Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГУ́ДИ ДЖЕК ДЖОН РЕНКИН

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 134

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. М. Бондаренко

ГУ́ДИ (Goody) Джек Джон Рен­кин (р. 27.7.1919, Сент-Ол­банс), английский ан­тро­по­лог, чл. Британской ака­де­мии (1976). С 1938 учил­ся на факультете анг­лий­ской лит-ры в Сент-Джонс-кол­лед­же Кем­бридж­ско­го ун-та и в Бал­ли­ол-кол­ле­дже в Окс­фор­де. Во вре­мя 2-й ми­ро­вой вой­ны (с 1939) вое­вал в Сев. Аф­ри­ке, в 1940–43 в пле­ну в ла­ге­рях для во­ен­но­плен­ных на Ближ­нем Вос­то­ке и в Ита­лии. В 1946–50 про­дол­жил учё­бу в Кем­брид­же на ф-те ар­хео­ло­гии и ан­тро­по­ло­гии. Уче­ник М. Фор­те­са. В 1954–63 и 1973–84 пре­по­да­вал со­ци­аль­ную ан­тро­по­ло­гию в Сент-Джонс-кол­лед­же, с 1960 его на­уч. со­труд­ник. В 1964–72 проф. ун-та Га­ны (г. Ле­гон), ди­рек­тор Цен­тра афр. ис­сле­до­ва­ний (1966–73). С 1985 поч. проф. со­ци­аль­ной ан­тро­по­ло­гии. В 1950–52, 1956–57 и 1964–66 про­во­дил по­ле­вые ис­сле­до­ва­ния в Га­не. Ав­тор тру­дов о со­ци­аль­ной, по­ли­тич. ор­га­ни­за­ции, ве­ро­ва­ни­ях и куль­ту­ре на­ро­дов Га­ны, вклю­чая клас­сич. мо­но­гра­фию о да­га­ри (да­га­ба, ло­да­га­ба), о фе­де­ра­ции Нгба­нья (см. в ст. Гон­жа); тео­ре­тич. ра­бот, в т. ч. по про­бле­мам тра­диц. се­мей­но-род­ст­вен­ной (од­но­ли­ней­ный и двой­ной счёт род­ст­ва, ор­га­ни­за­ция до­мо­хо­зяй­ст­ва, се­мей­ная эко­но­ми­ка) и со­ци­аль­но-по­ли­тич. ор­га­ни­за­ции (ста­нов­ле­ние тра­диц. мо­нар­хии, спо­со­бы пе­ре­да­чи вер­хов­ной вла­сти, про­бле­ма фео­да­лиз­ма вне ср.-век. Ев­ро­пы); срав­нит. ис­сле­до­ва­ний сис­тем пи­та­ния, от­но­ше­ний род­ст­ва и бра­ка в Ев­ро­пе. Не­смот­ря на то, что Г. учил­ся у пред­ста­ви­те­лей струк­ту­ра­лиз­ма и функ­цио­на­лиз­ма и мно­гие го­ды с ни­ми со­труд­ни­чал, его ра­бо­ты вы­дер­жа­ны пре­им. в ис­то­ри­ко-эво­лю­цио­ни­ст­ском клю­че. Наи­боль­шую из­вест­ность по­лу­чи­ли тру­ды Г. о ро­ли пись­мен­но­сти и др. спо­со­бов ком­му­ни­ка­ции в со­цио­куль­тур­ной ис­то­рии об­ществ: он по­ни­ма­ет спо­со­бы ком­му­ни­ка­ции как ме­ха­низм про­из­вод­ст­ва и вос­про­из­вод­ст­ва идей, про­сле­жи­ва­ет воз­дей­ст­вие гра­фич. форм от­ра­же­ния ре­чи на фор­ми­ро­ва­ние со­зна­ния и раз­ви­тие ког­ни­тив­ных про­цес­сов. Пись­мен­ность и по­ро­ж­дае­мые ею спо­со­бы ор­га­ни­за­ции дан­ных (спи­ски, таб­ли­цы и т. д.) рас­смат­ри­ва­ют­ся им в свя­зи с про­цес­сом воз­ник­но­ве­ния ло­ги­ки, при­во­дя­щим к мно­го­об­раз­ным из­мене­ни­ям в об­ще­ст­ве, от об­раза жиз­ни до со­ци­аль­ной и по­ли­тич. ор­га­ни­за­ции. В 1990-е гг. Г. изу­чал так­же не­язы­ко­вые сред­ст­ва ком­му­ни­ка­ции, в ча­ст­но­сти сим­во­лич. ас­пек­ты по­все­днев­но­го меж­лич­но­ст­но­го об­ще­ния. В ра­бо­тах кон. 20 – нач. 21 вв., по­свя­щён­ных ан­тро­по­ло­гич. ана­ли­зу куль­тур За­па­да и Вос­то­ка и ис­то­рии их взаи­мо­дей­ст­вия, Г. на­стаи­ва­ет на не­вер­но­сти пред­став­ле­ний об ис­клю­чит. ди­на­миз­ме зап. ци­ви­ли­за­ции и «за­стой­ном» ха­рак­те­ре куль­тур Вос­то­ка.

Соч.: Death, property and the ancestors. A stu­dy of the mortuary customs of the LoDagaba of West Africa. L., 1962; Comparative studies of kinship. L., 1969; Technology, tradition and the state in Africa. L., 1971; The domestication of savage mind. Camb., 1977; The development of the family and marriage in Europe. Camb., 1983; The logic of writing and the organization of society. Camb., 1986; The interface between the written and the oral. Camb., 1987; The East in the West. Camb., 1996; Representations and contradictions: ambivalence towards images, theatre, fiction, relics and sexuality. L., 1997; The power of the written tradition. Wash., 2000; Capitalism and modernity. L., 2004; Islam in Europe. L., 2004.

Вернуться к началу