АЛЕУ́ТЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АЛЕУ́ТЫ (самоназвания – унанган, унангас; букв. – жители побережья), один из эскимосско-алеутских народов на северо-западе США и северо-востоке России. Живут в осн. на Командорских (с. Никольское на о. Беринга) и Алеутских о-вах, юго-западе Аляски и прилегающих островах. Численность в России 540 чел. (из них 464 чел. – в Камчатской обл.; 2002, перепись), США – 2,5 тыс. чел. (2000, оценка). Относятся к арктической расе. Говорят на алеутском языке, есть носители медновско-алеутского языка. В США говорят также на англ. яз., в России большинство перешло на рус. яз. Верующие – православные, с 1993 появились приверженцы Церкви Полного Евангелия (близки к пятидесятникам).
Обособление А. от эскимосско-алеутской общности происходило, по-видимому, на Алеутских о-вах в 6–3-м тыс. до н. э. Численность в доконтактный период 12–15 тыс. чел. С сер. 18 в. испытывали влияние русских, с 1799 находились под управлением Российско-Американской компании, были обращены в православие, распространились письменность, школьное обучение. В 19 в. часть А. была переселена компанией на Командорские о-ва и о-ва Прибылова. После перехода Алеутских о-вов к США (1867) амер. А. находились под управлением воен. администрации, с 1915 – Бюро по делам индейцев. Численность А. резко упала в кон. 19 – нач. 20 вв. В СССР в 1926 был создан Туземный совет (с 1932 – Алеутский нац. р-н, с 1996 – Алеутский р-н). До сер. 20 в. А. делились на вост. (уналашкинскую) и зап. (аттовскую) группы. Во время 2-й мировой войны (после захвата японцами о. Атка) аттовские А. были вывезены американцами на Аляску, в 1946–48 возвращены на Алеутские о-ва (о. Атка). С сер. 20 в. численность А. возрастает, в 1960-х гг. в США началось движение за возрождение алеутской культуры, возникла Алеутская лига, входящая в Федерацию коренных народов Аляски, с 1971 хозяйственными проблемами занимается Алеутская региональная корпорация. Совр. А. США заняты на котиковых промыслах, работают по найму в рыбоконсервной пром-сти. Командорские А. занимаются рыболовством и зверобойным промыслом, огородничеством и животноводством. В 1990-х гг. возникли Ассоциация алеутов «Анасарко» и Междунар. ассоциация алеутов.
Осн. традиц. занятие – зверобойный промысел и рыболовство. Зимние жилища (до нач. 19 в.) – полуземлянки, освещаемые и отопляемые жировой лампой, со светодымовым отверстием в кровле, служившим также входом (наверх забирались по бревну с зарубками). У вост. А. были известны большие полуземлянки (улагамах, в рус. лит-ре – улягам) для большесемейных общин (по 10–40 малых семей). Поселения управлялись вождями (тукух, позднее – туйунах, тоёны) и советами старейшин. Сохранялись элементы материнских и отцовских родовых отношений, полигамия, выкуп и отработки за жену, гостеприимный гетеризм, кросс-кузенный брак, авункулат. К сер. 18 в. существовали социальная дифференциация, воен. организация, домашнее рабство. Традиц. религия – вера в духов, охотничья магия, шаманизм. Практиковалась мумификация умерших.
Осн. праздник – зимнего солнцестояния. Ко времени прихода русских были распространены героич. эпос, богатырские и мифологич. сказки, в т. ч. из цикла о Во́роне. В муз. творчестве выделялись близкие к эскимосским врачевательные и семейно-бытовые песни, для которых характерны звукоподражания и вокальное интонирование, опирающееся на речевые формы (диапазон – в пределах квинты). Алеуты Алеутских о-вов заимствовали у русских наигрыши на балалайке, гармонике, у американцев – танцы в стиле кантри, на Командорских о-вах распространены кадрили, рус. гор. романсы, частушки (до сер. 20 в.), исполняемые на алеутском яз. под гитару и гармонику. Популярны танцы типа баланс, объединяющие элементы разных традиций. Были развиты резьба по дереву и кости (украшения, амулеты, фигурки животных и людей, дерев. маски для ритуальных танцев и погребальные), гравировка по кости, узорное полихромное плетение из травы, т. н. шёковое, по технике близкое к ткачеству (циновки, утварь), орнаментальная и сюжетная (изображения животных, бытовые и охотничьи сцены) роспись по дереву (древки дротиков, охотничьи шляпы и др.). Отличит. черту охотничьего костюма (особенно с сер. 18 в.) составляли мужские дерев. конич. шляпы, надевавшиеся поверх капюшона камлейки: с удлинённым козырьком, украшенные полихромной росписью, резными костяными бляшками, перьями, сивучьим усом и др.; на макушке помещалась костяная фигурка зверя или птицы. Форма и орнамент зависели от социального статуса владельца. Крупные криволинейные орнаментальные мотивы алеутских шляп некоторыми учёными возводятся к древнеберингоморской культуре и через неё – к древнему иск-ву народов нижнего Амура, Вост. и Юго-Вост. Азии, Океании и Австралии.