ГЕОЭКОНО́МИКА
-
Рубрика: Экономика
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГЕОЭКОНО́МИКА, направление в общественных науках, исследующее поведение государства в конкретной ситуации, формирующее его экономич. стратегию и тактику на междунар. арене; сформировалось на рубеже 20–21 вв. В отличие от геополитики, развивавшейся в виде доктрин обеспечения стратегич. мощи преим. посредством воен. силы и контроля над территориями, Г. отождествляет державную гегемонию с доминированием над междунар. торгово-финансовыми и информац. потоками и исходит из противоречия между транснациональной мобильностью экономич. ресурсов и фиксированностью гос. границ. Г. выясняет условия экономич. конкурентоспособности государств и источники социальных конфликтов в глобальном пространстве, где миграции людей, потоки товаров и услуг, технологич. цепочки, круговорот капитала, финансовые и информац. сети проникают через нац. границы.
Появлению и распространению термина «Г.» (Э. Люттвак, США, 1990; К. Жан и др., Италия, 1991) предшествовало обоснование понятия «геофинансы» как нового «пространства-времени, игнорирующего законы географии», создаваемого глобальным сочетанием финансовых рынков, информац. технологий и либерализации законодательного регулирования (бельг. финансовый эксперт Ш. Голдфингер, 1986). Англо-амер. авторы (Дж. Агнью, С. Корбридж, Э. Лейшон и др.) используют также термин «геополитическая экономия», подразумевающий новую ситуацию активного конституирования миропорядка на основе не географич. констант, а трансгеографических «фиктивных пространств». Науч. предпосылки для возникновения Г. заложены в работах франц. учёного Ф. Броделя, давшего масштабный историч. анализ процесса включения людей и экономики в пространство и противоречий, связанных со стремлением государства контролировать ускользающие из-под его влияния экономич. потоки. Важное значение для Г. имела также 3-ярусная модель капиталистич. миросистемы, разработанная И. Валлерстайном (США).
К нач. 21 в. интернационализация бизнеса привела не только к усугублению экономич. дифференциации стран, но и способствовала размыванию гос. суверенитета под влиянием, с одной стороны, ТНК, наднациональных объединений (ЕС, НАФТА и др.) и междунар. организаций (МВФ, ВТО и т. д.), а с другой – тенденций к местничеству и регионализму, экспансии диаспор. Глобальные финансовые рынки дестабилизировали и сложившуюся в экономически развитых странах модель государства благосостояния, позволив капиталу с гораздо большей лёгкостью уходить от налогообложения, что сузило возможности для более равномерного перераспределения доходов за счёт фискальной политики.
В России А. И. Неклесса разработал иерархич. модель геоэкономич. миропорядка (1999), в которой выделены трансгеографич. «верх» и «низ» совр. мировой экономики – транснациональный квази-Север, существующий за счёт финансово-правового регулирования глобального рынка, и глубокий Юг, источник асоциального хаоса; эти пространственно нелокализуемые зоны сочетаются с метарегионами высокотехнологичного Запада (Сев. Америка и объединённая Европа), пром. Нового Востока (Тихоокеанское кольцо), сырьевого Юга (Индоокеанская дуга) и континентально-евразийского пространства СНГ. Э. Г. Кочетов предложил концепцию (1999) освоения геоэкономич. пространства и реализации нац. интересов в условиях пульсации мирового хозяйства под воздействием «блуждающих» интернационализир. воспроизводственных ядер. Особый подход к Г. представляет концепция геоэкономич. политики В. В. Лапкина и В. И. Пантина – историч. реконструкция смены лидеров-центров и противоцентров в глобальной системе мобилизации ресурсов, территориального размещения производства и накопления капитала. См. также Глобализация.