Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПА́БЛИК СКУЛЗ

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 6

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. Б. Марцинковский

ПА́БЛИК СКУЛЗ (Public schools), ча­ст­ные при­ви­ле­ги­ро­ван­ные сред­ние шко­лы в Ве­ли­ко­бри­та­нии, со­хра­няю­щие ари­сто­кра­тич. тра­ди­ции. Поя­ви­лись в 14 в. Назв. «П. с.» («об­ществ. шко­лы») в 19 в. рас­про­стра­ни­лось на груп­пу т. н. клас­сич. грам­ма­ти­че­ских школ с ин­тер­на­та­ми для маль­чи­ков, по­сту­пав­ших в них из разл. графств. Ус­ло­ви­ем по­сту­п­ле­ния в П. с. яв­ля­ет­ся вы­со­кая пла­та за обу­че­ние, ис­клю­че­ние де­ла­ет­ся для ода­рён­ных де­тей из бед­ных сло­ёв на­се­ле­ния. Оп­ре­де­ляю­щее зна­че­ние для ста­нов­ле­ния П. с. име­ла дея­тель­ность англ. пе­да­го­га Т. Ар­нол­да, ди­рек­то­ра (1828–42) шко­лы в Раг­би (Рег­би; граф­ст­во Уо­рик­шир). Вве­дён­ная им в шко­ле сис­те­ма нравств. вос­пи­та­ния, уде­ляв­шая осн. вни­ма­ние фор­ми­ро­ва­нию ка­честв ли­де­ров, при­ня­та в др. П. с. и со­хра­ни­лась в совр. шко­лах это­го ти­па. Од­но­вре­мен­но с де­ле­ни­ем на клас­сы по воз­рас­там П. с. бы­ли раз­де­ле­ны на «до­ма» (пан­сио­на­ты), объ­е­ди­няв­шие школь­ни­ков раз­ных воз­рас­тов, где вос­пи­тат. функ­ции вы­пол­ня­ет не толь­ко учи­тель, но и гл. обр. са­ми уче­ни­ки. Осн. за­да­чей П. с. ста­ла под­го­тов­ка уча­щих­ся к про­дол­же­нию об­ра­зо­ва­ния в эли­тар­ных Окс­форд­ском и Кем­бридж­ском ун-тах и вос­пи­та­ние бу­ду­щих гос. дея­те­лей, по­ли­тич., во­ен. и ди­пло­ма­тич. ли­де­ров и выс­ше­го ду­хо­вен­ст­ва. По­ло­же­ние П. с. за­кре­п­ле­но за­ко­но­да­тель­но в 1868. Кро­ме рас­ши­ре­ния клас­сич. про­грамм за счёт ма­те­ма­ти­ки, ес­теств.-на­уч. дис­ци­п­лин, но­вых язы­ков и др. об­ще­об­ра­зо­ват. пред­ме­тов, пре­ду­смат­ри­ва­лось соз­да­ние по­сто­ян­ной кон­фе­рен­ции ди­рек­то­ров П. с., что спо­соб­ст­во­ва­ло их окон­чат. обо­соб­ле­нию от грам­ма­тич. школ. Со 2-й пол. 19 в. чис­ло П. с. ста­ло рас­ти: в 1902 их на­счи­ты­ва­лось 64, к 1937 – 130, где обу­ча­лось при­мер­но 50 тыс. маль­чи­ков. По­ми­мо муж­ских, су­ще­ст­во­ва­ли жен­ские П. с., в ко­то­рых так­же обу­ча­лось 5–6% маль­чи­ков. В 1930–40-х гг. не ме­нее по­ло­ви­ны сту­ден­тов ве­ду­щих англ. ун-тов бы­ли вы­пу­ск­ни­ка­ми П. с. В по­сле­во­ен­ный пе­ри­од об­су­ж­де­ния школь­ной ре­фор­мы ра­ди­каль­ные кру­ги пред­ла­га­ли ли­к­ви­ди­ро­вать П. с., но ре­зуль­та­том дис­кус­сий яви­лось толь­ко тре­бо­ва­ние пре­дос­тав­лять в них 25% бес­плат­ных мест уча­щим­ся гос. школ (Акт об об­ра­зо­ва­нии, 1944). Клас­со­вая ис­клю­чи­тель­ность, вы­со­кая пла­та за обу­че­ние, при­вер­жен­ность тра­ди­ци­ям ос­та­ют­ся от­ли­чит. чер­та­ми П. с. В совр. ус­ло­ви­ях важ­ное ме­сто так­же име­ет ори­ен­ти­ров­ка вы­пу­ск­ни­ков на ра­бо­ту в пром-сти и нау­ке, в со­дер­жа­ние учеб­ных пла­нов вве­де­ны про­грам­ми­ро­ва­ние и мик­ро­элек­тро­ни­ка. К сер. 1990-х гг. в Ве­ли­ко­бри­та­нии чис­лен­ность П. с. су­ще­ст­вен­но не из­ме­ни­лась, од­на­ко они, как и пре­ж­де, про­дол­жа­ют ос­та­вать­ся свое­об­раз­ны­ми пе­да­го­гич. и ди­дак­тич. эта­ло­на­ми в сво­ей стра­не и за ру­бе­жом. Наи­боль­шей из­вест­но­стью поль­зу­ют­ся 9 ари­сто­кра­тич. («ве­ли­ких») П. с.: Уин­че­стер (ос­но­ван в 1387), Итон (1440), Шрус­бе­ри (1551), Вест­мин­стер (1566), Раг­би (Рег­би; 1567), Хар­роу (1571), Шко­ла Св. Пав­ла (16 в.), Шко­ла об-ва порт­ных (16 в.), Чар­тер­ха­ус (1609).

Лит.: Snow G. The public schools in the new age. L., 1959; Мар­цин­ков­ский И. Б. Анг­лий­ские паб­лик скулз. Таш., 1966; Gathorne-Har­dy J. The public school phenomenon. L., 1977; Rae J. The public school revolution: Britain’s independent schools, 1964–1979. L.; Boston, 1981; McConnell J. English public schools. L., 1985.

Вернуться к началу