СТРАХОВА́НИЕ
-
Рубрика: Экономика
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СТРАХОВА́НИЕ, метод управления рисками, вид предпринимательства. Сущность страховой услуги заключается в предоставлении страховой компанией за оговорённую договором С. плату (страховая премия) финансовой защиты субъектам хозяйствования и гражданам при наступлении страхового события в результате конкретного застрахованного риска или перечня рисков за счёт средств фонда, сформированного из страховых премий.
С. основано на принципах: передача риска наступления экономич. потерь; перераспределение доходов и накоплений, ущерба по территории и во времени; замкнутое распределение ущерба в рамках создаваемого из страховых премий страхового фонда; финансовая эквивалентность (достаточность собираемых страховых взносов для осуществления страховых выплат и ведения дела). С. можно определить как метод фиксации миним. убытков по риску (уплаченная страховая премия) в рамках ответственности, принятой на себя страховщиком.
Элементы С., прежде всего в виде взаимного С. внутри замкнутых организаций, выявляются во многих культурах Древнего мира. В период Средневековья С. осуществлялось внутри гильдий и цехов. Во время активного развития мор. торговли, после эпохи Великих географических открытий, быстро развивается морское С. Совр. модель С. начала складываться в сер. 19 в. Ныне С. – один из важнейших элементов системы экономич. отношений.
Страховой рынок – совокупность институтов и механизмов, действующих в целях снижения трансакционных издержек, ограничивающих и структурирующих поведение экономич. агентов по поводу создания, купли-продажи и потребления услуг С. Среди представителей инфраструктуры страхового рынка выделяют страховых агентов и брокеров, сюрвейеров (экспертов по оценке рисков при заключении договора С.) и аджастеров (экспертов по оценке ущерба, участвующих в урегулировании споров). Страховую деятельность могут вести страховые компании и общества взаимного С. (ОВС), в которых С. имущественных интересов членов общества осуществляется на взаимной основе путём объединения в ОВС необходимых для этого средств.
Гл. характеристики страхового рынка: количество компаний и ОВС, совокупные премии и выплаты, доля С. в ВВП, премия в расчёте на душу населения. По этим показателям страховой рынок России отстаёт от рынков США, Европы, Японии и сопоставим с рынками стран СНГ и БРИКС.
Выделяют обязательное – законодательно закреплённое и добровольное С. По цели различают С. личное, имущественное, жизни, медицинское, от несчастных случаев, ответственности, предпринимательских и финансовых рисков. С. противоправных интересов, а также интересов, которые не являются противоправными, но их С. запрещено законом (напр., в РФ риски участия в лотереях и сделках типа «пари»), не допускается. Для любого потенциального страхователя важны условия, которым должны соответствовать передаваемые на С. риски. Критерии С. следующие: риск имеет случайный характер; можно рассчитать вероятность реализации риска; отсутствует умысел страхователя; факт реализации риска не известен ни во времени, ни в пространстве; риск не носит катастрофического (глобального) по финансовым последствиям характера; можно рассчитать вероятный ущерб от реализации риска; С. риска не запрещено законодательно.
Для обеспечения финансовой устойчивости и платёжеспособности страховщиков устанавливаются законодат. требования к ним, государство осуществляет страховой надзор (в РФ это функция Деп-та страхового рынка в Банке России). Страховщики в этих целях заключают договоры перестрахования: страховщик, исходя из своих финансовых возможностей, часть ответственности по рискам передаёт на согласованных условиях др. страховщикам для создания сбалансированного портфеля договоров С., обеспечения финансовой устойчивости и рентабельности страховых операций.
Для рынка С. России характерен рост страхового рынка, обеспечиваемый в значит. степени за счёт обязат. видов С. и вовлечения населения в страховые отношения при кредитовании; преобладает С. предприятий и корпоративных клиентов в ущерб массовым видам С., рассчитанным на физич. лиц (за исключением ОСАГО), т. е. низкий уровень проникновения страховых услуг; при значит. числе страховых агентов отмечается их невысокий проф. уровень; страховой бизнес концентрируется в рамках деятельности нескольких десятков крупных страховых компаний; государство участвует в покрытии убытков от крупных природных катастроф.
В мировой практике С. используется государством для стимулирования развития определённых отраслей экономики. Для снижения финансовой нагрузки на страхователей государство может субсидировать страховые взносы или выплаты, предоставлять налоговые льготы. Льготные условия существуют применительно к мед., пенсионному, с.-х., жилищному и ипотечному страхованию.
Информатизация общества обусловила появление С. интеллектуальной собственности. К новым технологиям в С. относятся: интернет-страхование (применяется в отношении типовых страховых продуктов, которые не требуют экспертизы; напр., в РФ с 2015 можно приобрести полис ОСАГО), финансовые супермаркеты (объединение нескольких финансовых институтов для наиболее полного удовлетворения финансовых интересов клиента), объединение банковских и страховых услуг (банкострахование).