Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГРАММАТИ́ЧЕСКИЕ ШКО́ЛЫ

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 616

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. И. Лапчинская

ГРАММАТИ́ЧЕСКИЕ ШКО́ЛЫ, 1) в Древ­них Афи­нах на­чаль­ные шко­лы для маль­чи­ков 7–12 лет (шко­ла грам­ма­ти­стов) с пре­по­да­ва­ни­ем чте­ния, пись­ма и счё­та. 2) В Древ­нем Ри­ме по­вы­шен­ные на­чаль­ные шко­лы (по­сле эле­мен­тар­ной) для де­тей пат­ри­ци­ев и всад­ни­ков с пре­по­да­ва­ни­ем лат. грам­ма­ти­ки, рим. лит-ры и греч. язы­ка. Г. ш. име­ли боль­шое зна­че­ние в Ви­зан­тии. 3) В Рос­сии 17 в. шко­лы при не­ко­то­рых мо­на­сты­рях для изу­че­ния греч. и лат. грам­ма­ти­ки и ан­тич­ной лит-ры. 4) В совр. Ве­ли­ко­бри­та­нии и не­ко­то­рых стра­нах Со­дру­же­ст­ва об­ще­об­ра­зо­ват. сред­ние шко­лы, го­то­вя­щие к по­сту­п­ле­нию в уни­вер­си­тет. В Ве­ли­ко­бри­та­нии отд. Г. ш. поя­ви­лись уже в 7 в., но рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ли в 12 в. В со­от­вет­ст­вии с цер­ков­ным за­ко­ном 1179 ка­ж­дый епи­ско­пат обя­зы­вал­ся от­кры­вать Г. ш. для под­го­тов­ки ду­хо­вен­ст­ва. С 13 в. на­ря­ду с лат. яз. и ос­но­ва­ми ре­ли­гии препо­да­ва­лась так­же юрис­пру­ден­ция. В 14 в. поя­ви­лись Г. ш., соз­да­вае­мые на ча­ст­ные вкла­ды, гл. обр. для де­тей бед­но­го ду­хо­вен­ст­ва, мел­ких зем­ле­вла­дель­цев [пер­вая – в 1387 в Вин­че­сте­ре (Уин­чес­те­ре)]. С 1440 часть мест в Г. ш. от­во­ди­лась для де­тей дво­рян. В эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния в не­ко­то­рых Г. ш. на­ча­лось пре­по­да­ва­ние ма­те­ма­ти­ки, ас­тро­но­мии, гео­гра­фии, ес­те­ст­во­зна­ния; вво­ди­лась пла­та за обу­чение. В эпо­ху Ре­фор­ма­ции был соз­дан ряд школ по об­раз­цу Вин­че­стер­ской (в Шрус­бе­ри, Чар­тер­хау­се, Вест­мин­сте­ре и др.). К 16 в. Г. ш. офор­ми­лись как со­слов­ные шко­лы англ. ари­сто­кра­тии. В 16–17 вв. осн. це­лью обу­че­ния ста­ло клас­сич. об­ра­зо­ва­ние (лат. грам­ма­ти­ка, ри­то­ри­ка, ан­тич­ная ис­то­рия, гео­гра­фия и ми­фо­ло­гия). В 1812 в про­грам­му обу­че­ния в Г. ш. бы­ли вклю­че­ны ком­мерч. дис­ци­п­ли­ны. При­ви­ле­ги­ро­ван­ные Г. ш. в нач. 19 в. по­лу­чи­ли офиц. назв. паб­лик скулз. В со­от­вет­ст­вии с Ак­том о шко­лах (1869) Г. ш. бы­ли раз­де­ле­ны на «неклас­си­че­ские» и «клас­си­че­ские»; за по­след­ни­ми ук­ре­пи­лось назв. «Г. ш.». С 1902 Г. ш. во­шли в сис­те­му гос. школ. Школь­ная ре­фор­ма 1965 спо­соб­ст­во­ва­ла по­гло­ще­нию час­ти Г. ш. объ­е­ди­нён­ны­ми шко­ла­ми.

Лит.: Ми­жу­ев П. Сред­няя шко­ла в Анг­лии и ее ре­фор­ма в XX в. СПб., 1914; Hewitson J. N. The grammar school tradition in comp­rehensive world. L., 1974; Лап­чин­ская В. И. Сред­няя об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ная шко­ла со­вре­мен­ной Анг­лии. М., 1977; Бар­ба­ри­га А. А. Сред­нее и сред­нее спе­ци­аль­ное об­ра­зо­ва­ние в со­вре­мен­ной Анг­лии. К.; Од., 1985.

Вернуться к началу