Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НАЛО́ГОВОЕ АДМИНИСТРИ́РОВАНИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 722

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. С. Букина

НАЛО́ГОВОЕ АДМИНИСТРИ́РОВАНИЕ, ус­та­нов­лен­ная за­ко­ном или обы­чая­ми де­ло­вой прак­ти­ки сис­те­ма управ­ле­ния на­ло­го­вы­ми про­цес­са­ми со сто­ро­ны ор­га­нов го­су­дар­ст­ва; в уз­ком смыс­ле – сис­те­ма кон­тро­ля, осу­ще­ст­в­ляе­мо­го на­ло­го­вы­ми ор­га­на­ми. Пред­мет Н. а. – на­ло­го­вые от­но­ше­ния, пред­став­ляю­щие со­бой ком­плекс взаи­мо­свя­зей ме­ж­ду субъ­ек­та­ми на­ло­го­об­ло­же­ния (на­ло­го­пла­тель­щи­ка­ми, на­ло­го­вы­ми ор­га­на­ми, др. ор­га­на­ми ис­пол­нит. и за­ко­но­дат. вла­сти). Объ­ек­та­ми Н. а. вы­сту­па­ют дея­тель­ность на­ло­го­вых ор­га­нов и сис­те­ма на­ло­гов и сбо­ров, ус­та­нов­лен­ных в стра­не.

На­ло­го­вые от­но­ше­ния ос­но­ва­ны на вла­ст­ном при­ну­ж­де­нии, и поэ­то­му Н. а. пре­им. реа­ли­зу­ет­ся с по­мо­щью ме­то­дов си­ло­во­го (ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го) ха­рак­те­ра – уг­роз при­ме­не­ния штра­фов, аре­ста бан­ков­ских сче­тов, др. иму­ще­ст­ва на­ло­го­пла­тель­щи­ка, ог­ра­ни­че­ния его дей­ствий, в т. ч. сво­бо­ды пе­ре­дви­же­ния, и т. д. Од­но­вре­мен­но прак­ти­ку­ет­ся ис­поль­зо­ва­ние ме­то­да со­труд­ни­че­ст­ва на­ло­го­вых ор­га­нов с на­ло­го­пла­тель­щи­ка­ми – пре­дос­тав­ле­ние воз­мож­но­сти вы­бо­ра по­след­ни­ми по отд. во­про­сам на­ло­го­об­ло­же­ния (напр., ве­де­ния от­чёт­но­сти, ис­поль­зо­ва­ния на­ло­го­вых льгот, по­ряд­ка уп­ла­ты на­ло­га), а так­же за­клю­че­ние со­гла­ше­ний ме­ж­ду рас­смат­ри­вае­мы­ми сто­ро­на­ми для ре­ше­ния отд. про­блем (напр., по пре­дос­тав­ле­нию от­сро­чек или рас­сро­чек по ли­к­ви­да­ции на­ло­го­вой за­дол­жен­но­сти).

Н. а. реа­ли­зу­ет­ся пу­тём вы­пол­не­ния функ­ций пла­ни­ро­ва­ния, учё­та, кон­тро­ля, ана­ли­за и ре­гу­ли­ро­ва­ния на­ло­го­вых про­цес­сов. На­ло­го­вое пла­ни­ро­ва­ние ор­га­ни­зу­ет­ся на так­ти­че­ском (те­ку­щее пла­ни­ро­ва­ние) и стра­те­ги­че­ском (про­гно­зи­ро­ва­ние) уров­нях. В хо­де те­ку­ще­го пла­ни­ро­ва­ния рас­счи­ты­ва­ет­ся объ­ём на­ло­го­вых по­сту­п­ле­ний в бюд­жет на пред­стоя­щий от­чёт­ный пе­ри­од, оце­ни­ва­ет­ся уро­вень за­дол­жен­но­сти по пла­те­жам в не­го, оп­ре­де­ля­ют­ся кон­троль­ные за­да­ния для ни­же­стоя­щих струк­тур­ных под­раз­де­ле­ний. В рам­ках про­гно­зи­ро­ва­ния про­во­дит­ся оцен­ка на­ло­го­во­го по­тен­циа­ла тер­ри­то­рий, фор­ми­ру­ют­ся про­гноз­ные зна­че­ния объ­ё­мов на­ло­го­вых по­сту­п­ле­ний в бюд­же­ты всех уров­ней. На­ло­го­вый учёт вклю­ча­ет: ре­ги­ст­ра­цию и учёт на­ло­го­пла­тель­щи­ков; при­ём и об­ра­бот­ку от­чёт­но­сти, по­сту­паю­щей от на­ло­го­пла­тель­щи­ков; учёт и от­чёт­ность о по­сту­п­ле­ни­ях на­ло­гов и сбо­ров, ад­ми­ни­ст­ри­руе­мых сис­те­мой на­ло­го­вых ор­га­нов; учёт и фор­ми­ро­ва­ние от­чёт­но­сти по хо­зяйств. дея­тель­но­сти са­мих на­ло­го­вых ор­га­нов. На­ло­го­вый кон­троль осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в фор­мах: кон­тро­ля за свое­врем. по­сту­п­ле­ни­ем пла­те­жей; на­ло­го­вых про­ве­рок; реа­ли­за­ции ма­те­риа­лов на­ло­го­вых про­ве­рок; кон­тро­ля за реа­ли­за­ци­ей ма­те­риа­лов про­ве­рок и уп­ла­той на­чис­лен­ных фи­нан­со­вых санк­ций и адм. штра­фов и т. д. На­ло­го­вые про­вер­ки под­раз­де­ля­ют­ся на ка­ме­раль­ные (про­вер­ка пред­став­лен­ной от­чёт­но­сти и иных до­ку­мен­тов на­ло­го­пла­тель­щи­ка по ме­сто­на­хо­ж­де­нию на­ло­го­во­го ор­га­на) и вы­езд­ные (про­вер­ка от­чёт­но­сти и иных до­ку­мен­тов на­ло­го­пла­тель­щи­ка по мес­ту его хо­зяйств. дея­тель­но­сти). На­ло­го­вый ана­лиз со­сто­ит из ана­ли­за по­сту­п­ле­ний на­ло­го­вых пла­те­жей в бюд­жет­ную сис­те­му и ана­ли­за эф­фек­тив­но­сти Н. а. На­ло­го­вое ре­гу­ли­ро­ва­ние по­зво­ля­ет реа­ли­зо­вы­вать не­си­ло­вые ме­то­ды Н. а. и осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в сле­дую­щих фор­мах: из­ме­не­ние сро­ка уп­ла­ты на­ло­га и сбо­ра, а так­же пе­ни и штра­фов (пре­дос­тав­ле­ние от­сро­чек и рас­сро­чек пла­те­жа, ре­ст­рук­ту­ри­за­ция за­дол­жен­но­сти и т. п.); пре­дос­тав­ле­ние льгот и др. пре­фе­рен­ций; функ­цио­ни­ро­ва­ние сис­те­мы до­су­деб­но­го уре­гу­ли­ро­ва­ния на­ло­го­вых спо­ров и т. д.

Струк­ту­ра на­ло­го­вых ор­га­нов мо­жет быть по­строе­на: по функ­цио­наль­но­му при­зна­ку, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рым вы­де­ля­ют­ся под­раз­де­ле­ния, от­ве­чаю­щие за реа­ли­за­цию со­от­вет­ст­вую­щих функ­ций Н. а.; по ви­дам на­ло­гов и сбо­ров; по груп­пам на­ло­го­пла­тель­щи­ков (напр., ма­лый и сред­ний биз­нес, фи­зич. ли­ца, круп­ней­шие на­ло­го­пла­тель­щи­ки). На прак­ти­ке эти под­хо­ды час­то со­вме­ща­ют­ся.

В Рос­сии ос­нов­ные функ­ции Н. а. вы­пол­ня­ет Фе­де­раль­ная на­ло­го­вая служ­ба Рос­сии (ФНС Рос­сии), ко­то­рая под­ве­дом­ст­вен­на Мин­фи­ну Рос­сии. ФНС Рос­сии вы­сту­па­ет как еди­ная сис­те­ма ор­га­нов, ад­ми­ни­ст­ри­рую­щая фе­де­раль­ные, ре­гио­наль­ные и ме­ст­ные на­ло­ги. Она ие­рар­хич­но по­строе­на в со­от­вет­ст­вии с ад­ми­ни­ст­ра­тив­ным и на­цио­наль­но-тер­ри­то­ри­аль­ным де­ле­ни­ем РФ и вклю­ча­ет: цен­траль­ный ап­па­рат; меж­ре­гио­наль­ные ин­спек­ции; тер­ри­то­ри­аль­ные на­ло­го­вые ор­га­ны. Цен­траль­ный ап­па­рат ФНС Рос­сии вы­пол­ня­ет ком­плекс за­дач, свя­зан­ных как с Н. а., так и с управ­ле­ни­ем на­ло­го­вы­ми ор­га­на­ми. Для ко­ор­ди­на­ции дея­тель­но­сти тер­ри­то­ри­аль­ных ор­га­нов дей­ст­ву­ют меж­ре­гио­наль­ные ин­спек­ции по всем фе­де­раль­ным ок­ру­гам. Кро­ме то­го, в со­ста­ве ФНС Рос­сии функ­цио­ни­ру­ют Меж­ре­гио­наль­ная ин­спек­ция по цен­тра­ли­зо­ван­ной об­ра­бот­ке дан­ных и де­вять меж­ре­гио­наль­ных ин­спек­ций по круп­ней­шим на­ло­го­пла­тель­щи­кам (вы­де­лен­ным по от­рас­ле­во­му при­зна­ку). В со­став тер­ри­то­ри­аль­ных ор­га­нов вхо­дят: управ­ле­ния ФНС Рос­сии по субъ­ек­там Рос. Фе­де­ра­ции; меж­рай­он­ные ин­спек­ции; ин­спек­ции по рай­онам и го­ро­дам.

Лит.: Аро­нов А. В., Ка­шин В. А. На­ло­ги и на­ло­го­об­ло­же­ние. М., 2007; Ми­ро­но­ва О. А., Ха­на­фе­ев Ф. Ф. На­ло­го­вое ад­ми­ни­стри­ро­ва­ние. М., 2008.

Вернуться к началу