ДВОРЯ́НСКИЕ ИНСТИТУ́ТЫ
-
Рубрика: Образование
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДВОРЯ́НСКИЕ ИНСТИТУ́ТЫ, в России 19 в. закрытые мужские сословные средние учебные заведения для дворянских детей. Создавались как гос. учебные заведения, дававшие светское образование и воспитание. Прообразами Д. и. можно считать Благородный пансион и Александровский лицей. Существовало 5 Д. и.: в Москве (1833–49), Вильне (1838–63), Пензе (1843–63), Нижнем Новгороде (1844–1917) и Варшаве (1844–63). Готовили воспитанников к гражд. и дипломатич. службе, к поступлению в университет. Д. и. создавались на базе гимназий и благородных пансионов по ходатайству и на средства дворянских обществ, получали пособия от казны. Содержание и обучение пансионеров было платным. В институты принимались мальчики 10–12 лет, преимущественным правом поступления пользовались сироты, дети офицеров и лиц, отмеченных гос. наградами.
Распорядок дня в Д. и. предусматривал чередование с 6 до 22 ч занятий и досуга. 6-летний курс Д. и. наряду с осн. гимназич. предметами включал логику, эстетику, философию, естеств. историю, обучение искусствам (танцы, музыка), фехтованию, верховой езде, углублённое изучение иностр. языков (нем., франц., иногда англ., языки). Преподавались также спец. предметы: ситуационное черчение, сельское домоводство, рос. законоведение и судопроизводство. Изменения в программе Д. и. по сравнению с программами гимназий отразили тенденцию постепенного отхода от системы классического образования.
Просуществовавший дольше других Нижегородский (им. имп. Александра II) Д. и. в 1862 стал принимать представителей всех сословий на правах «приходящих» учащихся, утратив характер закрытого сословного учебного заведения.
Д. и. не получили в России широкого распространения, т. к. дворяне традиционно стремились определить своих детей в военные учебные заведения, широкая сеть гимназий удовлетворяла потребности в классическом образовании, а содержание закрытых учебных заведений было обременительным для дворянских обществ.
Закрытые средние учебные заведения создавались также для девушек-дворянок (см. в ст. Женское образование).