Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЮДЖЕ́Т

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 472-473

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Е. Румянцева

БЮДЖЕ́Т, де­таль­ная сме­та фи­нан­со­вой дея­тель­но­сти на оп­ре­де­лён­ный пе­ри­од. В со­от­вет­ст­вии со струк­ту­рой фи­нан­со­вой си­сте­мы стра­ны раз­ли­ча­ют три ви­да Б.: го­су­дар­ствен­ный Б., Б. ор­га­ни­за­ций (в рам­ках фи­нан­со­во­го ме­недж­мен­та) и Б. до­мо­хо­зяйств (по­тре­би­тель­ский бюд­жет).

Гос. Б. – еже­год­но раз­ра­ба­ты­вае­мая и ре­гу­ли­руе­мая ор­га­на­ми гос. вла­сти сба­лан­си­ро­ван­ная сме­та до­хо­дов и рас­хо­дов го­су­дар­ст­ва; име­ет си­лу за­ко­на. Струк­ту­ра до­хо­дов и рас­хо­дов, ис­точ­ни­ки и роль Б. в эко­но­ми­ке стра­ны за­ви­сят от её со­ци­аль­но-эко­но­мич. и по­ли­тич. строя. Гос. Б. – важ­ный ис­точ­ник ин­фор­ма­ции об эко­но­мич. по­ло­же­нии в стра­не и пре­жде все­го о ро­ли го­су­дар­ст­ва в эко­но­ми­ке, в по­тре­бле­нии и пе­ре­рас­пре­де­ле­нии на­ци­о­наль­но­го до­хо­да. Гос. Б. скла­ды­ва­ет­ся из Б. цент­раль­но­го (на­цио­наль­но­го) пра­ви­тель­ст­ва и Б. мест­ных вла­стей. До­ход­ная часть гос. Б. стра­ны скла­ды­ва­ет­ся гл. обр. из на­ло­гов, пош­лин и зай­мов. Рас­ход­ная часть мо­жет пре­вы­сить до­ход­ную, что по­слу­жит при­чи­ной воз­ни­кно­ве­ния бюд­жет­но­го де­фи­ци­та; в слу­чае пре­вы­ше­ния до­ход­ной ча­сти над рас­ход­ной го­во­рят о про­фи­ци­те бюд­же­та.

Реа­ли­стич­ный и ав­то­ри­тет­ный гос. Б. мож­но под­го­то­вить толь­ко на ос­но­ве точ­ных прог­но­зов эко­но­мич. ро­ста и на­ли­чия ре­сур­сов. По мне­нию спе­циа­ли­стов Все­мир­но­го бан­ка, кон­цеп­ция бюд­жет­ной си­сте­мы стра­ны пред­по­ла­га­ет, что её со­став­ные ча­сти вза­имо­за­ви­си­мы и что в це­лом си­сте­ма бу­дет на­столь­ко эф­фек­тив­ной, на­сколь­ко эф­фек­тив­но её са­мое сла­бое зве­но. В со­от­вет­ст­вии с тео­ри­ей уп­рав­ле­ния и меж­ду­нар. прак­ти­кой бюд­жет­но­го пла­ни­ро­ва­ния раз­ра­бот­ка и ис­пол­не­ние гос. Б. тог­да эф­фек­тив­ны, ког­да они бу­дут со­от­вет­ст­во­вать стра­те­гич. и так­тич. це­лям раз­ви­тия стра­ны, ибо Б. по су­ти яв­ля­ет­ся осн. фи­нан­со­вым ме­ха­низ­мом реа­ли­за­ции дан­ных це­лей. Кро­ме то­го, со­став­ле­ние Б. долж­но ба­зи­ро­вать­ся на вы­бо­ре наи­бо­лее эф­фек­тив­ной его струк­ту­ры (как до­ход­ной, так и рас­ход­ной его ча­стей), вле­ку­щей за со­бой из­ме­не­ние важ­ней­ших мак­ро­эко­но­мич. про­пор­ций.

Го­до­вой гос. Б. не мо­жет слу­жить удо­вле­тво­ри­тель­ным ин­стру­мен­том пла­ни­ро­ва­ния рас­хо­дов и опе­ра­ций в кон­тек­сте стра­те­гич. раз­ви­тия стра­ны. Крат­ко­сроч­ная на­прав­лен­ность гос. Б. ве­дёт к под­чи­не­нию дол­го­сроч­ных прио­ри­те­тов со­ци­аль­но-эко­но­мич. раз­ви­тия те­ку­щим фи­нан­со­вым нуж­дам. Поэ­то­му не­об­хо­ди­ма сред­не- или дол­го­сроч­ная пер­спек­ти­ва со­став­ле­ния гос. Б. Мно­гие стра­ны ми­ра уже внед­ри­ли си­сте­му сред­не­сроч­но­го пла­ни­ро­ва­ния гос. Б. Комп­лекс­ные сре­дне- или дол­го­сроч­ные рам­ки со­став­ле­ния гос. Б. поз­во­ля­ют эф­фек­тив­но при­ме­нять си­сте­му двой­но­го Б., в ко­то­рой про­во­дит­ся раз­ли­чие меж­ду: а) по­пол­ня­е­мым Б., пред­став­ляю­щим не­пре­рыв­ные рас­хо­ды, та­кие, как за­ра­бот­ная пла­та, опе­ра­ци­он­ные рас­хо­ды, клас­си­фи­ци­ро­ван­ные по ор­га­ни­за­ци­ям и ста­ть­ям, и б) ин­ве­сти­ци­он­ным Б., или Б. на раз­ви­тие, пред­став­ляю­щим од­но­ра­зо­вые ка­пи­таль­ные за­тра­ты, обыч­но по про­грам­мам или про­ек­там.

В Рос­сии по­ка ис­поль­зу­ет­ся си­сте­ма го­до­во­го пла­ни­ро­ва­ния гос. Б. От­но­ше­ния, воз­ни­каю­щие в свя­зи с фор­ми­ро­ва­ни­ем и ис­пол­не­ни­ем Б. меж­ду разл. гос. и му­ни­ци­паль­ны­ми ор­га­на­ми, ре­гу­ли­ру­ют­ся бюд­жет­ным за­ко­но­да­тель­ст­вом РФ, вклю­чаю­щим: бюд­жет­ный ко­декс РФ, фе­де­раль­ные за­ко­ны о фе­де­раль­ных Б., за­ко­ны субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции об их Б. и нор­ма­тив­ные пра­во­вые ак­ты пред­ста­ви­тель­ных ор­га­нов мест­но­го са­мо­уп­рав­ле­ния о мест­ных бюд­же­тах.

Вернуться к началу