НАЛО́ГОВОЕ АДМИНИСТРИ́РОВАНИЕ
-
Рубрика: Экономика
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НАЛО́ГОВОЕ АДМИНИСТРИ́РОВАНИЕ, установленная законом или обычаями деловой практики система управления налоговыми процессами со стороны органов государства; в узком смысле – система контроля, осуществляемого налоговыми органами. Предмет Н. а. – налоговые отношения, представляющие собой комплекс взаимосвязей между субъектами налогообложения (налогоплательщиками, налоговыми органами, др. органами исполнит. и законодат. власти). Объектами Н. а. выступают деятельность налоговых органов и система налогов и сборов, установленных в стране.
Налоговые отношения основаны на властном принуждении, и поэтому Н. а. преим. реализуется с помощью методов силового (административного) характера – угроз применения штрафов, ареста банковских счетов, др. имущества налогоплательщика, ограничения его действий, в т. ч. свободы передвижения, и т. д. Одновременно практикуется использование метода сотрудничества налоговых органов с налогоплательщиками – предоставление возможности выбора последними по отд. вопросам налогообложения (напр., ведения отчётности, использования налоговых льгот, порядка уплаты налога), а также заключение соглашений между рассматриваемыми сторонами для решения отд. проблем (напр., по предоставлению отсрочек или рассрочек по ликвидации налоговой задолженности).
Н. а. реализуется путём выполнения функций планирования, учёта, контроля, анализа и регулирования налоговых процессов. Налоговое планирование организуется на тактическом (текущее планирование) и стратегическом (прогнозирование) уровнях. В ходе текущего планирования рассчитывается объём налоговых поступлений в бюджет на предстоящий отчётный период, оценивается уровень задолженности по платежам в него, определяются контрольные задания для нижестоящих структурных подразделений. В рамках прогнозирования проводится оценка налогового потенциала территорий, формируются прогнозные значения объёмов налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Налоговый учёт включает: регистрацию и учёт налогоплательщиков; приём и обработку отчётности, поступающей от налогоплательщиков; учёт и отчётность о поступлениях налогов и сборов, администрируемых системой налоговых органов; учёт и формирование отчётности по хозяйств. деятельности самих налоговых органов. Налоговый контроль осуществляется в формах: контроля за своеврем. поступлением платежей; налоговых проверок; реализации материалов налоговых проверок; контроля за реализацией материалов проверок и уплатой начисленных финансовых санкций и адм. штрафов и т. д. Налоговые проверки подразделяются на камеральные (проверка представленной отчётности и иных документов налогоплательщика по местонахождению налогового органа) и выездные (проверка отчётности и иных документов налогоплательщика по месту его хозяйств. деятельности). Налоговый анализ состоит из анализа поступлений налоговых платежей в бюджетную систему и анализа эффективности Н. а. Налоговое регулирование позволяет реализовывать несиловые методы Н. а. и осуществляется в следующих формах: изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафов (предоставление отсрочек и рассрочек платежа, реструктуризация задолженности и т. п.); предоставление льгот и др. преференций; функционирование системы досудебного урегулирования налоговых споров и т. д.
Структура налоговых органов может быть построена: по функциональному признаку, в соответствии с которым выделяются подразделения, отвечающие за реализацию соответствующих функций Н. а.; по видам налогов и сборов; по группам налогоплательщиков (напр., малый и средний бизнес, физич. лица, крупнейшие налогоплательщики). На практике эти подходы часто совмещаются.
В России основные функции Н. а. выполняет Федеральная налоговая служба России (ФНС России), которая подведомственна Минфину России. ФНС России выступает как единая система органов, администрирующая федеральные, региональные и местные налоги. Она иерархично построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением РФ и включает: центральный аппарат; межрегиональные инспекции; территориальные налоговые органы. Центральный аппарат ФНС России выполняет комплекс задач, связанных как с Н. а., так и с управлением налоговыми органами. Для координации деятельности территориальных органов действуют межрегиональные инспекции по всем федеральным округам. Кроме того, в составе ФНС России функционируют Межрегиональная инспекция по централизованной обработке данных и девять межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам (выделенным по отраслевому признаку). В состав территориальных органов входят: управления ФНС России по субъектам Рос. Федерации; межрайонные инспекции; инспекции по районам и городам.