Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАНСИО́Н

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 230-231

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. В. Кеворкова

ПАНСИО́Н (франц. pension, от лат. pen­sio, букв. – взве­ши­ва­ние; взве­ши­ва­ние пла­тёж­но­го сред­ст­ва, пла­тёж), за­кры­тое учеб­ное за­ве­де­ние с об­ще­жи­ти­ем и пол­ным со­дер­жа­ни­ем уча­щих­ся.

В Зап. Ев­ро­пе П. воз­ник­ли в пе­ри­од ран­не­го Сред­не­ве­ко­вья, пер­во­на­чаль­но при ду­хов­но-учеб­ных за­ве­де­ни­ях. Позд­нее при дво­рах пра­ви­те­лей отд. герм. зе­мель поя­ви­лись свет­ские П., т. н. при­двор­ные шко­лы. С 13 в. соз­да­ва­лись П. при ун-тах (Сор­бон­на во Фран­ции, Окс­форд­ский и Кем­бридж­ский ун-ты в Ве­ли­ко­бри­та­нии). С кон. 16 в. в Ве­ли­ко­бри­та­нии и Гер­ма­нии П. от­кры­ва­лись при сред­них шко­лах (гим­на­зи­ях).

Ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние П. по­лу­чи­ли в 19 в., осо­бен­но во Фран­ции и Ве­ли­ко­бри­та­нии. Во Фран­ции П. име­лись при всех гос. ли­це­ях, мн. гор. кол­ле­жах, ча­ст­ных ду­хов­ных учеб­ных за­ве­де­ни­ях. В Ве­ли­ко­бри­та­нии боль­шая часть де­тей дво­рян, со­стоя­тель­ных зем­ле­вла­дель­цев и про­мыш­лен­ни­ков вос­пи­ты­ва­лась в П. при паб­лик скулз. Разл. ти­пы П. соз­да­ва­лись в Гер­ма­нии; в Ита­лии, Бель­гии, Швей­ца­рии П. на­хо­ди­лись гл. обр. при ду­хов­ных шко­лах.

В Рос­сии П. от­кры­ва­лись при гим­на­зи­ях и про­гим­на­зи­ях, под­го­то­вит. клас­сах, при выс­ших учеб­ных за­ве­де­ни­ях, осо­бую раз­но­вид­ность со­став­ля­ли пан­сио­ны-при­юты для си­рот и обез­до­лен­ных. Все эли­тар­ные за­кры­тые учеб­ные за­ве­де­ния кон. 18–19 вв., в т. ч. Бла­го­род­ный пан­си­он при Моск. ун-те, ли­цеи, Па­же­ский кор­пус, Глав­ный пе­да­го­ги­че­ский ин­сти­тут, дво­рян­ские ин­сти­ту­ты, жен­ские ин­сти­ту­ты (см. в ст. Жен­ское об­ра­зо­ва­ние), ка­дет­ские кор­пу­са, име­ли П. Од­ним из наи­бо­лее влия­тель­ных сто­рон­ни­ков соз­да­ния бла­го­род­ных П. был С. С. Ува­ров. П. под­чи­ня­лись об­щим пра­ви­лам Мин-ва нар. про­све­ще­ния, их дея­тель­ность ре­гу­ли­ро­ва­лась учеб­ны­ми ус­та­ва­ми. Су­ще­ст­во­вал ряд П., поль­зо­вав­ших­ся мо­нар­шим по­пе­чи­тель­ст­вом: при­ют Алек­сан­д­ра II в Ка­лу­ге, Алек­сан­д­ров­ско-Ни­ко­ла­ев­ский дво­рян­ский пан­си­он в Кур­ске, Пет­ров­ско-Алек­сан­д­ров­ский пан­си­он в Мо­ск­ве, Алек­сан­д­ров­ский пан­си­он в Са­ра­то­ве. Во­ен. учеб­ные за­ве­де­ния име­ли П. в обя­зат. по­ряд­ке, кро­ме то­го, су­ще­ст­во­ва­ли под­го­то­вит. П. при Ни­ко­ла­ев­ском ка­дет­ском кор­пу­се, П. для де­тей офи­це­ров и чи­нов­ни­ков Си­бир­ско­го ка­зачь­е­го вой­ска, вар­шав­ский Ни­ко­ла­ев­ский пан­си­он для сол­дат­ских де­тей и др. С 1860-х гг. в со­от­вет­ст­вии с ре­фор­мой об­ра­зо­ва­ния по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние П. при гу­берн­ских гим­на­зи­ях (С.-Пе­тер­бург, Пет­ро­за­водск, Ка­зань и др.). Соз­да­ва­лись П. для обу­че­ния не­рус­ских де­тей (Юж­но­сла­вян­ский пан­си­он Ф. Н. Мин­ко­ва в Ни­ко­лае­ве, П. для гор­цев в Став­ро­поль­ской гим­на­зии). С 1880-х гг. прак­ти­ко­ва­лась се­зон­ная фор­ма П. – в лет­них го­род­ских и за­го­род­ных ко­ло­ни­ях, а так­же по ини­циа­ти­ве зем­ских и гу­берн­ских к-тов соз­да­ва­лись зем­ле­дель­че­ские и ре­мес­лен­ные пан­си­оны-при­юты для не­бла­го­по­луч­ных де­тей.

Ис­то­рия ча­ст­ных П. в Рос­сии вос­хо­дит к уч­ре­ж­де­ни­ям ти­па соз­дан­но­го в 1794 в С.-Пе­тер­бур­ге П. аб­ба­та Д. Ш. Ни­ко­ля, ру­ко­во­ди­мо­го Г. Груб­бе­ром. Они бы­ли рас­счи­та­ны на 10–15 раз­но­воз­ра­ст­ных юно­шей, не ор­га­ни­зо­ван­ных в клас­сы. Пре­по­да­ва­те­ли (2–3 чел.) чи­та­ли все кур­сы, и ред­ко на рус. язы­ке. В 1810–1820-х гг. су­ще­ст­во­ва­ли гл. обр. ие­зу­ит­ские и про­тес­тант­ские П., со­дер­жав­шие­ся фран­цу­за­ми и нем­ца­ми (пан­сио­ны Ф. И. Кис­те­ра, В. И. Штейн­ге­ля в Мо­ск­ве и др.); в даль­ней­шем поя­ви­лись рус. ча­ст­ные П. (напр., при­го­то­ви­тель­ный П. Ни­ко­ла­ев­ско­го кав. уч-ща А. В. Ша­кее­ва в С.-Пе­тер­бур­ге). В нач. 20 в. ча­ст­ные шко­лы, в т. ч. имев­шие П., по­лу­чи­ли пра­во­вой ста­тус (За­кон о ча­ст­ных учеб­ных за­ве­де­ни­ях и кур­сах Мин-ва нар. про­све­ще­ния, не поль­зую­щих­ся пра­ва­ми пра­ви­тельств. учеб­ных за­ве­де­ний, 1915). По­сле 1917 не­ко­то­рые тра­ди­ции обу­че­ния в П. со­хра­ни­лись в уч­ре­ж­де­ни­ях са­на­тор­но-оз­до­ро­вит. ти­па, шко­лах-ин­тер­на­тах.

С 1990-х гг. про­ис­хо­дит воз­ро­ж­де­ние П. в Рос­сии. От­кры­ва­ют­ся в осн. ча­ст­ные шко­лы-пан­сио­ны, но имею­щие гос. ак­кре­ди­та­цию; дей­ст­ву­ют так­же пра­во­слав­ные шко­лы-пан­сио­ны.

Лит.: О бла­го­род­ных пан­сио­нах при гим­на­зи­ях. СПб., 1864.

Вернуться к началу