Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БОЛГА́РЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2016 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Ю. Мартынова; Е. М. Фраёнова (устное творчество)

БОЛГА́РЫ (самоназвание - българи), 1) население Болгарии. 2) Славянский народ, основное население Болгарии. Численность 5,6 млн. чел. (2011, перепись). Живут также на юго-западе Украины (204,6 тыс. чел., из них в Одесской обл. 150,7 тыс. чел.  2001, перепись), юге Молдавии (бессарабские, или буджакские, Б.; 79,5 тыс. чел.  2004, перепись), востоке Сербии (Пчиньский округ, города Димитровград и Ниш; 19,6 тыс. чел.  2011, перепись), в Румынии (7,3 тыс. чел.  2011, перепись), а также в Турции (в основном помаки; 277 тыс. чел.  2005, оценка), Греции (до 150 тыс. чел.), Германии (183 тыс. чел.  2011, перепись), Великобритании (40 тыс. чел.  2011, перепись), России (24,0 тыс. чел.  2010, перепись), США (55 тыс. чел.  2000, перепись) и др. Говорят на болгарском языке. Верующие в осн. православные, есть мусульмане (помаки), католики (в осн. в районе Пловдива и на среднем Дунае, а также в Македонии, Греции, Турции, ряде стран Западной Европы и Америки) и протестанты (пятидесятники, адвентисты, баптисты, конгрегационалисты, методисты).

В эт­но­ге­не­зе Б. уча­ст­во­ва­ли фра­кий­цы (фра­кий­ские чер­ты про­яв­ля­ют­ся в совр. куль­ту­ре Б., осо­бен­но к югу от Бал­кан­ско­го хреб­та), сла­вя­не, за­се­лив­шие тер­ри­то­рию Бол­га­рии в 6–7 вв., и тюр­ки-бул­га­ры, за­вое­вав­шие Бол­га­рию в 680-е гг. и впо­след­ст­вии ас­си­ми­ли­ро­ван­ные сла­вя­на­ми. Куль­ту­ра Б., пе­ре­жи­вав­шая рас­цвет в пе­рио­ды Пер­во­го и Вто­ро­го Бол­гар­ских царств, под­вер­г­лась раз­ру­ше­нию по­сле Ос­ман­ско­го за­вое­ва­ния (кон. 14 в.). В 15 в. боль­шин­ст­во на­се­ле­ния болг. го­ро­дов со­став­ля­ли тур­ки и гре­ки, зна­чит. часть Б. (осо­бен­но в рай­оне Ро­доп­ских гор) бы­ла на­силь­ст­вен­но об­ра­ще­на в ис­лам (вслед­ст­вие сво­ей обо­соб­лен­но­сти ро­доп­ские по­ма­ки со­хра­ни­ли ар­ха­ич. чер­ты язы­ка и куль­ту­ры). С на­пи­са­ни­ем в 1762 «Ис­то­рии сла­вя­но-бол­гар­ской…» Паи­си­ем Хи­лан­дар­ским на­чи­на­ет раз­ви­вать­ся Болг. воз­ро­ж­де­ние. В 18–19 вв. как про­ти­во­дей­ст­вие тюр­ки­за­ции про­ис­хо­дит мас­со­вая эмиг­ра­ция Б. в Ба­нат, Ру­мы­нию и на Ук­раи­ну, с кон. 19 в.  в др. стра­ны Ев­ро­пы и в США. В СССР в 1920-е гг. бы­ли соз­да­ны болг. нац. рай­оны и сель­со­ве­ты. В 1940-е гг. часть Б. СССР под­вер­глась де­пор­та­ции в Си­бирь.

Болгарская традиционная одежда: 1 – женский двупрестилочный костюм. Северо-Западная Болгария (обл. Монтана); 2 – женский сукманный костюм (сукман со вставными боковыми клиньями, на ногах &... Рис. Е. А. Афремовой

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­родов Юго-Вост. Ев­ро­пы. Сфор­ми­ро­ва­лись эт­но­гра­фич. груп­пы: шо­пы (на за­па­де), по­лян­цы (Ду­най­ская рав­ни­на), до­б­руд­жан­цы (До­б­руд­жа), бал­кан­цы (Бал­кан­ские го­ры). Из зем­ле­дельч. куль­тур ос­нов­ная – пше­ни­ца, с 17 в. рас­про­стра­ни­лась ку­ку­ру­за, под влия­ни­ем ту­рок – та­бак, мас­лич­ная ро­за. До кон. 19 в. важ­ней­шей от­рас­лью хо­зяй­ст­ва бы­ло от­гон­ное ско­то­вод­ст­во. Бы­ло раз­ви­то про­из-во сук­на (аба), без­вор­со­вых (вы­де­ля­ют­ся цен­тры: Чи­пров­цы на се­ве­ро-за­па­де Бол­га­рии – с чёр­но-крас­ным рас­ти­тель­ным узо­ром, с 17 в.; Ко­тел на вос­то­ке Бал­кан­ско­го хреб­та – с гео­мет­рич. ор­на­мен­том, с 18 в.) и вор­со­вых (с 1893 – в Па­на­гю­риш­те) ков­ров, по­лив­ной ке­ра­ми­ки с рель­еф­ным де­ко­ром (Тро­ян, Трын и др.), мед­ной по­су­ды (Сред­на-Го­ра, Ро­до­пы), се­реб­ря­ных ук­ра­ше­ний. В сред­ние ве­ка ре­мес­лен­ни­ки объ­е­ди­ня­лись в це­хи (эс­на­фы). Тра­диц. сё­ла – раз­бро­сан­ной (в пред­гор­ных и гор­ных рай­онах) и ку­че­вой (на рав­ни­нах) пла­ни­ров­ки. Родств. се­мьи за­се­ля­ли отд. часть по­се­ле­ния (ма­ха­ла). Осн. вид тра­диц. по­стро­ек – кар­кас­ный. В Ро­до­пах до 20 в. со­хра­ня­лись сруб­ные до­ма, в По­ду­на­вье – зем­лян­ки. Жи­ли­ще на рав­ни­нах – од­но­этаж­ное, в го­рах – двух-трёх­этаж­ное. Осн. по­ме­ще­ния в до­ме – об­щая ком­ната с ка­ми­ном (кыш­та), жи­лые ком­на­ты (со­ба, стая) и кры­тая тер­ра­са; ро­доп­ский дом имел гос­те­вую ком­на­ту (кьошк). Хлеб­ная печь рас­про­стра­ни­лась в 19 в., до это­го хлеб (пи­та) пек­ли в ка­ми­не на ско­во­ро­де или в зо­ле. По празд­ни­кам го­то­вят слоё­ный пи­рог с брын­зой и ово­ща­ми (ба­ни­ца, млин). Осн. мо­лоч­ная пи­ща – брын­за. Мя­со жа­рят на вер­те­ле, ту­шат, су­шат и со­лят впрок (пастъ­рма) и др. В пи­щу до­бав­ля­ют крас­ный пе­рец и пря­ные при­пра­вы. Тра­диц. жен­ская оде­ж­да трёх ти­пов: ру­ба­ха с тре­уголь­ны­ми по­ли­ка­ми, по­верх ко­то­рой на­де­ва­ли пре­стил­ку – два узор­ных фар­ту­ка (на се­ве­ре) или не­сши­тую юб­ку (у му­суль­ма­нок Зап. Ро­доп); ту­ни­ко­об­раз­ная ру­ба­ха с сук­ма­ном – си­ним или чёр­ным шер­стя­ным са­ра­фа­ном (в Центр. Бол­га­рии, в Родо­пах – с длинными рукавами); ру­ба­ха с саей – рас­паш­ной курт­кой (в Юж. Бол­га­рии). Го­лов­ной убор – платок, ша­почка на твёр­дой ос­но­ве в фор­ме вы­со­ко­го ци­лин­д­ра, усе­чён­но­го ко­ну­са, од­но-, дву­ро­гий и т. п. Муж­ская оде­ж­да – из бе­ло­го сук­на (бе­ло­дреш­ко­вая): уз­кие или ши­ро­кие до ко­лен шта­ны и курт­ка. В 18–19 вв. на вос­то­ке и юге рас­про­стра­ни­лась оде­ж­да из тём­но­го сук­на (чер­но­дреш­ко­вая), близ­кая к ту­рец­кой: шта­ны с ши­ро­ким ша­гом и уз­ки­ми го­ле­ни­ща­ми, пря­мая курт­ка до та­лии и жи­лет (елек); ук­ра­ша­лась цвет­ным шну­ром-гай­та­ном, но­си­лась с ту­ни­ко­об­раз­ной вы­ши­той ру­ба­хой и ши­ро­ким, обёр­ну­тым в неск. раз, крас­ным поя­сом. До 19 в. бы­то­ва­ли боль­шие пат­ри­ар­халь­ные се­мьи (за­дру­га), род­ст­вен­ные груп­пы (род, фа­ми­лия), обы­чай уво­да (при­ста­ва­не) или умы­ка­ния (зав­ли­ча­не) не­вес­ты, ве­ра в жен­ские бо­же­ст­ва (са­мо­ви­лы). Со­хра­ня­ют­ся обы­чай об­щин­ной взаи­мо­по­мо­щи (тла­ка), де­ви­чьи по­си­дел­ки (се­дян­ки), от­ме­ча­ют день свя­то­го – по­кро­ви­те­ля ро­да (све­тец), День уро­жая (Сбор), по­ми­наль­ные дни (за­душ­ни­цы). 1 мар­та да­рят друг дру­гу бан­ти­ки из крас­ных и бе­лых ни­ток (мар­те­ни­цы); на Свят­ки (Ко­ле­да) и Мас­ле­ни­цу (Сыр­ни­це) до­ма об­хо­дят ря­же­ные муж­чи­ны (ку­ке­ры, сур­ва­ска­ры), за не­де­лю до Пас­хи – мо­ло­дые жен­щи­ны (ла­зар­ки); ве­сен­ний вы­гон ско­та в день св. Ге­ор­гия (24 апр.) со­про­во­ж­да­ет­ся жерт­во­при­но­ше­ни­ем ба­ра­на (кур­бан); во вре­мя за­су­хи ле­том во­дят де­воч­ку в ро­ли ба­боч­ки (пе­пе­ру­да). Из тра­диц. ис­кус­ст­ва раз­ви­ты вы­шив­ка, резь­ба по де­ре­ву; в пе­ри­од Воз­ро­ж­де­ния сфор­ми­ро­ва­лись ме­ст­ные шко­лы ар­хи­тек­тур­ной резь­бы – бан­ская, дебр­ская, са­мо­ков­ская, трев­нев­ская.

Уст­ное твор­че­ст­во. Свое­об­ра­зие народной вокальной (преобладают одноголосные песни), танцевальной и ин­ст­ру­мен­таль­ной му­зы­ки Б. обу­слов­ле­но слия­ни­ем раз­ных эт­нич. эле­мен­тов. Сис­те­ма тра­диц. жан­ров фольк­ло­ра – об­ще­сла­вян­ско­го ти­па, рит­мич. фор­му­лы зем­ле­дельч. и сва­деб­ных пе­сен сход­ны с вост.-сла­вян­ски­ми; пес­ни и тан­цы, свя­зан­ные с куль­том во­ды (об­ряд за­кли­на­ния до­ж­дя – пе­пе­ру­да), ог­ня («не­сти­нар­ские пля­ски»), об­ря­до­вые тан­цы-пан­то­ми­мы («ку­кер­ские иг­ры») вос­хо­дят, пред­по­ло­жи­тель­но, к фра­кий­ско­му суб­стра­ту. Рит­мич. и ла­до­вая сис­те­мы, тра­диц. муз. ин­ст­ру­мен­та­рий со­еди­ни­ли чер­ты сла­вян­ских, тюрк­ских (вос­хо­дя­щие к про­то­бол­га­рам, а так­же за­им­ст­во­ван­ные у ту­рок), греч. и др. со­сед­них куль­тур. Эпич. пес­ни скла­ды­ва­лись с 14–15 вв. (те­ма­ти­ка юнац­ких, гай­дуц­ких пе­сен свя­за­на с ос­во­бо­дит. борь­бой). Наи­бо­лее ори­ги­наль­ная чер­та нар. твор­че­ст­ва Б.  рит­ми­ка бы­ст­рых хо­ро­вод­ных пе­сен-пля­сок (хо­ро), где разл. ком­би­на­ции «ко­рот­ких» (в муз. за­пи­си $2\atop 16$) и «длин­ных» ($3\atop 16$) ша­гов соз­да­ют струк­ту­ры с по­лу­тор­ным со­от­но­ше­ни­ем рит­мич. до­лей (т. н. не­рав­но­доль­ные так­ты): $5 \atop 16$($3 \atop 16$ + $2 \atop 16$) или ($2 \atop 16$ + $3 \atop 16$);  $7 \atop 16$ ($2 \atop 16$+ $2 \atop 16$ + $3 \atop 16$; пля­ска «ру­че­ни­ца»$)$; $8 \atop 16$ ($3 \atop 16$+$2 \atop 16$+$3 \atop 16$) ; $9 \atop 16$  ­ и др. Тра­диц. ин­ст­ру­мен­ты: ду­хо­вые – про­доль­ные флей­ты ка­вал и ду­дук (со сви­ст­ко­вым уст­рой­ст­вом), во­лын­ка гай­да; струн­ные – щип­ко­вый там­бу­ра (бул­га­рия, баг­ла­ма; ис­поль­зу­ет­ся как соль­ный и ак­ком­па­ни­рую­щий; см. в ст. Тан­бур), смыч­ко­вые га­дул­ка (3-струн­ный; род­ст­вен­ный ин­ст­ру­мент – греч. ли­ра­ки) и гус­ла (од­но­струн­ный; есть у всех юж. сла­вян, ис­поль­зу­ет­ся для со­про­во­ж­де­ния эпич. пе­сен); ба­ра­бан ту­пан, бу­бен дай­ре. В совр. ан­самб­ли нар. му­зы­ки вхо­дят так­же клар­нет, скрип­ка и др. Песни, танцы разных групп Б. исполняют ансамбли «Тракия», «Севернячки», «Пирин» и др.; фольклор шопов, включая архаические 2–3-голосные песни и старинные формы хоровода – ансамбль «Бистрицкие бабушки» (включён в Список шедевров устного и нематериального наследия человечества ЮНЕСКО,  2005, 2008).

Лит.: По­пов М., Мар­ков Г. Г. Ан­тро­по­ло­гия на българ­ския на­род. Со­фия, 1959. Т. 1; Хри­стов Д. Тео­ре­ти­че­ские ос­но­вы бол­гар­ской на­род­ной му­зы­ки. М., 1959; Джуд­жев Ст. Българ­ска на­род­на му­зи­ка. Со­фия, 1970–1975. Т. 1–2; Ан­ге­лов Д. Фор­ми­ро­ва­не и раз­ви­тие на българ­ска­та на­род­ност. Со­фия, 1980; Ген­чев С. На­род­на кул­ту­ра и ет­но­гра­фия. Со­фия, 1984; Бол­га­ры: Очерк тра­ди­ци­он­ной на­род­ной куль­ту­ры. Со­фия, 1984.

  • БОЛГА́РЫ слав. народ, осн. население Болгарии (2005)
Вернуться к началу