ПЛАНИ́РОВАНИЕ СЕМЬИ́
-
Рубрика: Экономика
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЛАНИ́РОВАНИЕ СЕМЬИ́, система мер в составе демографической политики, направленная на регулирование рождаемости. Первые ассоциации П. с., отстаивавшие широкое распространение контрацепции и легализацию абортов, возникли в 1920–40-е гг. в США, Англии и Японии под влиянием феминизма и мальтузианства. Междунар. конференции по вопросам отношения П. с. к проблеме народонаселения и мировых ресурсов впервые прошли в Стокгольме (1946) и Челтнеме (Великобритания, 1948). Идея П. с. была поддержана рядом лидеров молодых независимых государств «третьего мира», сознававших, что в условиях демографического взрыва контроль над рождаемостью является важным фактором экономич. и социального развития. По инициативе Дж. Неру с 1951 П. с. включено в число задач 5-летних планов Республики Индия. На конференции в Бомбее (ныне Мумбаи; 1952) была образована неправительств. Междунар. орг-ция П. с., открывшая во 2-й пол. 20 в. свои представительства в большинстве стран мира при активном взаимодействии с ЮНЕСКО и при финансовой поддержке со стороны МБРР и ряда крупных амер. благотворит. фондов. В 1953–73 проведено ещё 6 междунар. конференций по П. с. (в Стокгольме, Токио, Нью-Дели, Сингапуре, Сантьяго, Брайтоне). Службы П. с. внесли вклад в сокращение за последнюю треть 20 в. ежегодных темпов роста численности населения в странах «третьего мира» (с 2,4% до 1,8% в год). Программа действий, принятая на Междунар. конференции Фонда ООН по народонаселению (ЮНФПА) в Каире (1994), глобальную проблему стабилизации численности населения связывает с обеспечением гендерного равенства и всеобщего доступа к службам П. с. и репродуктивного здоровья, расширением прав и возможностей женщин, равным доступом к образованию для девочек.
Вместе с тем реализация программ П. с. сталкивается с разл. препятствиями: негативным отношением религ. институтов и неприятием, обусловленным некоторыми этнокультурными традициями; всё ещё массовой неграмотностью женщин во многих странах; отсутствием у правительств достаточных ресурсов для проведения демографич. политики и нар. недовольством, вызванным излишней жёсткостью её проведения (сопротивление населения П. с. стало одной из причин первого поражения на выборах Индийского национального конгресса в 1977; в Пакистане меры по П. с. были фактически сведены на нет).
Одной из наиболее результативных стала деятельность служб П. с. в Индонезии при диктатуре Сухарто; благодаря принятым мерам (с 1968) количество детей на одну женщину сократилось с 5 до 3, население страны в 2000 составило 200 млн. чел. – на 50 млн. чел. меньше прогнозируемых в 1960-х гг. В Африке службы П. с. лучше всего налажены в Тунисе – стране с наименьшим на континенте приростом населения.
В самом многонаселённом государстве мира – КНР – с переходом к «четырём модернизациям» и политике «открытости внешнему миру» (1979) началось жёсткое проведение линии КП Китая под лозунгом «Одна семья – один ребёнок» (исключение в случае многоплодной беременности; с 1984 допускается 2 детей в деревне, если 1-й ребёнок – девочка; могут быть послабления в зависимости от провинции и для нац. меньшинств). К нач. 21 в. КНР вышла на 1-е место среди стран «третьего мира» по доле женщин, использующих совр. средства контрацепции (св. 80%; в Индии – вдвое меньше). Снижение темпов прироста населения сопровождалось значит. увеличением доли трудоспособного населения (с 61,5 до 70% за 1982–2000), что стало мощным фактором роста ВВП и подушевого дохода. В то же время жёсткая политика П. с. порождает социально-психологич. проблемы (детоубийства, молодое «поколение эгоистов» и др.).
В Рос. Федерации ассоциация П. с. возникла в 1991, когда появилась тенденция к естеств. убыли населения вследствие того, что смертность, существенно возросшая с переходом к рыночной экономике, превысила рождаемость, которая опустилась до низкого уровня при большом числе абортов. Б. Н. Ельцин придал статус президентской программе П. с. (1993), объявившей своей целью охрану репродуктивного здоровья, предотвращение абортов, обеспечение подростков и групп «социального риска» совр. средствами контрацепции. В условиях дальнейшего сокращения рос. населения эта программа подверглась критике в обществе, и её гос. финансирование было прекращено (1998). На современном этапе гос. поддержка материнства и детства осуществляется в форме разовых выплат, ежемесячных пособий на содержание детей малообеспеченным семьям. В 2006 принят Федеральный закон о «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», в соответствии с которым выделяются денежные средства – «материнский капитал», для участия в ипотеке, оплаты образования, прибавки к пенсионным накоплениям и др. Кроме того, в большинстве субъектов РФ выплачивается региональный материнский капитал.