Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КО́МПЛЕКСНАЯ СИСТЕ́МА ОБУЧЕ́НИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 690

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Богуславский

КО́МПЛЕКСНАЯ СИСТЕ́МА ОБУЧЕ́НИЯ, спо­соб по­строе­ния со­дер­жа­ния об­ра­зо­ва­ния и ор­га­ни­за­ции про­цес­са обу­че­ния на ос­но­ве еди­но­го свя­зую­ще­го стерж­ня (напр., об­лас­ти дет­ских ин­те­ре­сов и склон­но­стей, зна­ком­ст­ва с оп­ре­де­лён­ным кру­гом жиз­нен­ных яв­ле­ний). К. с. о. скла­ды­ва­лась в тео­рии и прак­ти­ке на­чаль­но­го обу­че­ния в про­ти­во­вес ра­зоб­щён­но­сти изу­че­ния отд. пред­ме­тов, в ко­то­рых свя­зи ме­ж­ду отд. фраг­мен­та­ми стро­ят­ся на фор­маль­но-ло­гич. ос­но­ве. Эле­мен­ты К. с. о. со­дер­жа­лись в пе­да­гогич. сис­те­мах: Ж. Ж. Рус­со, ко­то­рый свя­зы­вал учеб­ный ма­те­ри­ал с ес­теств. жиз­нен­ны­ми си­туа­ция­ми, Ж. Жа­ко­то (обу­че­ние род­но­му язы­ку со­сре­до­то­чи­ва­лось во­круг «об­раз­цо­во­го со­чи­не­ния» — ро­ма­на Ф. Фе­не­ло­на «При­клю­че­ния Те­ле­ма­ка», 1699), П. Ро­бе­на, И. Ф. Гер­бар­та, В. Рей­на и др.

Тео­ре­тич. ос­но­вы и ве­ду­щие на­прав­ле­ния в прак­ти­ке К. с. о. скла­ды­ва­лись на про­тя­же­нии 1-й тре­ти 20 в. в рам­ках но­во­го вос­пи­та­ния, праг­ма­ти­ст­ской пе­да­го­ги­ки. Осн. спо­со­ба­ми объ­е­ди­не­ния со­дер­жа­ния обу­че­ния яв­ля­лись кон­цен­тра­ция и кор­ре­ля­ция (см. Ме­тод про­ек­тов) учеб­но­го ма­те­риа­ла. Мень­шее рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ло по­верх­но­ст­ное объ­е­ди­не­ние (ас­со­циа­ция) эле­мен­тов со­дер­жа­ния по внеш­ним, слу­чай­ным свя­зям ме­ж­ду пред­ме­та­ми, яв­ле­ния­ми, ви­да­ми дея­тель­но­сти.

В Рос­сии с 1860-х гг. К. с. о. раз­ра­ба­ты­вал К. Д. Ушин­ский, пред­ло­жив­ший сис­те­му объ­яс­ни­тель­но­го чте­ния. На­п­рав­лен­ность вос­пи­та­ния и обу­че­ния, ме­сто и объ­ём школь­ных дис­ци­п­лин оп­ре­де­лял учеб­ный пред­мет «Род­ной язык». Те­мы ком­плек­сов бы­ли взя­ты из се­мейной жиз­ни ре­бён­ка, ок­ру­жаю­ще­го бы­та и тру­да («Род­ное сло­во», 1864). В 1870-е гг. в шко­лы ста­ли про­ни­кать пред­мет­ные (или на­гляд­ные) уро­ки – пред­ше­ст­вен­ни­ки ин­тег­ри­ро­ван­но­го кур­са ми­ро­ве­де­ния. С нач. 20 в. сис­те­мо­об­ра­зую­щим ком­по­нен­том со­дер­жа­ния об­ра­зо­ва­ния в отеч. на­чаль­ной шко­ле вы­сту­па­ло при­ро­до­ве­де­ние. При­ме­ня­лись раз­но­об­раз­ные фор­мы кор­ре­ля­ции К. с. о.  ак­корд­ная сис­те­ма, цик­ло­вой ме­тод, ме­тод ра­зо­вых за­да­ний, про­из­вод­ств. пре­по­да­ва­ние и др. В про­грам­мах Гос. учё­но­го со­ве­та 1922–23 осн. прин­ци­пом ра­бо­ты шко­лы 1-й сту­пе­ни бы­ла идея еди­но­го ком­плек­са – «жизнь ре­бён­ка и ок­ру­жаю­щей его сре­ды». Про­грам­мы 1923–27 со­дер­жа­ли разл. уров­ни ком­плек­си­ро­ва­ния – от амаль­ги­ро­ва­ния (пол­ная ин­те­гра­ция в на­чаль­ной шко­ле) к ком­би­ни­ро­ва­нию (ин­те­гра­ция на уров­не раз­де­ла ря­да учеб­ных пред­ме­тов в 5–7-х клас­сах) и к ко­ор­ди­на­ции изу­че­ния пред­ме­тов во 2-м кон­цен­тре 2-й сту­пе­ни. Осу­ще­ст­в­ля­лась ин­те­гра­ция и на ос­но­ве ин­тел­лек­ту­аль­ных уме­ний (даль­тон-план). В нач. 1930-х гг. К. с. о. бы­ла от­ме­не­на, вос­ста­нов­ле­на пред­мет­ная сис­те­ма пре­по­да­ва­ния. С 1990-х гг. К. с. о. воз­ро­ж­да­ет­ся в ви­де ин­те­гра­тив­ных кур­сов и ме­та­пред­ме­тов.

Лит.: Во­про­сы ком­плекс­но­го обу­че­ния в шко­ле. 2-е изд. Л., 1924–1926. Сб. 1–4; Ру­бин­штейн М. М. Жиз­нен­ные ком­плек­сы в тру­до­вой шко­ле. 2-е изд. М., 1925; Со­ко­лов К. Н. Ме­то­ды ком­плекс­но­го пре­по­да­ва­ния. 6-е изд. М., 1925; Ива­нов С. В. Ком­плекс­ная сис­те­ма обу­че­ния. 4-е изд. Курск, 1926.

Вернуться к началу