ПАНСИО́Н
-
Рубрика: Образование
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАНСИО́Н (франц. pension, от лат. pensio, букв. – взвешивание; взвешивание платёжного средства, платёж), закрытое учебное заведение с общежитием и полным содержанием учащихся.
В Зап. Европе П. возникли в период раннего Средневековья, первоначально при духовно-учебных заведениях. Позднее при дворах правителей отд. герм. земель появились светские П., т. н. придворные школы. С 13 в. создавались П. при ун-тах (Сорбонна во Франции, Оксфордский и Кембриджский ун-ты в Великобритании). С кон. 16 в. в Великобритании и Германии П. открывались при средних школах (гимназиях).
Широкое распространение П. получили в 19 в., особенно во Франции и Великобритании. Во Франции П. имелись при всех гос. лицеях, мн. гор. коллежах, частных духовных учебных заведениях. В Великобритании большая часть детей дворян, состоятельных землевладельцев и промышленников воспитывалась в П. при паблик скулз. Разл. типы П. создавались в Германии; в Италии, Бельгии, Швейцарии П. находились гл. обр. при духовных школах.
В России П. открывались при гимназиях и прогимназиях, подготовит. классах, при высших учебных заведениях, особую разновидность составляли пансионы-приюты для сирот и обездоленных. Все элитарные закрытые учебные заведения кон. 18–19 вв., в т. ч. Благородный пансион при Моск. ун-те, лицеи, Пажеский корпус, Главный педагогический институт, дворянские институты, женские институты (см. в ст. Женское образование), кадетские корпуса, имели П. Одним из наиболее влиятельных сторонников создания благородных П. был С. С. Уваров. П. подчинялись общим правилам Мин-ва нар. просвещения, их деятельность регулировалась учебными уставами. Существовал ряд П., пользовавшихся монаршим попечительством: приют Александра II в Калуге, Александровско-Николаевский дворянский пансион в Курске, Петровско-Александровский пансион в Москве, Александровский пансион в Саратове. Воен. учебные заведения имели П. в обязат. порядке, кроме того, существовали подготовит. П. при Николаевском кадетском корпусе, П. для детей офицеров и чиновников Сибирского казачьего войска, варшавский Николаевский пансион для солдатских детей и др. С 1860-х гг. в соответствии с реформой образования получили распространение П. при губернских гимназиях (С.-Петербург, Петрозаводск, Казань и др.). Создавались П. для обучения нерусских детей (Южнославянский пансион Ф. Н. Минкова в Николаеве, П. для горцев в Ставропольской гимназии). С 1880-х гг. практиковалась сезонная форма П. – в летних городских и загородных колониях, а также по инициативе земских и губернских к-тов создавались земледельческие и ремесленные пансионы-приюты для неблагополучных детей.
История частных П. в России восходит к учреждениям типа созданного в 1794 в С.-Петербурге П. аббата Д. Ш. Николя, руководимого Г. Груббером. Они были рассчитаны на 10–15 разновозрастных юношей, не организованных в классы. Преподаватели (2–3 чел.) читали все курсы, и редко на рус. языке. В 1810–1820-х гг. существовали гл. обр. иезуитские и протестантские П., содержавшиеся французами и немцами (пансионы Ф. И. Кистера, В. И. Штейнгеля в Москве и др.); в дальнейшем появились рус. частные П. (напр., приготовительный П. Николаевского кав. уч-ща А. В. Шакеева в С.-Петербурге). В нач. 20 в. частные школы, в т. ч. имевшие П., получили правовой статус (Закон о частных учебных заведениях и курсах Мин-ва нар. просвещения, не пользующихся правами правительств. учебных заведений, 1915). После 1917 некоторые традиции обучения в П. сохранились в учреждениях санаторно-оздоровит. типа, школах-интернатах.
С 1990-х гг. происходит возрождение П. в России. Открываются в осн. частные школы-пансионы, но имеющие гос. аккредитацию; действуют также православные школы-пансионы.