НЕСОВЕРШЕ́ННОЙ КОНКУРЕ́НЦИИ ТЕО́РИЯ
-
Рубрика: Экономика
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НЕСОВЕРШЕ́ННОЙ КОНКУРЕ́НЦИИ ТЕО́РИЯ (Imperfect Competition Theory), учение о конкуренции в условиях (ситуациях), когда отдельные производители (продавцы) и/или потребители могут в какой-то мере воздействовать на цены и иные факторы рыночного процесса в свою пользу. В Н. к. т. различают, в частности, такие её виды, как монополистич. конкуренцию, олигополию, монопсонию (см. Конкуренция в экономике). Н. к. т. появилась в 1930-е гг. в связи с исследованиями конкуренции в традиц. теории конкурентной фирмы и в условиях монополизации рынка товаров, когда отд. производители имеют возможность контролировать цены на производимую ими продукцию. Сама возможность для предпринимателя назначать собств. цену связана в Н. к. т. с дифференцированностью или уникальностью продаваемого товара. Несовершенной конкуренции посвящена работа Джоан Робинсон под назв. «Economics of Imperfect Competition» (1933), ставшая новым важным словом в микроэкономич. теории. В Н. к. т. значит. место принадлежит исследованиям роли рекламы и дифференциации продукции в соответствии с её характеристиками. Такие исследования проводили одновременно Робинсон и Э. Чемберлин. До них роль дифференциации продукции, её разнообразия, доступного в условиях монополистич. конкуренции, была затронута А. Маршаллом, а также А. С. Пигу, рассматривавшим соотношение совершенной и несовершенной конкуренции через структурные дефекты рыночного механизма. Если Чемберлин пришёл к выводу, что такой механизм, как монополистич. конкуренция, обеспечивает более эффективное функционирование экономики, то Робинсон доказывала невозможность оптимального использования факторов производства в условиях несовершенной конкуренции. Отсутствие совершенной конкуренции должно, по её мнению, компенсироваться вмешательством в экономику в виде регулирования рыночных процессов. Н. к. т. рассматривает рынок с ограниченным доступом к информации, когда затрудняется вход в него и выход из него, появляется, в частности, ценовая дискриминация как практика установления разных цен на одну и ту же продукцию одного предпринимателя для разных покупателей. Т. о., производитель такой монопольной продукции получает возможность сегментирования рынка товаров для назначения цен в каждом сегменте с целью максимизации суммарной прибыли. В Н. к. т. сделана попытка дать оценку ценовой дискриминации с позиции общества в целом, учитывая её положительные (повышение объёма выпуска продукции) и отрицательные (неравномерное распределение ресурсов, их недоиспользование, неравномерное распределение богатства) последствия.