БЮДЖЕ́Т
-
Рубрика: Экономика
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БЮДЖЕ́Т, детальная смета финансовой деятельности на определённый период. В соответствии со структурой финансовой системы страны различают три вида Б.: государственный Б., Б. организаций (в рамках финансового менеджмента) и Б. домохозяйств (потребительский бюджет).
Гос. Б. – ежегодно разрабатываемая и регулируемая органами гос. власти сбалансированная смета доходов и расходов государства; имеет силу закона. Структура доходов и расходов, источники и роль Б. в экономике страны зависят от её социально-экономич. и политич. строя. Гос. Б. – важный источник информации об экономич. положении в стране и прежде всего о роли государства в экономике, в потреблении и перераспределении национального дохода. Гос. Б. складывается из Б. центрального (национального) правительства и Б. местных властей. Доходная часть гос. Б. страны складывается гл. обр. из налогов, пошлин и займов. Расходная часть может превысить доходную, что послужит причиной возникновения бюджетного дефицита; в случае превышения доходной части над расходной говорят о профиците бюджета.
Реалистичный и авторитетный гос. Б. можно подготовить только на основе точных прогнозов экономич. роста и наличия ресурсов. По мнению специалистов Всемирного банка, концепция бюджетной системы страны предполагает, что её составные части взаимозависимы и что в целом система будет настолько эффективной, насколько эффективно её самое слабое звено. В соответствии с теорией управления и междунар. практикой бюджетного планирования разработка и исполнение гос. Б. тогда эффективны, когда они будут соответствовать стратегич. и тактич. целям развития страны, ибо Б. по сути является осн. финансовым механизмом реализации данных целей. Кроме того, составление Б. должно базироваться на выборе наиболее эффективной его структуры (как доходной, так и расходной его частей), влекущей за собой изменение важнейших макроэкономич. пропорций.
Годовой гос. Б. не может служить удовлетворительным инструментом планирования расходов и операций в контексте стратегич. развития страны. Краткосрочная направленность гос. Б. ведёт к подчинению долгосрочных приоритетов социально-экономич. развития текущим финансовым нуждам. Поэтому необходима средне- или долгосрочная перспектива составления гос. Б. Многие страны мира уже внедрили систему среднесрочного планирования гос. Б. Комплексные средне- или долгосрочные рамки составления гос. Б. позволяют эффективно применять систему двойного Б., в которой проводится различие между: а) пополняемым Б., представляющим непрерывные расходы, такие, как заработная плата, операционные расходы, классифицированные по организациям и статьям, и б) инвестиционным Б., или Б. на развитие, представляющим одноразовые капитальные затраты, обычно по программам или проектам.
В России пока используется система годового планирования гос. Б. Отношения, возникающие в связи с формированием и исполнением Б. между разл. гос. и муниципальными органами, регулируются бюджетным законодательством РФ, включающим: бюджетный кодекс РФ, федеральные законы о федеральных Б., законы субъектов Федерации об их Б. и нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах.