Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОФШО́РНАЯ ЗО́НА

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 721

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Н. Козырин

ОФШО́РНАЯ ЗО́НА (от англ. off shore – вне бе­ре­га), тер­ри­то­рия, юрис­дик­ция ко­то­рой ус­та­нав­ли­ва­ет на­ло­го­вые льго­ты при соз­да­нии ком­па­нии, об­ра­зо­ван­ной не­ре­зи­ден­та­ми и осу­ще­ст­в­ляю­щей дея­тель­ность вне тер­ри­то­рии ре­ги­ст­ра­ции (оф­шор­ная ком­па­ния). О. з. – раз­но­вид­ность осо­бых эко­но­ми­че­ских зон. Ре­ги­ст­ра­ция ком­па­нии в О. з. пред­став­ля­ет со­бой один из приё­мов на­ло­го­во­го пла­ни­ро­ва­ния, с по­мо­щью ко­то­ро­го пред­при­ни­ма­тель до­би­ва­ет­ся оп­ти­ми­за­ции на­ло­го­вой на­груз­ки и вы­во­дит свой биз­нес из сфе­ры дей­ст­вия гос. кон­тро­ля.

В от­но­ше­нии оф­шор­ных ком­па­ний (в нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тах ча­ще все­го име­ну­ют­ся как International Business Company – IBC или International Company – IC) ус­та­нав­ли­ва­ет­ся не толь­ко льгот­ный на­ло­го­вый ре­жим, сво­дя­щий­ся к пол­но­му или час­тич­но­му ос­во­бо­ж­де­нию от уп­ла­ты всех или отд. на­ло­гов в го­су­дар­ст­ве ре­ги­ст­ра­ции, но и спец. пра­во­вые ус­ло­вия: оф­шор­ные ком­па­нии не пред­став­ля­ют в гос. ор­га­ны бух­гал­тер­скую или на­ло­го­вую от­чёт­ность, ин­фор­ма­цию о сво­ей внутр. струк­ту­ре, обес­пе­чи­вая тем са­мым вы­со­кий уро­вень кон­фи­ден­ци­аль­но­сти ин­фор­ма­ции, на них не рас­про­стра­ня­ет­ся ряд мер ва­лют­но­го кон­тро­ля, их вла­дель­цы в ря­де слу­ча­ев по­лу­ча­ют до­пол­нит. га­ран­тии за­щи­ты соб­ст­вен­но­сти и т. д.

Боль­шин­ст­во из со­вре­мен­ных О. з. – это не­боль­шие ост­ров­ные го­су­дар­ст­ва и тер­ри­то­рии, для ко­то­рых до­хо­ды от ре­ги­ст­ра­ции оф­шор­ных ком­па­ний яв­ля­ют­ся важ­ным ис­точ­ни­ком по­пол­не­ния бюд­же­та (Ба­гам­ские, Бер­муд­ские, Бри­тан­ские Вир­гин­ские, Герн­си, Джер­си, Кай­ма­но­вы, Мэн и др.). Та­кие О. з. от­ли­ча­ют­ся уп­ро­щён­ным по­ряд­ком ре­ги­ст­ра­ции оф­шор­ных ком­па­ний (вклю­чая воз­мож­ность их ре­ги­ст­ра­ции на ано­ним­ных уч­ре­ди­те­лей), ми­ним. тре­бо­ва­ния­ми к от­чёт­но­сти, вы­со­ким уров­нем кон­фи­ден­ци­аль­но­сти. До­хо­ды оф­шор­ных ком­па­ний пол­но­стью ос­во­бо­ж­де­ны от на­ло­го­об­ло­же­ния. За это ком­па­нии уп­ла­чи­ва­ют еже­год­но в поль­зу ад­ми­ни­стра­ции О. з. не­зна­чи­тель­ный фик­си­ров. сбор.

Осо­бую груп­пу О. з. со­став­ля­ют го­су­дар­ст­ва с льгот­ным на­ло­го­об­ло­же­ни­ем отд. ви­дов дея­тель­но­сти (напр., бан­ков­ский биз­нес в Швей­ца­рии, Люк­сем­бур­ге, Лих­тен­штей­не, тор­го­вые ком­па­нии и про­из­водств. хол­дин­ги в Ни­дер­лан­дах, су­дов­ла­дельч. биз­нес в Па­на­ме, Ли­бе­рии, Гиб­рал­та­ре). В отд. го­су­дар­ст­вах льгот­ные ре­жи­мы на­ло­го­об­ло­же­ния дей­ст­ву­ют в от­но­ше­нии сра­зу не­сколь­ких от­рас­лей (напр., на Ки­пре – для су­до­вла­дельч. и бан­ков­ско­го биз­не­са). Оф­шор­ные ком­па­нии, за­ре­ги­ст­ри­ро­ван­ные на тер­ри­то­рии дан­ных юрис­дик­ций, мо­гут вос­поль­зо­вать­ся нор­ма­ми со­гла­ше­ний об из­бе­жа­нии двой­но­го на­ло­го­об­ло­же­ния при со­блю­де­нии ан­ти­оф­шор­но­го за­ко­но­да­тель­ст­ва. Сте­пень гос. ре­гу­ли­ро­ва­ния пред­при­ни­ма­тель­ской дея­тель­но­сти в этой груп­пе оф­шор­ных юрис­дик­ций су­ще­ст­вен­но силь­нее, чем в «ост­ров­ных» оф­шо­рах, но это ком­пен­си­ру­ет­ся имид­же­вы­ми пре­иму­ще­ст­ва­ми (пре­ж­де все­го для ев­роп. О. з.) и ис­поль­зо­ва­нием ус­то­яв­ших­ся тра­ди­ций ме­ж­ду­нар. на­ло­го­во­го пла­ни­ро­ва­ния.

На­ло­го­вые юрис­дик­ции, пре­до­став­ляю­щие за­ре­ги­стри­ро­ван­ным ком­па­ни­ям не пол­ное на­ло­го­вое ос­во­бож­де­ние, а толь­ко отд. на­ло­го­вые скид­ки, а так­же со­труд­ни­чаю­щие с ино­стр. на­ло­го­вы­ми ад­ми­ни­стра­ция­ми по об­ме­ну ин­фор­ма­цией в це­лях на­ло­го­об­ло­же­ния, иногда на­зы­ва­ют­ся он­шор­ны­ми зо­на­ми.

О. з. мо­жет рас­про­стра­нять­ся не на всю тер­ри­то­рию го­су­дар­ст­ва, а ог­ра­ни­чи­вать­ся лишь от­дель­ны­ми его ре­гио­на­ми – тер­ри­то­ри­ей субъ­ек­та фе­де­ра­тив­но­го го­су­дар­ст­ва, еди­ни­цей адм.-терр. де­ле­ния (напр., в США – шта­ты Вай­оминг, Де­ла­вэр, Не­ва­да, в Ита­лии – му­ни­ци­паль­ное об­ра­зо­ва­ние Кам­пио­не, в Ки­тае – спец. адм. рай­оны Сян­ган и Ао­мынь).

Еди­но­го спи­ска О. з. не су­ще­ст­ву­ет. Спи­ски та­ких зон со­став­ля­ют­ся ме­ж­ду­нар. эко­но­мич. ор­га­ни­за­ция­ми (ОЭСР, Меж­пра­ви­тель­ст­вен­ная ко­мис­сия по борь­бе с от­мы­ва­ни­ем кри­ми­наль­ных ка­пи­та­лов), а так­же гос. ор­га­на­ми отд. стран. В Рос­сии зо­ны, близ­кие к оф­шор­ным, су­ще­ст­во­ва­ли в 1990-е гг. в Кал­мы­кии и Ин­гу­ше­тии. В РФ су­щест­ву­ет Пе­ре­чень го­су­дарств и тер­ри­то­рий, пре­дос­тав­ляю­щих льгот­ный ре­жим на­ло­го­об­ло­же­ния и/или не пре­ду­смат­ри­ваю­щих рас­кры­тия и пре­дос­тав­ле­ния ин­фор­ма­ции при про­ве­де­нии фи­нан­со­вых опе­ра­ций. При­ме­няе­мый в Рос­сии пе­ре­чень О. з. ут­вер­ждён Мин-вом фи­нан­сов Рос­сии в со­от­вет­ст­вии со ст. 284 На­ло­го­во­го ко­дек­са РФ.

Вернуться к началу