МИГРАЦИО́ННАЯ ПОЛИ́ТИКА
-
Рубрика: Экономика
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МИГРАЦИО́ННАЯ ПОЛИ́ТИКА, комплекс мер, используемых государством и общественными институтами для регулирования миграции населения; базируется на международных договорах, национальных законодательных актах, решениях правительства или уполномоченных органов. При формулировании направлений М. п. общество и правительство пытаются оценить как созидательные, так и регрессивные импульсы миграции как экономической и социальной силы. Стратегия и цели М. п. обосновываются в профильной концепции – системе определённых взглядов социально-экономического и иного порядка, очерчивающей ключевые характеристики гос. регулирования миграц. процессов.
М. п. любой страны строится на базе основополагающих принципов мирового сообщества, содержащихся в конвенциях, хартиях, резолюциях и др. документах разл. междунар. организаций – Организации Объединённых Наций, Международной организации труда, Междунар. орг-ции по миграции (МОМ), Всемирной организации здравоохранения, Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и др. Комиссия ООН по народонаселению субсидирует нац. программы по вопросам миграции населения. Междунар. нормы в области М. п. могут касаться всех стран или применяться в едином ключе для группы стран, объединённых спец. соглашениями [напр., Шенгенское соглашение европ. стран, Соглашение между США, Канадой и Мексикой (НАФТА), предусматривающее свободу передвижения рабочей силы]. В рамках М. п. государства, испытывающие значит. миграц. приток, периодически проводят крупные амнистии мигрантов, легализуя их пребывание у себя. Совр. подход к миграции основан на признании неодномерности этого процесса, невозможности изолиров. подхода к нему, необходимости его регулирования или управления им в рамках миграц. политики.
М. п. решает не только миграц. проблемы, но и задачи экономич. развития, соблюдения прав человека, воссоединения семей, этнич. многообразия страны, культурной однородности и т. п. Во многих странах меры М. п. включают ряд подходов, обусловленных интересами, лежащими в области других, взаимосвязанных с миграцией явлений, – характером демографич. развития страны, проблемами занятости и динамикой численности трудоспособного населения, состоянием рынка труда и нехваткой работников отд. профессий и специальностей, поощрением притока человеческого капитала с высоким уровнем качества, геополитич. интересами государства. Большинство этих подходов связано с ролью внешней миграции в развитии общества и нац. экономики. Так, три четверти европ. регионов не имеют альтернативы иммиграции как источника противодействия снижению численности населения до 2030.
Осн. вопросами М. п. являются предотвращение нелегальной (незаконной) миграции, перераспределение миграц. потоков внутри страны в связи с разл. заселённостью, обжитостью её территорий, создание первичных условий для нормальной жизни разных категорий иммигрантов, способствующих их последующей адаптации и интеграции в принимающее общество, предотвращение недобровольной (вынужденной) миграции с помощью нац. и междунар. правовых норм.
В большинстве стран М. п. подразделяется на иммиграционную и эмиграционную, они могут носить стимулирующий или сдерживающий характер. Политику по активному поощрению въезда мигрантов в целях удовлетворения своих нац. потребностей проводят (по данным ООН) такие развитые страны, как Австралия, Канада, Россия, Чехия и ряд других. Большинство стран входа мигрантов, проводя селективную М. п., используют такой её инструмент, как иммиграционная квота, которая распределяется между разными группами мигрантов, различающихся по праву «въезда». Это могут быть родственники граждан страны (принцип воссоединения семей), специалисты, в которых заинтересована нац. экономика, этнич., конфессиональные или иные группы, подвергающиеся опасности на прежнем месте проживания, и т. д. Так, закон США об иммиграции (1996), расширив квоты, ужесточил требования к качественным характеристикам иммигрантов. Ряд стран в рамках М. п. осуществляют гос. программы репатриации мигрантов, ориентированные на экономич. стимулы.
Гос. эмиграц. политику проводят страны-экспортёры рабочей силы, осуществляя программы поддержки трудовых мигрантов или, наоборот, сдерживания эмиграции. М. п. в таких странах стремится использовать механизм регулирования миграции, позволяющий совмещать защиту интересов страны и её граждан-мигрантов. Особое место эта политика занимает в таких странах (важных источниках рабочей силы), как Вьетнам, Китай, Турция, Филиппины, Индонезия и др. Наибольшее значение для развитых стран, где преобладает приток внешних мигрантов, имеет иммиграц. политика, несущая мощный социальный заряд. Среди её мер наиболее важны правила, установленные для трудовых мигрантов и регулирующие миграцию рабочей силы иностр. граждан, приезжающих в страну для врем. работы или на постоянное место жительства.
Консультации правительствам по М. п. оказывает МОМ, которая стремится обеспечить гуманное и упорядоченное управление миграцией, её регулирование; она способствует развитию междунар. миграц. законодательства как основы миграц. политики.
В России М. п. проводится на основе междунар. права и нац. нормативно-правовой базы; в 1992 Россия присоединилась к Конвенции ООН по беженцам 1951 и протоколу к ней 1967. Проблемы, связанные с недобровольной миграцией после распада СССР, не решены полностью; для их уменьшения в 1996 Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев проводилась спец. конференция СНГ по проблемам беженцев и мигрантов. Общее направление рос. М. п. связано с сокращением населения трудоспособного возраста с 2007. Регулирование миграции иностр. рабочей силы в рамках СНГ, др. интеграционных объединений на постсоветском пространстве осуществляется на основе двусторонних соглашений между РФ и др. странами. В январе 2007 вступил в силу закон «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» (2006), которым были установлены квоты в объёме 6,3 млн. чел. из безвизовых стран и введена упрощённая процедура выдачи разрешений на работу. Действуют законы «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» (1996) и «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (2002). Разработана концепция гос. М. п. РФ (2011). В 2003 правительство одобрило Концепцию регулирования миграц. процессов, а в действующей Концепции демографич. политики РФ на период до 2025 регулирование внутренней и внешней миграции рассматривается как часть демографич. политики.
С нояб. 2002 введены миграционные карты для учёта въезжающих на территорию России иностранцев. С 2007 осуществляется федеральная программа переселения соотечественников, в соответствии с которой регионам предоставляются дотации в зависимости от их экономич. и географич. положения, а субъекты РФ разрабатывают свои программы переселения. Интерес субъектов к интеграции мигрантов в региональное сообщество слаб, а объём миграции невелик. При радикальных изменениях политики по отношению к внешней миграции в ходе рыночных преобразований регулирование внутр. миграции всё ещё отстаёт от требований свободного рынка – сохраняется разрешительный характер регистрации граждан по месту жительства, существуют условия по её ограничению, прежде всего в крупных городах.
В М. п. в 21 в. всё большее значение как для развитых, так и для развивающихся стран приобретают точность, полнота информации и приобщённость мигрантов к ней, развитие миграц. статистики, прежде всего её стандартизация, и обмен данными между странами как условие эффективного междунар. (межгосударств.) сотрудничества.