ИММИГРА́ЦИЯ
-
Рубрика: Экономика
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИММИГРА́ЦИЯ (от лат. immigro – вселяться), въезд (вселение) в страну на постоянное или временное проживание граждан др. стран или лиц без гражданства. Cуверенное государство обладает правом допустить пребывание на своей территории иммигрантов на определённых условиях, запретить въезд в страну или выслать иммигранта за её пределы. Различаются постоянная и временная И. В отличие от постоянной И., преобладавшей в 19 – 1-й пол. 20 вв., в последние десятилетия выросло значение временной (краткосрочной) И., когда иммигранты прибывают на ограниченный срок, после чего возвращаются на родину. Наиболее значительной по численности и влиянию группой являются экономич. иммигранты, среди которых доминируют трудовые иммигранты – сезонные рабочие, мигранты, чьё пребывание связано с реализацией определённого проекта или работающие по контракту, а также нелегальные иммигранты; выделяются также высококвалифициров. мигранты (старший управленч. персонал, инженеры и техники, учёные, предприниматели и др.). Часть иммигрантов приезжает с целью воссоединения семьи. Большинство из них – родственники др. иммигрантов, ранее прибывших в страну иммиграции. Особую группу иммигрантов составляют беженцы, а также лица, принятые по гуманитарным причинам, ищущие убежища, и другие, чьё передвижение обусловлено преследованиями и конфликтами, а пребывание – предоставлением убежища. Состояние систем регистрации междунар. мигрантов не позволяет полно и точно учесть масштабы И. и сопоставить её структуру в разл. странах.
В истории И. существенна роль политич. и религ. факторов, принудительных перемещений (ссылки преступников в колонии, перевозки коренных жителей Африки в Америку и др.), но главными являются экономич. причины. На протяжении 19–20 вв. менялись масштабы И., состав стран, принимавших иммигрантов и отпускавших их. И. сыграла решающую роль в заселении и экономич. росте США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, ЮАР, Израиля, Аргентины и др., когда иммиграц. потоки были направлены из относительно перенаселённых стран Зап. и Вост. Европы на малозаселённые земли др. континентов. Ныне И. находится под растущим влиянием глобализации и интеграции мирового хозяйства, вовлекающих в миграц. процессы население практически всех стран мира (особенно после включения в миграц. движение ранее изолированных регионов – государств на территории быв. СССР, Центр. Европы), в т. ч. и мобильное население развивающихся стран. Этому благоприятствуют развитие и возрастающая доступность транспорта, а также информац. потоки, облегчающие передвижения миллионов людей. По данным ООН, с сер. 20 в. число лиц, зарегистрированных за пределами страны их рождения, а также беженцев, находящихся под юрисдикцией Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, удвоилось и в 2005 достигло 191 млн. чел. (в 2002 – 174 млн. чел.). Однако такая оценка не включает многочисл. временных и нелегальных мигрантов. Распад государств, нестабильность и воен. конфликты, экологич. катастрофы формируют потоки беженцев. Крупнейшие центры притяжения мигрантов – США, Канада, ЕС, Австралия, Россия, Израиль, нефтедобывающие страны Ближнего Востока.
Определяющую роль в масштабах и направлении совр. И. играет экономич. неравенство между развитыми странами («полюсами богатства» – гл. центрами И.) и развивающимися странами («полюсами нищеты» – осн. поставщиками иммигрантов в развитые государства), а также разл. демографич. потенциал стран Севера и Юга. Миграц. потоки между странами находятся в прямой зависимости от уровня их экономич. и политич. взаимодействия и историч. связей, от спроса на услуги иммигрантов – прежде всего в мировых мегаполисах. Большую роль играет сегментация рынка рабочей силы в развитых странах. Если для нац. рабочей силы обеспечиваются стабильная работа и высокая оплата труда, то рабочим-мигрантам предлагаются более низкая оплата, недостаточная стабильность и небольшие возможности продвижения. Процесс раздвоения рынка труда особенно нагляден в совр. центрах мировой экономики, получивших назв. глобальных городов, – Нью-Йорке, Сан-Франциско, Лондоне, Париже, Токио, потребности которых в трудовых ресурсах не в состоянии удовлетворить местная рабочая сила и где большую роль играет иностр. рабочая сила, а состав населения этих мегаполисов в значит. степени отражает этнич. состав мирового населения. Постепенно вербовка иностр. рабочей силы уступает место И. с помощью родственных, дружеских, земляческих и др. связей. Концентрация иммигрантов в определённых странах порождает эффект «семьи и друзей», который формирует потоки иммигрантов в эти места, облегчая их приём и обустройство. Каждый акт миграции создаёт социальную инфраструктуру, способную вызвать дополнит. миграционное движение. Экономич. выгода от использования труда иммигрантов достигается за счёт их более низкой заработной платы и экономии социальных расходов, особенно в случае нелегальной иммиграции.
Россия, в отличие от большинства развитых стран, не является страной «классической» И., она не имеет длительного опыта регулирования этого процесса, особенно трудовых перемещений. Заметный приток иностранцев в Россию относится к эпохе Петра I. Массовое заселение юга Европ. России нем. колонистами происходило во 2-й пол. 17 – нач. 19 вв. По данным переписи населения 1897, в Рос. империи проживало 1790 тыс. немцев, игравших значит. роль в экономике страны, в т. ч. и в с. х-ве. В нач. 20 в. выросла численность китайцев и корейцев на Дальнем Востоке. В целом И. в Россию за 1828–1915 составила ок. 4 млн. чел. И. китайцев и корейцев в СССР так же, как и приток иностр. специалистов, прекратилась в нач. 1930-х гг. После гражд. войны 1936–39 в СССР иммигрировали испанцы, в кон. 1940-х – 1950-е гг. – армяне из Сирии, Ирана, Греции, Египта, в 1970–80-е гг. значительной стала трудовая И. из Болгарии, Польши, Румынии, а затем из Кубы, Вьетнама, КНДР. Всего на нач. 1990-х гг. в СССР, преим. в РСФСР, было ок. 200 тыс. иностр. рабочих и специалистов. После распада СССР масштабы И. и эмиграции на постсоветском пространстве существенно выросли. В нач. 1990-х гг. Россия выходит в лидеры стран по масштабам И. Всего за 1992–2005 в Россию прибыло ок. 7,3 млн. чел. Из них ок. 6,9 млн. чел. – из стран СНГ и Балтии, прежде всего из Казахстана (ок. 1,9 млн. чел.) и Украины (1,5 млн. чел.). В динамике И. заметны два периода. Первый период (1992–1998) характеризуется наиболее значит. потоками иммигрантов (в ср. ок. 800 тыс. чел. ежегодно). После финансового кризиса 1998 масштабы И. сократились, составляя в ср. за 1999–2005 220 тыс. чел. В 2003 И. в РФ насчитывала 184,6 тыс. чел., в 2004 – 119,2 тыс. чел., в 2005 – 177,2 тыс. чел. В составе иммигрантов преобладают народы РФ, в первую очередь русские (за 1992–2005 их прибыло 4349,5 тыс. чел.). В И. в Россию значительна также доля коренных национальностей стран СНГ и Балтии – украинцев, белорусов, армян и др. Осн. причинами И. лиц в возрасте старше 14 лет в 2005 были названы причины личного, семейного характера (72,7%), возвращение на прежнее место жительства (7,9%), работа (6,5%), обострение межнациональных отношений (5,9%), учёба (3,8%). Масштабы легальной И. из др. зарубежных стран крайне незначительны. Приведённые данные не учитывают нелегальную И. и привлечение иностр. рабочей силы. Масштабы нелегальной И. оцениваются в широком диапазоне – от 700 тыс. до 15 млн. чел. Привлечение иностр. работников на легальных условиях выросло со 129 тыс. чел. в 1994 до 702,5 тыс. чел. в 2005. 87% иностр. работников занято в экономике РФ от 9 до 12 мес. Осн. странами – донорами рабочей силы в 2005 были Китай (22,9%), Украина (20,2%), Турция (10,5%), Вьетнам (7,9%), Таджикистан (7,5%), Узбекистан (7,0%). Иностр. рабочие были заняты преим. в строительстве (39%), оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий (30%), с. х-ве, охоте и лесном хозяйстве (7,3%), обрабатывающих производствах (7%), транспорте и связи (4,7%). В 2005 46% иностр. работников трудились в Центр. федеральном округе, в т. ч. 34,1% в Москве и 7,3% в Моск. области.
Последствия И. сложны и противоречивы. Приток иммигрантов увеличивает численность населения и рабочей силы принимающей страны, повышает в составе её населения долю молодых трудоспособных возрастов, что способствует экономич. росту. В зависимости от масштабов И. и состава иммигрантов может изменяться также проф., этнич. и конфессиональная структура населения принимающих стран. Противоречивое влияние И. на нац. рынок труда проявляется в его сегментации, уровне занятости и величине заработной платы коренного населения и др. Интеграция и натурализация иммигрантов означает возросшую роль культурологич. и политич. последствий И. Потоки беженцев, вынужденных переселенцев, мигрантов из разных стран формируют устойчивые этнич. сообщества (диаспоры, общины, землячества). Их цель – сохранение мигрантами своей этнич., религ. или иной идентичности и одновременно всемерное расширение, захват новых позиций в принимающем обществе. В некоторых странах мира кварталы коллективного проживания мигрантов определённой национальности (напр., «чайна-тауны») существуют столетиями. В ряде стран землячества достигают высокого уровня развития, превращаясь в самостоят. организм со своей прессой, финансовой системой, гостиницами, общежитиями и т. д. Медико-санитарные последствия И. оцениваются с позиций распространения массовых эпидемий (СПИДа, гепатита С и др.). И. неотделима от проблем безопасности общества, борьбы с междунар. преступностью и терроризмом. Ввиду сильного и нарастающего негативного отношения к иммигрантам среди коренного населения политика принимающих стран носит всё более жёсткий ограничит. характер. В ряде стран (США, Канада, Австралия и др.) накоплен большой опыт гос. регулирования численности и состава иммигрантов с целью защиты нац. рынка рабочей силы, интересов коренных жителей, их занятости, сохранения высокого коллективного благосостояния, элементов самобытности. В то же время иммиграц. политика учитывает потребности экономики в притоке рабочей силы. В политике отд. развитых стран, а также региональных объединений государств растёт значение регулирования И. проф. кадров. Рост рынков высококвалифициров. труда становится относительно независимым от гос. контроля. И., вызванная развитием новейших технологий, вынуждает государства смягчить своё отношение к притоку проф. кадров, особенно на временной основе. Кроме того, регулирование миграции во всё большей степени сосредоточивается в ведении региональных объединений государств (напр., ЕС, исходной идеей которого было обеспечение свободного передвижения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы). Ужесточение правил И. в развитых странах сопровождается значит. масштабами нелегальной И., последствия которой в отношении положения иммигрантов особенно тяжелы. О правовых аспектах И. см. в статьях Депортация, Дискриминация, Домициль, Иностранцы, Лица без гражданства. См. также Миграция населения, Миграционная политика, «Утечка умов».