КО́МПЛЕКСНАЯ СИСТЕ́МА ОБУЧЕ́НИЯ
-
Рубрика: Образование
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КО́МПЛЕКСНАЯ СИСТЕ́МА ОБУЧЕ́НИЯ, способ построения содержания образования и организации процесса обучения на основе единого связующего стержня (напр., области детских интересов и склонностей, знакомства с определённым кругом жизненных явлений). К. с. о. складывалась в теории и практике начального обучения в противовес разобщённости изучения отд. предметов, в которых связи между отд. фрагментами строятся на формально-логич. основе. Элементы К. с. о. содержались в педагогич. системах: Ж. Ж. Руссо, который связывал учебный материал с естеств. жизненными ситуациями, Ж. Жакото (обучение родному языку сосредоточивалось вокруг «образцового сочинения» — романа Ф. Фенелона «Приключения Телемака», 1699), П. Робена, И. Ф. Гербарта, В. Рейна и др.
Теоретич. основы и ведущие направления в практике К. с. о. складывались на протяжении 1-й трети 20 в. в рамках нового воспитания, прагматистской педагогики. Осн. способами объединения содержания обучения являлись концентрация и корреляция (см. Метод проектов) учебного материала. Меньшее распространение получило поверхностное объединение (ассоциация) элементов содержания по внешним, случайным связям между предметами, явлениями, видами деятельности.
В России с 1860-х гг. К. с. о. разрабатывал К. Д. Ушинский, предложивший систему объяснительного чтения. Направленность воспитания и обучения, место и объём школьных дисциплин определял учебный предмет «Родной язык». Темы комплексов были взяты из семейной жизни ребёнка, окружающего быта и труда («Родное слово», 1864). В 1870-е гг. в школы стали проникать предметные (или наглядные) уроки – предшественники интегрированного курса мироведения. С нач. 20 в. системообразующим компонентом содержания образования в отеч. начальной школе выступало природоведение. Применялись разнообразные формы корреляции К. с. о. – аккордная система, цикловой метод, метод разовых заданий, производств. преподавание и др. В программах Гос. учёного совета 1922–23 осн. принципом работы школы 1-й ступени была идея единого комплекса – «жизнь ребёнка и окружающей его среды». Программы 1923–27 содержали разл. уровни комплексирования – от амальгирования (полная интеграция в начальной школе) к комбинированию (интеграция на уровне раздела ряда учебных предметов в 5–7-х классах) и к координации изучения предметов во 2-м концентре 2-й ступени. Осуществлялась интеграция и на основе интеллектуальных умений (дальтон-план). В нач. 1930-х гг. К. с. о. была отменена, восстановлена предметная система преподавания. С 1990-х гг. К. с. о. возрождается в виде интегративных курсов и метапредметов.