ОСО́БАЯ ЭКОНОМИ́ЧЕСКАЯ ЗО́НА
-
Рубрика: Экономика
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОСО́БАЯ ЭКОНОМИ́ЧЕСКАЯ ЗО́НА (ОЭЗ) (свободная экономическая зона), часть территории государства, на которой действует особый режим предпринимательской деятельности, предусматривающий возможность применения её участниками на данной территории (резидентами) разл. рода льгот (административных, таможенных, налоговых, валютных и др.). В ОЭЗ стимулируются приток иностр. капитала, развитие совместной с иностр. инвесторами предпринимательской деятельности, а также ориентированных на экспорт производств. Создание ОЭЗ способствует более активной интеграции нац. экономики в мирохозяйственные связи и экономич. развитию страны в целом. Эти зоны становятся точками экономич. роста, выступают в роли эффективных инструментов внешнеэкономич. и региональной политики.
ОЭЗ могут функционировать как зоны свободной торговли (ЗСТ), создаваемые для стимулирования внешнеторговых операций. Прообразами современных ЗСТ были свободные порты («порто-франко»), вольные города (Генуя, Венеция и др.), которые в 18–19 вв. получили распространение в Европе: в Германии (Бремен, Гамбург), Франции (Марсель), России (Одесса) и т. д. На территории ЗСТ происходит освобождение иностр. товаров от уплаты таможенных пошлин, импортных налогов, прохождения разл. процедур таможенного, налогового и валютного контроля. Беспошлинная торговля сочетается с развитием транспортных, складских услуг. В 20 в. особое распространение ЗСТ получили в США. Современной их разновидностью являются магазины беспошлинной торговли (Duty free). Впоследствии появляются торгово-производств. зоны, на территории которых не только проводились торговые операции, но и осуществлялась производств. деятельность.
Могут создаваться ОЭЗ, специализирующиеся на оказании определённого вида услуг (банковских, страховых, информационных, туристических и др.). Создание экспортно-производств. зон характерно для развивающихся стран. Особой разновидностью ОЭЗ является офшорная зона – территория, юрисдикция которой предусматривает налоговые льготы для офшорных фирм, создаваемых нерезидентами и осуществляющих деятельность вне территории государства регистрации.
Современное направление развития ОЭЗ – появление технико-внедренческих зон, представляющих собой регион компактного размещения производств. комплексов и н.-и. центров, пользующихся системой льгот в целях стимулирования разработки новых технологий и произ-ва высокотехнологичной продукции, предназначенной как для экспорта, так и для потребления на внутр. рынке. Технико-внедренческие зоны функционируют в виде технопарков, науч. парков, технополисов и др. Они создаются в промышленно развитых странах (Япония, «силиконовые долины» в США и др.) и в новых индустриальных странах (Республика Корея, Бразилия и др.).
Перспективной формой ОЭЗ становятся комплексные зоны, в которых сочетаются торговые, производственные и науч.-технич. функции, характерные для отмеченных видов ОЭЗ. Комплексные зоны создаются в США, Великобритании; комплексный характер приобрела одна из первых совр. ОЭЗ в Европе – «Шаннон» в Ирландии; особое распространение такие зоны получили в Китае. В многообразии форм ОЭЗ, выявившихся в мировой практике, выделяются зоны, создание которых нацелено на привлечение иностр. инвестиций для социально-экономич. развития данного региона, а также зоны, открытые для привлечения в экономику данного региона инвестиций вообще, безотносительно к тому, являются они внутренними или внешними. В первом случае государство предоставляет резидентам ОЭЗ преим. таможенные и иные внешнеторговые льготы, особо привлекательные для иностр. инвесторов, а во втором – государство создаёт общий льготный режим предпринимательской деятельности, пользователями которого могут быть в равной степени как национальные, так и иностр. инвесторы.
В РФ ОЭЗ стали создаваться в нач. 1990-х гг., когда ещё отсутствовала законодат. база для формирования и организации их деятельности. Специальными федеральными законами учреждены ОЭЗ в Калининградской (1996) и Магаданской (1999) областях. В 2005 принят Федеральный закон «Об особых экономических зонах», на основе которого начала складываться нормативно-правовая база их деятельности в РФ, а также организац. основы управления такими зонами. В соответствии с этим законом на территории РФ могут создаваться промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые особые экономич. зоны.
Резиденты промышленно-производственной ОЭЗ могут осуществлять на её территории произ-во и/или переработку товаров, а также их реализацию. На территории технико-внедренческой ОЭЗ резиденты заняты предпринимательской деятельностью, ориентированной на создание, произ-во и реализацию науч.-технич. продукции, создание и реализацию программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем, информац. систем, оказание услуг по внедрению и обслуживанию профильной продукции. Туристско-рекреационная деятельность, осуществляемая на территории соответствующих ОЭЗ, включает строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов туристской индустрии, санаторно-курортного лечения и отдыха граждан, а также деятельность по разработке месторождений минер. вод, лечебных грязей и др. природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию. Резиденты портовой ОЭЗ вправе оказывать услуги по хранению товаров и др. услуги, обычно предоставляемые в мор. (речном) порту или аэропорту, а также по снабжению и снаряжению морских, речных и воздушных судов, их ремонту, технич. обслуживанию и модернизации. Им разрешается также перерабатывать водные биологич. ресурсы, вести биржевую и оптовую торговлю, заниматься строительством, реконструкцией и эксплуатацией объектов портовой инфраструктуры.
Резиденты ОЭЗ осуществляют предпринимательскую деятельность на её территории в пределах, предусмотренных в заключаемых ими с органами управления ОЭЗ соглашениями о ведении промышленно-производств., технико-внедренческой, туристско-рекреац. деятельности или о деятельности в портовой ОЭЗ. Правом создания ОЭЗ на территории субъекта РФ или муниципального образования наделяется Правительство РФ. Срок функционирования таких зон составляет 20 лет (для портовых ОЭЗ – 49 лет). Указанные сроки продлению не подлежат.
Территория ОЭЗ в России отличается от остальной её территории тем, что на ней действует особый режим предпринимательства, который проявляется в предоставлении резидентам при осуществлении ими предпринимательской деятельности разл. рода льгот: таможенных, налоговых, финансовых (разные формы субсидий, которые могут предоставляться в виде снижения арендной платы за пользование земельными участками и производств. помещениями, льготных кредитов и т. п.), административных (упрощённые процедуры регистрации организаций, особый режим въезда-выезда иностр. граждан и т. п.). Резидентам ОЭЗ могут быть предоставлены также особые гарантии от неблагоприятного изменения налогового законодательства, в соответствии с которыми акты, ухудшающие положение налогоплательщиков – резидентов ОЭЗ (за исключением актов законодательства, касающихся налогообложения подакцизных товаров), не применяются в отношении них в течение срока действия соглашения о ведении промышленно-производств., технико-внедренческой, туристско-рекреац. деятельности или о деятельности в портовой особой экономич. зоне.
На территории ОЭЗ товары могут быть помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в соответствии с которой иностр. товары размещаются и используются в пределах ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а также без применения к указанным товарам мер нетарифного регулирования, а рос. товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенной процедурой экспорта без уплаты вывозных таможенных пошлин (в отношении вывозимых подакцизных товаров предусматривается уплата акцизов, за исключением случаев, когда такие товары размещаются и/или используются в портовых ОЭЗ). Таможенные операции по помещению товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории О. э. з. осуществляются в соответствии с положениями Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС и междунар. соглашения по вопросам ОЭЗ, заключённого государствами – членами союза.