ДАН
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДАН (в Кот-д’Ивуаре и Гвинее – якуба, в Либерии – гио, самоназвание – dan), народ на западе Кот-д’Ивуара (департаменты Ман, Данане, Биянкума, Туба) и на севере Либерии (восток графства Нимба). Численность в Кот-д’Ивуаре ок. 800 тыс. чел. (нач. 21 в., оценка), в Либерии 150–200 тыс. чел. Ок. 1 тыс. чел. живут на юго-востоке Гвинеи. Говорят на языке дан. В осн. сохраняют традиц. верования, до 30% – христиане (гл. обр. протестанты), есть мусульмане-сунниты (в осн. в городах).
Согласно устной традиции, прародина Д., как и родственных народов гуро, тура, муан, уан, – р-н Кла в префектуре Туба в Кот-д’Ивуаре (живущие здесь Д. выделяются в группу с отчётливым самосознанием). Имеют тесные контакты с кпелле-коно, мау, тура и мано, с преобладанием антагонизма – с гере и уобе, отношения шуточного родства (подшучивания) – с гуро, муан, уан, фульбе. В Кот-д’Ивуаре Д. и тура образуют одну из осн. этнополитич. группировок (её представитель Робер Геи был временным президентом в 2000). Традиц. культура Д. типична для Гвинейской подобласти Зап. Африки. Земледелие преим. подсечно-огневое, гл. культура – рис (в т. ч. заливной), выращивают также маниок, ямс, масличную пальму, арахис, бананы-плантен, на продажу – кофе, какао (на юге), гевею, орехи кола. Большое значение сохраняет охота. Распространено отходничество на плантации и рудники. Ремёсла – ткачество, кузнечное дело, гончарство, плетение, резьба по дереву: статуэтки (изображения женщины с ребёнком), миниатюрные маски-амулеты (ма), ритуальные ложки; маски (на юге – «скелетных» геометризированных форм; на севере – «классического», или «ядерного», стиля, с яйцевидным, заострённым книзу овалом, высоким выпуклым лбом, круглыми глазами у мужских и миндалевидными – у женских масок). Было известно литьё из бронзы по восковой модели. Традиц. одежда (до сер. 20 в.) – набедренные повязки, праздничная мужская одежда – бубу. Жилище прямоугольное и круглое, у кла и сев.-вост. якуба мужчины живут в прямоугольных, женщины – в круглых домах. Существуют крупные деревенские общины, которые объединяются рыночными циклами в кантоны. Сохраняются патрилинейные кланы (каждый возводит происхождение к мифич. предку, имеет имя и пищевой запрет – тотем), большесемейные общины, возрастные классы, тайные общества, имеется каста сказителей-гриотов йы, по происхождению – из народов манден (у кла гриотки занимаются гончарством). Система терминов родства типа омаха, наследование от старшего брата к младшему, брак патрилокальный, практикуются полигиния, левират, сорорат, «скрытая полиандрия» (терпимое отношение к сожительству жены с младшими братьями мужа), брачный выкуп, мужские и женские инициации; важны авункулатные отношения (в т. ч. ритуальная агрессия племянника к дяде). Распространены культ предков, представление о верховном божестве (Аби на западе, Злан на востоке), вера в колдунов – пожирателей душ (дымэ), обряды «охоты на колдунов»; мужские маски играют осн. роль в обрядах социального контроля. Фольклор – этиологич. и этногенетич. мифы, морализаторские рассказы, сказки. Муз. инструменты: барабаны – одно- и двухсторонние, щелевой, водяные; ламеллафон с резонатором из тыквы, арфолютня (типа коры), музыкальный лук (ган, зио), натуральные трубы – из слонового бивня с вдувным отверстием с вогнутой стороны (входят в оркестры деревенских вождей), из рога антилопы (во время с.-х. работ); поперечная флейта (во время воен. действий и обрядов). Распространено хоровое и сольное пение, обычно с инструментальным сопровождением (люди высокого социального статуса могут петь только в сопровождении оркестра из труб), в основном хвалебные песни (в честь воина, охотника, новоинициированных девочек и т. п.); особый жанр – песни о трикстере-Пауке. Некоторые песни связаны по происхождению с тайными обществами людей-оборотней. Танцы статичные, мужские и женские.