Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГОСУДА́РСТВЕННЫЙ ДОЛГ

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 534-535

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Б. А. Хейфец

ГОСУДА́РСТВЕННЫЙ ДОЛГ, сум­ма всех не­по­га­шен­ных на оп­ре­де­лён­ный мо­мент вре­ме­ни дол­го­вых обя­за­тельств го­су­дар­ст­ва (центр. пра­ви­тель­ст­ва) пе­ред фи­зич. и юри­дич. ли­ца­ми, иностр. го­судар­ст­ва­ми, ме­ж­ду­нар. ор­га­ни­за­ция­ми и ины­ми субъ­ек­та­ми ме­ж­ду­нар. пра­ва, вклю­чая на­чис­лен­ные по ним про­цен­ты, штра­фы и пе­ни, а так­же обя­за­тель­ст­ва по пре­дос­тав­лен­ным гос. га­ран­ти­ям. Ос­нов­ной Г. д. – но­ми­наль­ная стои­мость всех пер­вич­ных дол­го­вых обя­за­тельств го­су­дар­ст­ва – яв­ля­ет­ся след­ст­ви­ем на­ко­п­лен­ных в про­шлом де­фи­ци­тов гос. бюд­же­та.

По рас­ши­ри­тель­ной трак­тов­ке, в со­став Г. д. вклю­ча­ют­ся, по­ми­мо тра­диц. ви­дов гос. обя­за­тельств, без­ус­лов­ные обя­за­тель­ст­ва го­су­дар­ст­ва по вы­пла­те пен­сий (долг сис­те­мы со­ци­аль­ных га­ран­тий), по пре­дос­тав­ле­нию на­ло­го­вых и та­мо­жен­ных льгот и т. п. Так­же раз­ли­ча­ют соб­ст­вен­но Г. д., ох­ва­ты­ваю­щий обя­за­тель­ст­ва центр. пра­ви­тель­ст­ва, и со­во­куп­ный Г. д., вклю­чаю­щий обя­за­тель­ст­ва всех ре­зи­ден­тов и ре­гио­наль­ных ор­га­нов вла­сти. В ме­ж­ду­нар. ста­ти­сти­ке, ис­поль­зую­щей ме­то­до­ло­гию пла­тёж­но­го ба­лан­са, час­то ука­зы­ва­ет­ся со­во­куп­ный гос. долг.

Ста­тус Г. д. име­ет су­ще­ст­вен­ную спе­ци­фи­ку по срав­не­нию с ча­ст­ным дол­гом. Во-пер­вых, су­ве­рен­ный за­ём­щик прак­ти­че­ски ни­ко­гда не пре­дос­тав­ля­ет обес­пе­че­ние под кре­дит. Во-вто­рых, воз­мож­но­сти су­деб­ных ин­стан­ций по воз­дей­ст­вию на долж­ни­ка, от­ка­зав­ше­го­ся от сво­их обя­за­тельств, край­не ог­ра­ни­чен­ны (в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев по­доб­ные ис­ки оце­ни­ва­ют­ся как на­ру­ше­ние су­ве­ре­ни­те­та).

Раз­ли­ча­ют внеш­ний и внут­рен­ний Г. д. Для их раз­гра­ни­че­ния ис­поль­зу­ют­ся ре­зи­дент­ный и ва­лют­ный при­зна­ки. Со­глас­но Бюд­жет­но­му ко­дек­су РФ, внеш­ний долг – обя­за­тель­ст­ва, воз­ни­каю­щие в иностр. ва­лю­те, а внут­рен­ний долг – обя­за­тель­ст­ва, воз­ни­каю­щие в ва­лю­те РФ. Банк Рос­сии для раз­гра­ни­че­ния гос. внут­рен­не­го и внеш­не­го дол­га ис­поль­зу­ет ре­зи­дент­ный при­знак, от­но­ся к внеш­не­му дол­гу обя­за­тель­ст­ва по гос. цен­ным бу­ма­гам, при­над­ле­жа­щим не­ре­зи­ден­там, в т. ч. и вы­ра­жен­ным в рос. руб­лях. Ва­лют­ный при­знак ис­поль­зу­ют Ав­ст­ра­лия, Фран­ция, Бель­гия и не­ко­то­рые др. го­су­дар­ст­ва, хо­тя в боль­шин­ст­ве раз­ви­тых стран, в ста­ти­сти­ке ко­то­рых вы­де­ля­ет­ся внеш­ний и внут­рен­ний Г. д., при­ме­ня­ет­ся ре­зи­дент­ный при­знак. Для го­су­дарств со сво­бод­но кон­вер­ти­руе­мой ва­лю­той ме­ха­низм об­слу­жи­ва­ния обо­их ви­дов дол­га оди­на­ков. Ес­ли часть дол­га вы­ра­же­на в иностр. ва­лю­те, его об­слу­жи­ва­ние не встре­ча­ет труд­но­стей, по­сколь­ку нац. ва­лю­та лег­ко мо­жет быть кон­вер­ти­ро­ва­на в со­от­вет­ст­вую­щую ино­стран­ную. В стра­нах с «мяг­кой» ва­лю­той – осо­бая сис­те­ма об­слу­жи­ва­ния внеш­не­го дол­га, под­ра­зу­ме­ваю­щая на­ко­п­ле­ние ре­зер­вов «твёр­дой» ва­лю­ты. Это тре­бу­ет ре­ше­ния ря­да спе­ци­фич. во­про­сов (раз­ви­тия экс­порт­ных от­рас­лей, со­кра­ще­ния им­пор­та, со­з­да­ния ме­ха­низ­ма по­бу­ж­де­ния экс­пор­тё­ров к про­да­же ва­лю­ты, мо­би­ли­за­ции внутр. ва­лют­ных ре­сур­сов и т. п.).

Раз­ли­ча­ют ка­пи­таль­ный Г. д. – за­дол­жен­ность, по ко­то­рой срок пла­те­жа не на­сту­пил, и те­ку­щий Г. д. – срок уп­ла­ты на­сту­па­ет в дан­ном бюд­жет­ном го­ду.

Су­ще­ст­ву­ют разл. тео­ре­тич. под­хо­ды к оцен­ке ро­ли Г. д. При­вле­кая пу­тём уве­ли­че­ния за­дол­жен­но­сти до­пол­нит. фи­нан­со­вые ре­сур­сы, го­су­дар­ст­во по­лу­ча­ет но­вые воз­мож­но­сти для эко­но­мич. рос­та и пре­одо­ле­ния сво­его от­ста­ва­ния от бо­лее раз­ви­тых стран. Фи­нан­си­ро­вание бюд­жет­ных де­фи­ци­тов пу­тём на­ра­щи­ва­ния Г. д. – ре­аль­ная аль­тер­на­ти­ва на­ло­го­вой на­груз­ке, при этом дол­го­вое фи­нан­си­ро­ва­ние име­ет бо­лее низ­кую «по­ли­тич. це­ну» по срав­не­нию с уве­ли­че­ни­ем на­ло­гов. За­ме­щая на­ло­го­вые пла­те­жи, Г. д. мо­жет вы­пол­нять роль фи­нан­со­во­го ме­ха­низ­ма, ус­ко­ряю­ще­го эко­но­мич. раз­ви­тие. В эко­но­мич. тео­рии раз­ра­бо­та­ны мо­де­ли, опи­сы­ваю­щие воз­мож­но­сти на­ра­щи­ва­ния Г. д. Со­глас­но од­ной из них (мо­де­ли кри­тич. нор­мы про­цен­та Дж. Хай­са), тем­пы рос­та пла­те­жей по об­слу­жи­ва­нию Г. д. не долж­ны пре­вы­шать тем­пы рос­та ВВП. Со­блю­де­ние дан­но­го ус­ло­вия яв­ля­ет­ся кри­те­ри­ем эф­фек­тив­но­го ис­поль­зо­ва­ния за­ём­ных фи­нан­со­вых ре­сур­сов. На этой тео­ре­тич. пред­по­сыл­ке стро­ит­ся стра­те­гия ре­фи­нан­си­ро­ва­ния дол­га, осн. за­да­чей ко­то­рой слу­жит вы­пла­та про­цен­тов по взя­тым дол­го­вым обя­за­тель­ст­вам, а по­га­ше­ние осн. дол­га осу­ще­ст­в­ля­ет­ся за счёт но­вых за­им­ст­во­ва­ний.

От­ри­ца­тель­ное воз­дей­ст­вие Г. д. обу­слов­ле­но тем, что не­об­хо­ди­мость дол­го­вых вы­плат сни­жа­ет воз­мож­но­сти ре­ше­ния важ­ней­ших со­ци­аль­но-эко­но­мич. про­блем, ухуд­ша­ет эф­фек­тив­ность про­из-ва, т. е. в дол­го­сроч­ной пер­спек­ти­ве ока­зы­ва­ет де­прес­сив­ное воз­дей­ст­вие на рост ВВП. Рост Г. д. фак­ти­че­ски оз­на­ча­ет уве­ли­че­ние на­ло­го­вой на­груз­ки на бу­ду­щие по­ко­ле­ния. Су­ще­ст­ву­ет точ­ка зре­ния, что фи­нан­си­ро­ва­ние бюд­жет­но­го де­фи­ци­та не толь­ко не­эф­фек­тив­но, но и мо­раль­но не­до­пус­ти­мо. Уве­ли­че­ние Г. д. мо­жет вес­ти к ус­ко­ре­нию ин­фля­ци­он­ных про­цес­сов, ухуд­ше­нию ус­ло­вий дол­го­во­го фи­нан­си­ро­ва­ния для кор­по­ра­тив­ных струк­тур. Про­ти­во­ре­чи­вая оцен­ка ро­ли Г. д. на­хо­дит от­ра­же­ние в фи­нан­со­вой по­ли­ти­ке мн. стран ми­ра, где пе­рио­ди­че­ски про­ис­хо­дят су­ще­ст­вен­ные из­ме­не­ния в ис­поль­зо­ва­нии де­фи­цит­но­го фи­нан­си­ро­ва­ния бюд­жет­ных рас­хо­дов.

Г. д. есть у всех го­су­дарств, при этом в це­лом на­блю­да­ет­ся его рост. Од­но­вре­мен­но отд. раз­ви­тые стра­ны, имея боль­шой Г. д., вы­сту­па­ют круп­ны­ми кре­ди­то­ра­ми дру­гих го­су­дарств. Бы­ст­ро рас­тёт со­во­куп­ный внеш­ний Г. д. стран с на­ро­ж­даю­щи­ми­ся рын­ка­ми (раз­ви­ваю­щих­ся стран и стран с пе­ре­ход­ной эко­но­ми­кой): в 1970 он со­став­лял 70,2 млрд. долл., в 1980 – 579,6, в 1990 – 1421,6, в 2000 – 2282,6, в 2004 – 2597,1 млрд. долл. Рост это­го дол­га опе­ре­жал рост ВВП и экс­пор­та, час­то при­во­дил к дол­го­вым кри­зи­сам, ох­ва­ты­вав­шим ряд стран (см. Де­фолт). Учи­ты­вая опас­ность дол­го­вых кри­зи­сов, ме­ж­ду­нар. со­об­ще­ст­во пред­при­ни­ма­ет кол­лек­тив­ные ме­ры по об­лег­че­нию дол­го­во­го бре­ме­ни ме­нее раз­ви­тых стран. В совр. ми­ре сло­жи­лась дос­та­точ­но жё­ст­ко рег­ла­мен­ти­ро­ван­ная сис­те­ма уре­гу­ли­ро­ва­ния за­ру­беж­ных за­дол­жен­но­стей, в ко­то­рой важ­ней­шую роль иг­ра­ют встре­чи «Боль­шой вось­мёр­ки», Ме­ж­ду­на­род­ный ва­лют­ный фонд, Все­мир­ный банк, Па­риж­ский клуб и Лон­дон­ский клуб кре­ди­то­ров и др. ме­ж­ду­нар. офи­ци­аль­ные и не­офи­ци­аль­ные фи­нан­со­вые ор­га­ни­за­ции. Од­ной из круп­ней­ших ме­ж­ду­нар. про­грамм ста­ла ини­циа­ти­ва по­мо­щи бед­ней­шим стра­нам, тя­же­ло об­ре­ме­нён­ным дол­гом (Heavily Indebted Poor Coun­tries – HIPC), ко­то­рой на нач. 2004 бы­ли ох­ва­че­ны 42 стра­ны; 22 из них яв­ля­лись долж­ни­ка­ми Рос­сии. В пер­вую груп­пу, для ко­то­рой с 1999 на­ча­лась реа­ли­за­ция ини­циа­ти­вы HIPC, по­па­ли 26 стран. В 2005 «Боль­шая вось­мёр­ка» до­го­во­ри­лась о но­вой про­грам­ме спи­сания за­дол­жен­но­сти пе­ред ме­ж­ду­нар. фи­нан­со­вы­ми ор­га­ни­за­ция­ми 14 бед­ней­ших стран Аф­ри­ки и 4 – Лат. Аме­ри­ки на об­щую сум­му в 37 млрд. дол­ла­ров.

Для ха­рак­те­ри­сти­ки дол­го­вой на­груз­ки эко­но­ми­ки ис­поль­зу­ют­ся разл. по­ка­за­те­ли, важ­ней­ший из ко­то­рых – со­от­но­ше­ние объ­ё­ма Г. д. и ВВП. Пра­ви­тель­ст­ва ев­роп. стран, напр., ус­та­но­ви­ли в ка­че­ст­ве од­но­го из кри­те­ри­ев при­сое­ди­не­ния к Ев­роп. мо­не­тар­но­му сою­зу от­но­ше­ние Г. д. к ВВП не вы­ше 60%. Объ­ек­тив­ным по­ка­за­те­лем дол­го­вой на­груз­ки яв­ля­ет­ся со­от­но­ше­ние рас­хо­дов на об­слу­жи­ва­ние Г. д. к об­щим рас­хо­дам бюд­же­та, а так­же рас­хо­дов по об­слу­жи­ва­нию дол­га к ВВП. Для внеш­не­го Г. д. су­ще­ст­вен­ны та­кие по­ка­за­те­ли, как со­от­но­ше­ния рас­хо­дов на об­слу­жи­ва­ние внеш­не­го Г. д. или рас­хо­дов на вы­пла­ту про­цен­тов к ва­лют­ным по­сту­п­ле­ни­ям (экс­пор­ту то­ва­ров и ус­луг); внеш­не­го Г. д. и зо­ло­то­ва­лют­ных ре­зер­вов к дол­гу. Для ха­рак­те­ри­сти­ки Г. д. важ­на его струк­ту­ра по сро­кам вы­пол­не­ния дол­го­вых обя­за­тельств, пре­ж­де все­го до­ля крат­ко­сроч­но­го дол­га (ме­нее 1 го­да), по ва­лю­те, в ко­то­рой но­ми­ни­ро­ва­ны дол­го­вые обя­за­тель­ст­ва.

За­да­ча по­ли­ти­ки по управ­ле­нию Г. д. за­клю­ча­ет­ся в обес­пе­че­нии точ­но­го и свое­вре­мен­но­го учё­та Г. д., под­дер­жа­нии до­пус­ти­мой для эко­но­ми­ки дол­го­вой на­груз­ки, ми­ни­ми­за­ции стои­мо­сти об­слу­жи­ва­ния дол­га, соз­да­нии ме­ха­низ­мов для уча­стия как мож­но бо­лее ши­роко­го кру­га ин­ве­сто­ров в дол­го­вом фи­нан­си­ро­ва­нии пра­ви­тель­ст­ва, ми­ни­ми­за­ции рис­ков го­су­дар­ст­вен­ных за­им­ст­во­ва­ний и обес­пе­че­нии ста­биль­но­сти дол­го­во­го фи­нан­си­ро­ва­ния и т. п.

До 1-й ми­ро­вой вой­ны Рос­сия по об­щей сум­ме Г. д. за­ни­ма­ла 2-е ме­сто по­сле Фран­ции, а по раз­ме­рам внеш­не­го дол­га – 1-е ме­сто в ми­ре. В 1914 сре­ди раз­ви­тых стран внеш­ний Г. д., кро­ме Рос­сии, име­ла толь­ко Япо­ния. Ос­таль­ные го­су­дар­ст­ва-долж­ни­ки бы­ли за­ви­си­мы­ми и по­лу­ко­ло­ни­аль­ны­ми. Сре­ди них вы­де­ля­лась Ин­дия, имев­шая ог­ром­ный Г. д. пе­ред Ве­ли­ко­бри­та­ни­ей. Внеш­ний долг цар­ской Рос­сии в 1914 в 2,3 раза пре­вы­шал внеш­ний долг Ин­дии и в 2,6 раза – Япо­нии. На 1-м мес­те в ми­ре Рос­сия бы­ла и по еже­год­ным рас­хо­дам на об­слу­жи­ва­ние Г. д., со­став­ляв­шим в пред­во­ен­ный пе­ри­од 0,3–0,4 млрд. руб. (17% от об­щих до­хо­дов бюд­же­та). У ря­да стран (Гер­ма­ния, Ита­лия, Ав­ст­ро-Венг­рия), ус­ту­пав­ших Рос­сии по аб­со­лют­но­му раз­ме­ру Г. д., этот по­ка­за­тель в нач. 1900-х гг. был в 1,3–1,8 ра­за вы­ше, чем у Рос­сии (22–30%). Зна­чит. часть рос. дол­га но­си­ла «спе­ци­аль­ный ха­рак­тер», бла­го­да­ря че­му име­лись осо­бые ре­сур­сы на его по­кры­тие (напр., часть за­дол­жен­но­сти об­ра­зо­ва­лась в ре­зуль­та­те вы­ку­па же­лез­ных до­рог, ко­то­рые впо­след­ст­вии при­но­си­ли каз­не до­ход). Это по­зво­ля­ло ин­ве­сто­рам дос­та­точ­но вы­со­ко оце­ни­вать кре­ди­то­спо­соб­ность Рос­сии. В пе­ри­од 1-й ми­ро­вой вой­ны Г. д. бо­лее чем ут­ро­ил­ся. К 1918 он со­ста­вил 29 млрд. руб., в т. ч. 16 млрд. руб. – внут­рен­ний Г. д. и 12,5 млрд. долл. – внеш­ний долг, вклю­чав­ший до­во­ен­ный, умень­шен­ный на ве­ли­чи­ну, при­хо­дя­щую­ся на от­де­лив­шие­ся Поль­шу и Фин­лян­дию (3,9 млрд. руб.), га­ран­ти­ро­ван­ные го­су­дар­ст­вом ж.-д. зай­мы (0,9 млрд. руб.) и во­ен. долг (7,7 млрд. руб.). При­мер­но 45% внеш­не­го Г. д. при­хо­ди­лось на Ве­ли­ко­бри­та­нию, пре­до­ста­вив­шую до 70% во­ен. кре­ди­тов, 38% – на Фран­цию, быв­шую бе­не­фи­циа­ром по 80% дово­ен­но­го дол­га, 7% – на Гер­ма­нию, 4% – на Ни­дер­лан­ды, 3% – на США и 3% – на др. стра­ны. Дек­рет ВЦИК от 21.1(3.2).1918 объ­я­вил об ан­ну­ли­ро­ва­нии всех го­су­дар­ст­вен­ных зай­мов, за­клю­чён­ных «пра­ви­тель­ст­ва­ми рос­сий­ских по­ме­щи­ков и рус­ской бур­жуа­зии». И ес­ли для не­ко­то­рых ма­ло­иму­щих ка­те­го­рий на­се­ле­ния де­ла­лись врем. ис­клю­че­ния по вы­пла­там по внутр. зай­мам, то иностр. зай­мы ан­ну­ли­ро­ва­лись «без­ус­лов­но и без вся­ких ис­клю­че­ний». В 1920–70-е гг. Г. д. СССР на­рас­тал в осн. за счёт рос­та внутр. Г. д., в 1980-е гг. бы­ст­рее рос внеш­ний Г. д. К кон. су­щест­во­ва­ния СССР его внеш­ний долг по всем ви­дам гос. обя­за­тельств пре­вы­сил 103 млрд. долл. Пер­во­на­чаль­но этот долг был раз­де­лён ме­ж­ду все­ми го­су­дар­ст­ва­ми, об­ра­зо­вав­ши­ми­ся на пост­со­вет­ском эко­но­мич. про­стран­ст­ве. Од­на­ко вско­ре этот долг пе­ре­шёл к Рос­сии, ко­то­рая со­гла­си­лась взять на се­бя его об­слу­жи­ва­ние в об­мен на т. н. ну­ле­вой ва­ри­ант (Zero option), по ко­то­ро­му быв­шие сов. рес­пуб­ли­ки со­гла­ша­лись на пе­ре­ход всех при­чи­тав­ших­ся им ак­ти­вов быв. СССР в соб­ст­вен­ность Рос­сии.

В 1990-е гг. в Рос­сии внеш­ний Г. д. про­дол­жал на­рас­тать и дос­тиг мак­си­му­ма в кон. 1999 – 158,4 млрд. долл., по­сле че­го стал сни­жать­ся. В нач. 2004 он со­ста­вил 119,7 млрд. долл., а в нач. 2006 – уже 76,5 млрд. долл. Это про­изош­ло в ре­зуль­та­те прин­ци­пи­аль­но­го пе­ре­смот­ра стра­те­гии управ­ле­ния Г. д., в т. ч. дос­роч­ной вы­пла­ты по ста­рым кре­ди­там, прак­ти­че­ски пол­но­го от­ка­за от но­вых внеш­них зай­мов и час­тич­но­го за­ме­ще­ния внеш­них за­им­ст­во­ва­ний внут­рен­ни­ми. В нач. 2006 32,9% это­го дол­га при­хо­дит­ся на офиц. кре­ди­ты стран – уча­ст­ниц Па­риж­ско­го клу­ба кре­ди­то­ров, 7,3 – на офиц. кре­ди­ты стран, не во­шед­ших в Па­риж­ский клуб, 7,5 – на кре­ди­ты ме­ж­ду­нар. фи­нан­со­вых ор­га­ни­за­ций, 41,2 – на ев­ро­об­ли­га­ци­он­ные зай­мы, 9,3 – на об­ли­га­ции внутр. гос. ва­лют­но­го зай­ма (ОВГВЗ), 1,4 – на кре­ди­ты ком­мерч. фирм и 0,4% – на га­ран­тии Пра­ви­тель­ст­ва РФ в иностр. ва­лю­те. Эта струк­ту­ра пре­тер­пе­ла су­ще­ст­вен­ные из­ме­не­ния по­сле дос­роч­ных вы­плат за­дол­жен­но­сти Па­риж­ско­му клу­бу в авг. 2006 в сум­ме 22,3 млрд. долл.

Внутр. Г. д. так­же на­рас­тал до кон. 1997, ко­гда его до­ля в об­щем Г. д. со­ста­ви­ла 43,5%. По­сле де­фол­та 1998 и де­валь­ва­ции руб­ля удель­ный вес внутр. дол­га в об­щем Г. д. опус­тил­ся до 11,4% в 2000. С сер. 2001 ры­нок внутр. Г. д. стал бы­ст­ро вос­ста­нав­ли­вать­ся, его объ­ём на нач. 2006 пре­вы­сил 850 млрд. руб., а до­ля в об­щем Г. д. дос­тиг­ла 27,9%.

Со­глас­но Бюд­жет­но­му ко­дек­су РФ, дол­го­вые обя­за­тель­ст­ва РФ мо­гут су­ще­ст­во­вать в фор­ме: кре­дит­ных со­гла­ше­ний и до­го­во­ров, за­клю­чён­ных от име­ни РФ как за­ём­щи­ка с кре­дит­ны­ми ор­га­ни­за­ция­ми, иностр. го­су­дар­ст­ва­ми и ме­ж­ду­нар. фи­нан­со­вы­ми ор­га­ни­за­ция­ми; гос. зай­мов, осу­ще­ст­в­лён­ных пу­тём вы­пус­ка цен­ных бу­маг от име­ни РФ; до­го­во­ров и со­гла­ше­ний о по­лу­че­нии РФ бюд­жет­ных ссуд и бюд­жет­ных кре­ди­тов от бюд­же­тов др. уров­ней бюд­жет­ной сис­те­мы РФ; до­го­во­ров о пре­дос­тав­ле­нии РФ гос. га­ран­тий; со­гла­ше­ний и до­го­во­ров, в т. ч. ме­ж­ду­на­род­ных, за­клю­чён­ных от име­ни РФ, о про­лон­га­ции и ре­ст­рук­ту­ри­за­ции дол­го­вых обя­за­тельств РФ про­шлых лет. Дол­го­вые обя­за­тель­ст­ва РФ мо­гут быть крат­ко­сроч­ны­ми (до 1 го­да), сред­не­сроч­ны­ми (от 1 го­да до 5 лет) и дол­госроч­ны­ми (от 5 до 30 лет). Дол­говые обя­за­тель­ства РФ по­га­ша­ют­ся в сро­ки, ко­то­рые оп­ре­де­ля­ют­ся кон­крет­ны­ми ус­ло­вия­ми зай­ма и не мо­гут пре­вы­шать 30 лет.

Г. д. Рос­сии пол­но­стью и без ус­ло­вий обес­пе­чи­ва­ет­ся всем на­хо­дя­щим­ся в фе­де­раль­ной соб­ст­вен­но­сти иму­ще­ст­вом, со­став­ляю­щим гос. каз­ну. Фе­де­раль­ные ор­га­ны гос. вла­сти ис­поль­зу­ют все пол­но­мо­чия по фор­ми­ро­ва­нию до­хо­дов фе­де­раль­но­го бюд­же­та для по­га­ше­ния и об­слу­жи­ва­ния Г. д. РФ. Управ­ле­ние Г. д. осу­ще­ст­в­ля­ет­ся Пра­ви­тель­ст­вом РФ, при этом РФ не не­сёт от­вет­ст­вен­но­сти по дол­го­вым обя­за­тель­ст­вам субъ­ек­тов РФ и му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний, ес­ли ука­зан­ные обя­за­тель­ст­ва не бы­ли га­ран­ти­ро­ва­ны РФ.

Лит.: Бюд­жет­ный ко­декс РФ (с изм. и доп.). За­кон РФ от 31 ию­ля 1998 г. № 145-ФЗ // Со­б­ра­ние за­ко­но­да­тель­ст­ва РФ. 1998. № 31. Ст. 3823; Хей­фец Б. А. Ре­ше­ние дол­го­вых про­блем. Ми­ро­вой опыт и рос­сий­ская дей­ст­ви­тель­ность. М., 2002; Але­хин Б. И. Го­су­дар­ст­вен­ный долг. М., 2004; Ва­ви­лов Ю. Я. Го­су­дар­ст­вен­ный долг. М., 2004; Global deve­lopment finance. Wash., 2005; www. minfin. ru.

Вернуться к началу