ПА́БЛИК СКУЛЗ
-
Рубрика: Образование
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПА́БЛИК СКУЛЗ (Public schools), частные привилегированные средние школы в Великобритании, сохраняющие аристократич. традиции. Появились в 14 в. Назв. «П. с.» («обществ. школы») в 19 в. распространилось на группу т. н. классич. грамматических школ с интернатами для мальчиков, поступавших в них из разл. графств. Условием поступления в П. с. является высокая плата за обучение, исключение делается для одарённых детей из бедных слоёв населения. Определяющее значение для становления П. с. имела деятельность англ. педагога Т. Арнолда, директора (1828–42) школы в Рагби (Регби; графство Уорикшир). Введённая им в школе система нравств. воспитания, уделявшая осн. внимание формированию качеств лидеров, принята в др. П. с. и сохранилась в совр. школах этого типа. Одновременно с делением на классы по возрастам П. с. были разделены на «дома» (пансионаты), объединявшие школьников разных возрастов, где воспитат. функции выполняет не только учитель, но и гл. обр. сами ученики. Осн. задачей П. с. стала подготовка учащихся к продолжению образования в элитарных Оксфордском и Кембриджском ун-тах и воспитание будущих гос. деятелей, политич., воен. и дипломатич. лидеров и высшего духовенства. Положение П. с. закреплено законодательно в 1868. Кроме расширения классич. программ за счёт математики, естеств.-науч. дисциплин, новых языков и др. общеобразоват. предметов, предусматривалось создание постоянной конференции директоров П. с., что способствовало их окончат. обособлению от грамматич. школ. Со 2-й пол. 19 в. число П. с. стало расти: в 1902 их насчитывалось 64, к 1937 – 130, где обучалось примерно 50 тыс. мальчиков. Помимо мужских, существовали женские П. с., в которых также обучалось 5–6% мальчиков. В 1930–40-х гг. не менее половины студентов ведущих англ. ун-тов были выпускниками П. с. В послевоенный период обсуждения школьной реформы радикальные круги предлагали ликвидировать П. с., но результатом дискуссий явилось только требование предоставлять в них 25% бесплатных мест учащимся гос. школ (Акт об образовании, 1944). Классовая исключительность, высокая плата за обучение, приверженность традициям остаются отличит. чертами П. с. В совр. условиях важное место также имеет ориентировка выпускников на работу в пром-сти и науке, в содержание учебных планов введены программирование и микроэлектроника. К сер. 1990-х гг. в Великобритании численность П. с. существенно не изменилась, однако они, как и прежде, продолжают оставаться своеобразными педагогич. и дидактич. эталонами в своей стране и за рубежом. Наибольшей известностью пользуются 9 аристократич. («великих») П. с.: Уинчестер (основан в 1387), Итон (1440), Шрусбери (1551), Вестминстер (1566), Рагби (Регби; 1567), Харроу (1571), Школа Св. Павла (16 в.), Школа об-ва портных (16 в.), Чартерхаус (1609).