И. (мес­си­ани­ст­ское дви­же­ние эку­ме­ку 1883–1914 у зап. И., вой­на с аро 1901–02). В пе­ри­од гражд. вой­ны 1967–70 в Ни­ге­рии И. со­ста­ви­ли эт­нич. ос­но­ву са­мо­про­воз­гла­шён­но­го гос-ва Би­аф­ра. По­дав­ле­ние се­па­ра­ти­ст­ско­го дви­же­ния вы­зва­ло тя­жё­лые де­мо­гра­фич. и со­ци­аль­но-эко­но­мич. по­след­ст­вия, дис­кри­ми­на­цию И. и их эмиг­ра­цию. В ди­ас­по­ре су­ще­ст­ву­ют эт­нич. орга­ни­за­ции И. С 1980-х гг. в свя­зи с раз­ра­бот­кой неф­тя­ных ме­сто­ро­ж­де­ний в дель­те Ни­ге­ра эко­но­мич. и по­ли­тич. по­ло­же­ние И. в Ни­ге­рии на­ча­ло вос­ста­нав­ли­вать­ся.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для Гви­ней­ской по­доб­ла­сти Зап. Аф­ри­ки. Осн. за­ня­тие – руч­ное под­сеч­но-ог­не­вое зем­ле­де­лие (ямс, ма­ни­ок, ку­ку­ру­за, в рай­о­нах Они­ча и Овер­ри – рис; на юге осн. куль­ту­ра – мас­лич­ная паль­ма). За­ни­ма­ют­ся так­же ры­бо­лов­ст­вом, сбо­ром пло­дов хлеб­но­го де­ре­ва и др. ди­ко­рас­ту­щих рас­те­ний. Ско­то­вод­ст­во ма­ло раз­ви­то из-за рас­про­стра­не­ния му­хи це­це; круп­ный ро­га­тый скот очень це­нит­ся и име­ет в осн. ри­ту­аль­ное зна­че­ние. Ре­мёс­ла – куз­неч­ное (у нри ау­ка им за­ни­ма­ет­ся б. ч. муж­ско­го на­се­ле­ния), гон­чар­ное, ткац­кое, пле­те­ние, резь­ба по де­ре­ву. Раз­ви­ты тор­гов­ля, экс­порт паль­мо­во­го мас­ла и дре­ве­си­ны; рас­про­стра­не­но от­ход­ни­че­ст­во. Сфор­ми­ро­ва­лись ин­тел­ли­ген­ция, чи­нов­ни­че­ст­во, стал раз­ви­вать­ся биз­нес. И. за­ни­ма­ют вид­ное ме­сто в эко­но­мич. и по­ли­тич. эли­те Ни­ге­рии, из их сре­ды вы­шли по­ли­тич., ре­лиг. ли­де­ры, дея­те­ли нау­ки и др.

Маски общества Ммво. Раскрашенное дерево. Музей Института стран Азии и Африки (МГУ).

И. име­ют ли­нид­жи (оха), объ­еди­няю­щие­ся в ро­ды (умун­на); счёт род­ст­ва пат­ри­ла­те­раль­ный (раз­ли­ча­ют­ся пат­ри­ла­те­раль­ные род­ст­вен­ни­ки от­ца – умун­на и ма­те­ри – уму­не), у абам, ада и др. – двой­ной уни­ла­те­раль­ный. Сис­те­ма тер­ми­нов род­ст­ва ге­не­ра­ци­он­но­го ти­па с мно­же­ст­вом опи­са­тель­ных и ре­дуп­ли­ка­тив­ных тер­ми­нов; род­ст­вен­ни­ки де­лят­ся по от­но­си­тель­но­му воз­ра­сту (стар­ший брат от­ца на­зы­ва­ет­ся «боль­шой отец», млад­ший брат, ес­ли он млад­ше эго, – «сын от­ца», т. е. при­рав­ни­ва­ет­ся к бра­ть­ям эго). В по­ли­гин­ных се­мь­ях раз­ли­ча­ют­ся пол­ные (омон­не) и еди­но­кров­ные (омон­на) сиб­лин­ги. У северных, вос­точ­ных и южных И. рас­про­стра­не­ны муж­ские и жен­ские воз­рас­тные клас­сы, при всту­п­ле­нии в ко­то­рые про­во­дят­ся ини­циа­ции; прак­ти­ку­ют­ся муж­ское и жен­ское об­ре­за­ние, ска­ри­фи­ка­ция. В про­шлом боль­шую роль иг­ра­ли, осо­бен­но у южных И., тай­ные об­ще­ст­ва Ммво (Ммо), Эк­пе, Аканг, Обон, Окон­кон. Брак ви­ри­ло­каль­ный, рас­про­стра­не­ны по­ли­ги­ния, со­ро­рат, ле­ви­рат, брач­ный вы­куп. Бы­ло рас­про­стра­не­но до­маш­нее раб­ст­во. По­се­ле­ния раз­бро­сан­ные, со­сто­ят из боль­ше­се­мей­ных об­щин, на­счи­ты­ва­ют до 8 тыс. жителей. Жи­ли­ще пря­мо­уголь­ное, квад­рат­ное или круг­лое, кар­кас­ное из жер­дей, об­ма­зан­ных гли­ной, на се­ве­ре – гли­но­бит­ное; на­руж­ные сте­ны мес­та­ми ор­на­мен­ти­ру­ются мо­заи­кой из би­то­го фар­фо­ра, ра­ку­шек и др. У зап. И. де­рев­ни со­сто­ят из верх­ней и ниж­ней (или стар­шей и млад­шей) по­ло­вин. Несколько де­ре­вень объ­е­ди­ня­лись в сою­зы. Мес­та­ми су­ще­ст­во­ва­ли во­ж­де­ст­ва во гла­ве с пра­ви­те­ля­ми (в г. Они­ча – оби, в Нри и Аро­чу­ку – эзе). Ика и не­ко­то­рые др. зап. И. вхо­ди­ли в со­став Древ­не­го Бе­ни­на. Рас­про­стра­не­ны куль­ты пред­ков (нди­чие), во­ды, до­б­рых и злых ду­хов (алу­си), лич­ных ду­хов-по­кро­ви­те­лей (чи), твор­ца Ве­ли­ко­го ду­ха Чу­ку (его де­ти – ду­хи солн­ца Ань­я­ху, Ань­ям­ву), ду­ха пло­до­ро­дия (Ад­жо­ку), ду­хов гро­ма (Ама­дио­ха), ба­ра­ба­на (Ико­ро), ду­ха оча­га – по­кро­ви­те­ля жен­щин (Эку). Су­ще­ст­ву­ют жре­цы, пред­ска­за­те­ли, вы­зы­ва­те­ли до­ж­дя, кол­ду­ны, зна­ха­ри. Ха­рак­тер­ны ве­ра в во­пло­ще­ние душ умер­ших, страх пе­ред близ­не­ца­ми (в про­шлом их умер­щв­ля­ли; см. Близ­неч­ные куль­ты). По­хо­ро­ны знат­ных лю­дей в про­шлом со­про­во­ж­да­лись че­ло­ве­че­ски­ми жерт­во­при­но­ше­ния­ми. Раз­ви­то из­го­тов­ле­ние гли­ня­ной и де­рев. скульп­ту­ры, ма­сок. Резь­ба по де­ре­ву от­но­сит­ся к вост. сти­ли­стич. груп­пе Гви­ней­ско­го по­бе­ре­жья. Ха­рак­тер­ны де­рев. скульп­ту­ры икен­га – муж­ская стоя­щая или си­дя­щая фи­гу­ра с ро­га­ми и ат­ри­бу­та­ми вла­сти (ору­жи­ем, тро­фея­ми и т. п.); по­сле смер­ти хо­зяи­на они унич­то­жа­ют­ся. Со­ору­жа­ли гли­но­бит­ные свя­ти­ли­ща с ор­на­мен­таль­ной рос­пи­сью стен и гли­ня­ны­ми ста­туя­ми бо­гов. Бы­ту­ет тра­диц. ка­лен­дарь с че­ты­рёх­днев­ной «ры­ноч­ной» не­де­лей, от­ме­ча­ет­ся празд­ник уро­жая ям­са.

Икенга.

Уст­ное твор­че­ст­во. Тра­диц. муз. стиль ико­ро­до – пе­ние в со­про­во­ж­де­нии не­сколь­ких ин­ст­ру­мен­тов. Рас­про­стра­не­на иг­ра на удар­ных ин­ст­ру­мен­тах, сре­ди ко­то­рых ба­ра­ба­ны разл. ви­дов, не­боль­шие кси­ло­фо­ны (2–12 кла­виш), ла­мел­ла­фо­ны, де­рев. и же­лез­ные ко­ло­коль­чи­ки, мно­го­числ. по­гре­муш­ки. Аэ­ро­фо­ны: флей­ты (ока­ри­ны и про­доль­ные), тру­бы (из ро­га жи­вот­но­го, из вы­су­шен­но­го пло­да ты­к­вы). По­пу­ляр­ный для всей Зап. Аф­ри­ки гор. муз. стиль – хай­лайф (смесь джа­за и тра­диц. му­зы­ки).

Лит.: Forde D., Jones G. I. The Ibo and ibi­bio-speking peoples of South-Eastern Nigeria. L., 1950; Uchendu V. C. The Igbo of Southe­ast Nigeria. N. Y., 1965; Basden G. T. Niger Ibos. 2nd ed. L., 1966; Igbo language and cul­ture / Ed. F. C. Ogbalu, E. N. Emananjo. Iba­dan; Oxf., 1975–1982. Vol. 1–2; Njoku J. E. The Igbo of Nigeria: ancient rites, changes, and sur­vival. Lewiston; Lampter, 1990; idem. Afri­can cultural values: Igbo political leadership in co­lonial Nigeria. N. Y.; L., 2006; Ogbaa K. Igbo. N. Y., 1995.

Вернуться к началу