Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГОСУДА́РСТВЕННЫЕ ЗАИ́МСТВОВАНИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 524-525

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Б. А. Хейфец

ГОСУДА́РСТВЕННЫЕ ЗАИ́М­СТВО­ВА­НИЯ, со­во­куп­ность кре­дит­ных от­но­ше­ний, в ко­то­рых за­ём­щи­ком яв­ля­ет­ся го­су­дар­ст­во, а кредиторами – юри­ди­че­ские и/или фи­зи­че­ские ли­ца, ре­зи­ден­ты и не­ре­зи­ден­ты. Иг­ра­ют важ­ную роль в фи­нан­си­ро­ва­нии де­фи­ци­та бюд­же­та. Осо­бое раз­ви­тие по­лу­ча­ют та­кие ви­ды, как го­су­дар­ст­вен­ные зай­мы, го­су­дар­ст­вен­ные кре­ди­ты, а так­же га­ран­ти­руе­мые го­су­дар­ст­вом кре­ди­ты и ссу­ды др. за­ём­щи­ков, по ко­то­рым воз­ни­ка­ют дол­го­вые обя­за­тель­ст­ва го­су­дар­ст­ва.

Пер­во­на­чаль­но бы­ли лич­ны­ми обя­за­тель­ст­ва­ми мо­нар­ха, за­ни­мав­ше­го день­ги на вы­год­ных для се­бя ус­ло­ви­ях. Раз­ви­тие ка­пи­та­ли­стич. от­но­ше­ний при­ве­ло к из­ме­не­нию ха­рак­те­ра Г. з., ко­то­рые пре­вра­ти­лись из дол­га го­су­да­ря в долг го­су­дар­ст­ва. Обя­за­тель­ст­ва по его уп­ла­те не пре­кра­ща­ют­ся ни со смер­тью мо­нар­ха, ни с пре­кра­ще­ни­ем его ди­на­стии.

По сро­кам раз­ли­ча­ют Г. з. крат­ко­сроч­ные (до 1 го­да), сред­не­сроч­ные (от 1 го­да до 5 лет) и дол­го­сроч­ные (бо­лее 5 лет). По юрис­дик­ции кре­ди­то­ра (ин­ве­сто­ра) или по ва­лю­те, в ко­то­рой осу­ще­ст­в­ле­но за­им­ст­во­ва­ние, вы­де­ля­ют­ся внеш­ние и внут­рен­ние гос. заим­ство­ва­ния.

Г. з. в РФ ис­поль­зу­ют­ся для по­кры­тия де­фи­ци­та фе­де­раль­но­го бюд­же­та, а так­же для по­га­ше­ния гос. дол­го­вых обя­за­тельств. Пра­во осу­ще­ст­в­ле­ния гос. внеш­них за­им­ст­во­ва­ний и за­клю­че­ния до­го­во­ров о пре­дос­тав­ле­нии гос. га­ран­тий для при­вле­че­ния внеш­них кре­ди­тов (зай­мов) от име­ни РФ име­ет Пра­ви­тель­ст­во РФ ли­бо упол­но­мо­чен­ный им от­вет­ст­вен­ный фе­де­раль­ный ор­ган ис­пол­ни­тель­ной вла­сти.

Все пред­по­ла­гае­мые за­им­ст­во­ва­ния долж­ны быть вклю­че­ны в Про­грам­му гос. внеш­них за­им­ст­во­ва­ний РФ или Про­грам­му гос. внутр. за­им­ст­во­ва­ний РФ, ко­то­рые яв­ля­ют­ся не­отъ­ем­ле­мы­ми час­тя­ми го­су­дар­ст­вен­но­го бюд­же­та. В про­грам­мах внеш­них за­им­ст­во­ва­ний РФ со­дер­жит­ся пе­ре­чень Г. з. на оче­ред­ной фи­нан­со­вый год с раз­де­ле­ни­ем на не­свя­зан­ные (фи­нан­со­вые), це­ле­вые иностр. за­им­ст­во­ва­ния, и гос. га­ран­тий, ве­ли­чи­на ко­то­рых пре­вы­ша­ет сум­му, эк­ви­ва­лент­ную 10 млн. долл. США, на весь срок зай­ма. Дан­ные зай­мы и гос. га­ран­тии под­ле­жат реа­ли­за­ции толь­ко при ус­ло­вии их ут­вер­жде­ния в со­ста­ве Про­грам­мы гос. внеш­них за­им­ст­во­ва­ний РФ Фе­де­раль­ным со­б­ра­ни­ем РФ. Объ­ём вклю­чён­ных в Про­грам­му за­им­ст­во­ва­ний со­став­ля­ет не ме­нее 85% об­ще­го объ­ё­ма внеш­них за­им­ст­во­ва­ний. Пра­ви­тель­ст­во РФ име­ет пра­во на осу­ще­ст­в­ле­ние внеш­них за­им­ст­во­ва­ний, не вклю­чён­ных в Про­грам­му, ес­ли они осу­ще­ст­в­ля­ют­ся в про­цес­се ре­ст­рук­ту­ри­за­ции гос. внеш­не­го дол­га, при­во­дя­щей к сни­же­нию рас­хо­дов на его об­слу­жи­ва­ние. В про­грам­мах гос. внутр. за­им­ст­во­ва­ний со­дер­жит­ся пе­ре­чень внутр. за­им­ст­во­ва­ний РФ на оче­ред­ной фи­нан­со­вый год по ви­дам за­им­ст­во­ва­ний.

Уве­ли­че­ние ут­вер­ждён­но­го объ­ё­ма как внеш­них, так и внут­рен­них Г. з., мо­жет быть про­из­ве­де­но толь­ко по­сле вне­се­ния со­от­вет­ст­вую­щих из­ме­не­ний в фе­де­раль­ный за­кон о фе­де­раль­ном бюд­же­те на оче­ред­ной фи­нан­со­вый год.

Г. з. Рос. Фе­де­ра­ции и субъ­ек­тов РФ ве­дут к об­ра­зо­ва­нию го­су­дар­ст­вен­но­го дол­га, ко­то­рый учи­ты­ва­ет­ся в Гос. дол­го­вой кни­ге РФ и в Дол­го­вой кни­ге субъ­ек­та РФ. Гос. дол­го­вую кни­гу ве­дёт Мин-во фи­нан­сов РФ, Дол­го­вую кни­гу субъ­ек­та РФ – фи­нан­со­вый ор­ган со­от­вет­ст­вую­ще­го субъ­ек­та РФ.

Вернуться к началу