ГУ́ДИ ДЖЕК ДЖОН РЕНКИН
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГУ́ДИ (Goody) Джек Джон Ренкин (р. 27.7.1919, Сент-Олбанс), английский антрополог, чл. Британской академии (1976). С 1938 учился на факультете английской лит-ры в Сент-Джонс-колледже Кембриджского ун-та и в Баллиол-колледже в Оксфорде. Во время 2-й мировой войны (с 1939) воевал в Сев. Африке, в 1940–43 в плену в лагерях для военнопленных на Ближнем Востоке и в Италии. В 1946–50 продолжил учёбу в Кембридже на ф-те археологии и антропологии. Ученик М. Фортеса. В 1954–63 и 1973–84 преподавал социальную антропологию в Сент-Джонс-колледже, с 1960 его науч. сотрудник. В 1964–72 проф. ун-та Ганы (г. Легон), директор Центра афр. исследований (1966–73). С 1985 поч. проф. социальной антропологии. В 1950–52, 1956–57 и 1964–66 проводил полевые исследования в Гане. Автор трудов о социальной, политич. организации, верованиях и культуре народов Ганы, включая классич. монографию о дагари (дагаба, лодагаба), о федерации Нгбанья (см. в ст. Гонжа); теоретич. работ, в т. ч. по проблемам традиц. семейно-родственной (однолинейный и двойной счёт родства, организация домохозяйства, семейная экономика) и социально-политич. организации (становление традиц. монархии, способы передачи верховной власти, проблема феодализма вне ср.-век. Европы); сравнит. исследований систем питания, отношений родства и брака в Европе. Несмотря на то, что Г. учился у представителей структурализма и функционализма и многие годы с ними сотрудничал, его работы выдержаны преим. в историко-эволюционистском ключе. Наибольшую известность получили труды Г. о роли письменности и др. способов коммуникации в социокультурной истории обществ: он понимает способы коммуникации как механизм производства и воспроизводства идей, прослеживает воздействие графич. форм отражения речи на формирование сознания и развитие когнитивных процессов. Письменность и порождаемые ею способы организации данных (списки, таблицы и т. д.) рассматриваются им в связи с процессом возникновения логики, приводящим к многообразным изменениям в обществе, от образа жизни до социальной и политич. организации. В 1990-е гг. Г. изучал также неязыковые средства коммуникации, в частности символич. аспекты повседневного межличностного общения. В работах кон. 20 – нач. 21 вв., посвящённых антропологич. анализу культур Запада и Востока и истории их взаимодействия, Г. настаивает на неверности представлений об исключит. динамизме зап. цивилизации и «застойном» характере культур Востока.