Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВАЛЮ́ТНЫЙ РЫ́НОК

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 566-567

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. Н. Красавина

ВАЛЮ́ТНЫЙ РЫ́НОК, офи­ци­аль­ный центр, где со­вер­ша­ет­ся ку­п­ля-про­да­жа иностр. ва­лют на на­цио­наль­ную по ры­ноч­но­му кур­су. Опе­ра­ции по об­ме­ну ва­лют су­ще­ст­во­ва­ли ещё в Древ­нем ми­ре и сред­ние ве­ка в фор­ме ме­няль­но­го де­ла. В. р. в совр. по­ни­ма­нии сло­жил­ся в 19 в. на ос­но­ве ин­тер­на­цио­на­ли­за­ции эко­но­мич. от­но­ше­ний, соз­да­ния ми­ро­вой ва­лют­ной сис­те­мы, раз­ви­тия бан­ков, кре­дит­ных средств ме­ж­ду­нар. рас­чё­тов, со­вер­шен­ст­во­ва­ния свя­зи и ин­фор­мац. тех­но­ло­гий. Совр. В. р. ха­рак­те­ри­зу­ет­ся сле­дую­щи­ми осо­бен­но­стя­ми: гло­ба­ли­за­ция его дея­тель­но­сти; круг­ло­су­точ­ное функ­цио­ни­ро­ва­ние; пе­ре­ход на элек­трон­ные сис­те­мы и ин­тер­нет-тех­но­ло­гии, с ис­поль­зо­ва­ни­ем ко­то­рых осу­ще­ст­в­ля­ется, по оцен­кам, по­ло­ви­на ва­лют­ных опе­ра­ций; элек­трон­ное со­еди­не­ние ин­фор­ма­ци­он­но-тор­го­вой сис­те­мы ве­ду­щих бан­ков; ис­поль­зо­ва­ние ин­фор­ма­ци­он­но-ана­ли­тич. про­грамм­ных про­дук­тов для син­хрон­но­го об­слу­жи­ва­ния опе­ра­ций на фон­до­вом и В. р.; уве­ли­че­ние мас­шта­бов опе­ра­ций на ми­ро­вом В. р. (еже­днев­ный обо­рот 1,8 трлн. долл. США в нач. 2005 про­тив 534 млрд. долл. в 1989). На В. р. в Ев­ро­пе осу­ще­ст­в­ляют­ся 40% ва­лют­ных опе­ра­ций, 40% – в США, 20% – в Азии. Ли­ди­ру­ет Лон­дон­ский В. р. (30% сде­лок), в 2 раза обго­няя ры­нок Нью-Йор­ка, в 5 раз – Франк­фур­та-на-Май­не, в 9 раз – Па­ри­жа.

Раз­ли­ча­ют­ся ми­ро­вые В. р., ре­гио­наль­ные (напр., в Ев­ро­сою­зе), на­цио­наль­ные. При ва­лют­ных ог­ра­ни­че­ни­ях сти­хий­но воз­ни­ка­ют «чёр­ные» В. р. Как сег­мент ры­ноч­ной эко­но­ми­ки В. р. вы­пол­ня­ет важ­ные функ­ции: обес­пе­че­ние ме­ж­ду­нар. рас­чё­тов; про­ве­де­ние ва­лют­ной по­ли­ти­ки (ди­вер­си­фи­ка­ция ва­лют­ных ре­зер­вов, ре­гу­ли­ро­ва­ние ва­лют­но­го кур­са, осу­ще­ст­в­ле­ние ва­лют­ной ин­тер­вен­ции центр. бан­ком), стра­хо­ва­ние ва­лют­ных и кре­дит­ных рис­ков; взаи­мо­связь разл. сег­мен­тов фи­нан­со­во­го рын­ка на нац. и гло­баль­ном уров­нях. Вы­пол­няя эти функ­ции, В. р. об­слу­жи­ва­ет про­цесс об­ществ. вос­про­из­вод­ст­ва. Кри­зис­ные по­тря­се­ния В. р. (см. Ва­лют­ный кри­зис) по­ро­ж­да­ют не­га­тив­ные эко­но­мич. и со­ци­аль­ные по­след­ст­вия.

Ин­ст­ру­мен­та­ми сде­лок на В. р. яв­ля­ют­ся ком­мер­че­ские и бан­ков­ские век­се­ля, че­ки, пе­ре­во­ды, про­из­вод­ные ин­ст­ру­мен­ты – сроч­ные ва­лют­ные кон­трак­ты (фор­вард­ный кон­тракт, фью­черс, оп­ци­он), сво­пы.

На В. р. осу­ще­ст­в­ля­ют­ся на­лич­ные, сроч­ные, ар­бит­раж­ные опе­ра­ции. На­лич­ные сдел­ки (спот) ис­пол­ня­ют­ся по кур­су дня их за­клю­че­ния в те­че­ние 48 ча­сов, обыч­но на вто­рой ра­бо­чий день, кас­со­вые (раз­но­вид­ность спот) – не­мед­лен­но, пу­тём об­ме­на ва­лют в об­мен­ном пунк­те бан­ка. В ми­ро­вой прак­ти­ке до­ля кас­со­вых опе­ра­ций не­ве­ли­ка (1% со­вокуп­но­го объ­ё­ма). В Рос­сии – зна­чи­тель­но вы­ше в свя­зи с дол­ла­ри­за­ци­ей эко­но­ми­ки и от­сут­ст­ви­ем сво­бод­ной кон­вер­ти­руе­мо­сти руб­ля. В от­ли­чие от на­лич­ных сде­лок, сроч­ные ва­лют­ные опе­ра­ции (фор­вард­ные, фью­черс­ные) ис­пол­ня­ют­ся че­рез оп­ре­де­лён­ный ин­тер­вал вре­ме­ни (1–2 не­де­ли, неск. ме­ся­цев и лет) по кур­су дня их за­клю­че­ния. Не­ко­то­рые ва­лют­ные опе­ра­ции ос­но­ва­ны на со­че­та­нии на­лич­ных и сроч­ных сде­лок. Напр., ва­лют­ный своп – это со­че­та­ние ку­п­ли (про­да­жи) ва­лю­ты на ус­ло­ви­ях спот с од­но­вре­мен­ным за­клю­че­ни­ем про­ти­во­по­лож­ной сроч­ной сдел­ки. Для по­вы­ше­ния до­ход­но­сти од­но­вре­мен­но за­клю­ча­ют­ся ва­лют­ные и про­цент­ные сдел­ки своп (по­куп­ка ино­стран­ной ва­лю­ты и от­кры­тие про­цент­но­го ва­лют­но­го де­по­зи­та в бан­ке, где став­ки вы­ше).

С 1970-х гг. по­лу­чи­ли раз­ви­тие ва­лют­ные фью­чер­сы – сроч­ные кон­трак­ты на стан­дарт­ную сум­му (25 тыс. ф. ст.; 100 тыс. долл. США; 12,5 млн. япон­ских иен и т. д.), тор­гуе­мые на бир­же (обыч­но то­вар­ной). Уча­ст­ни­ки этой сдел­ки обя­за­ны вне­сти га­ран­тий­ный де­по­зит в кли­рин­го­вую па­ла­ту бир­жи. Спе­ци­фи­ка ва­лют­но­го оп­цио­на за­клю­ча­ет­ся в пра­ве вы­бо­ра его уча­ст­ни­ком ку­пить (оп­ци­он по­ку­па­те­ля) или про­дать (оп­ци­он про­дав­ца) ва­лю­ту в те­че­ние оп­ре­де­лён­но­го сро­ка по кур­су дня за­клю­че­ния. При от­ка­зе от сдел­ки (напр., при бо­лее вы­год­ном кур­се ва­лю­ты на В. р.) по­ку­па­тель (про­да­вец) оп­цио­на те­ря­ет ра­нее вне­сён­ную пре­мию, ко­то­рая дос­та­ёт­ся контр­аген­ту.

Ва­лют­ный ар­бит­раж ос­но­ван на со­че­та­нии по­куп­ки (про­да­жи) ва­лю­ты с контр­сдел­кой в це­лях по­лу­че­ния раз­ни­цы кур­сов ва­лют на раз­ных В. р. (про­стран­ст­вен­ный ар­бит­раж) или раз­ни­цы кур­сов ва­лют или ин­ст­ру­мен­тов сде­лок (век­се­лей, пе­ре­во­дов, че­ков) на од­ном В. р. в те­че­ние од­но­го ра­бо­че­го дня (вре­мен­но́й ар­бит­раж). Про­стран­ст­вен­ный ар­бит­раж ус­ту­пил ме­сто вре­мен­но́­му, т. к. в ус­ло­ви­ях раз­ви­тия средств свя­зи сни­зи­лась раз­ни­ца кур­сов ва­лют на В. р. раз­ных стран.

Ин­сти­ту­цио­наль­ная струк­ту­ра В. р. вклю­ча­ет бан­ки, бро­кер­ские фир­мы, кор­по­ра­ции. Бан­ки со­вер­ша­ют 85–95% ва­лют­ных опе­ра­ций на меж­бан­ков­ском В. р., 5–15% – с тор­го­во-пром. кли­ен­ту­рой. При ва­лют­ных ог­ра­ни­че­ни­ях тре­бу­ет­ся ли­цен­зия – раз­ре­ше­ние бан­ку про­во­дить ва­лют­ные опе­ра­ции. Та­кие бан­ки на­зы­ва­ют­ся упол­но­мо­чен­ны­ми или де­виз­ны­ми (в ми­ро­вой прак­ти­ке). На меж­бан­ков­ском В. р. по­вы­ша­ет­ся роль элек­трон­ных бро­ке­ров за счёт со­кра­ще­ния не­по­сред­ст­вен­ной тор­гов­ли ва­лю­той бан­ка­ми. Роль ва­лют­ных бирж на В. р. не­ве­ли­ка. Хо­тя они со­хра­ни­лись в не­ко­то­рых стра­нах (Гер­ма­нии, Фран­ции, стра­нах Бе­ни­люк­са), их осн. функ­ция – фик­са­ция спра­воч­ных кур­сов ва­лют. Осо­бен­но­стью ин­сти­ту­цио­наль­ной струк­ту­ры В. р. в Рос­сии яв­ля­ет­ся зна­чит. роль 8 ва­лют­ных бирж, осо­бен­но Моск. меж­бан­ков­ской ва­лют­ной бир­жи (ММВБ), хо­тя по­сле гло­баль­но­го кри­зи­са 1998 меж­бан­ков­ский ва­лют­ный ры­нок в нач. 2000-х гг. вновь опе­ре­жа­ет бир­же­вой. С 1970-х гг. не­ко­то­рые ви­ды ва­лют­ных опе­ра­ций (фью­черс­ные, оп­ци­он­ные) вновь осу­ще­ст­в­ля­ют­ся на то­вар­ных бир­жах.

На ми­ро­вом В. р. пре­об­ла­да­ют опе­ра­ции с ве­ду­щи­ми ва­лю­та­ми. До­ля долл. США (на нач. 2005) – 88,7%; ев­ро – 37,2%; япон­ской ие­ны – 22,7%; ф. ст. – 13,2%; со­во­куп­ность тор­гов­ли па­ра­ми ва­лют со­став­ля­ет 200%. На рос. В. р. до­ля ев­ро зна­чи­тель­но от­ста­ёт от дол­ла­ра, но по­сте­пен­но по­вы­ша­ет­ся, т. к. поч­ти 50% внеш­ней тор­гов­ли Рос­сии при­хо­дит­ся на стра­ны ЕС.

В. р. – один из важ­ных сек­то­ров нац. и ми­ро­вой эко­но­ми­ки – чут­ко реа­ги­ру­ет на их из­ме­не­ния и по­ли­тич. со­бы­тия, ока­зы­вая на них об­рат­ное влия­ние. Ва­лют­ные сдел­ки час­то не свя­за­ны с об­слу­жи­ва­ни­ем внеш­не­эко­но­мич. дея­тель­но­сти и осу­ще­ст­в­ля­ют­ся толь­ко с це­лью по­лу­че­ния спе­ку­ля­тив­ной при­бы­ли за счёт кур­со­вой раз­ни­цы. В ус­ло­ви­ях зна­чит. ко­ле­ба­ний кур­со­вых со­от­но­ше­ний ог­ром­ный мас­штаб при­об­ре­та­ют иг­ра на по­ни­же­ние кур­са обес­це­ни­ваю­щей­ся ва­лю­ты пу­тём её мас­со­вой про­да­жи на срок и иг­ра на по­вы­ше­ние кур­са ва­лю­ты – кан­ди­да­та на ре­валь­ва­цию – пу­тём её по­куп­ки на срок. Спе­ку­ля­тив­ная иг­ра на по­ни­же­ние кур­са од­них ва­лют и по­вы­ше­ние дру­гих дез­ор­га­ни­зу­ет В. р., на­ру­ша­ет рав­но­ве­сие ме­ж­ду спро­сом и пред­ло­же­ни­ем ва­лют, от­ри­ца­тель­но влия­ет на нац. и ми­ро­вую эко­но­ми­ку и ва­лют­ную сис­те­му. Ме­ха­низм В. р. соз­да­ёт ус­ло­вия для сти­хий­ной ми­гра­ции «го­ря­чих» де­нег ме­ж­ду стра­на­ми, что ухуд­ша­ет со­стоя­ние пла­тёж­ных ба­лан­сов стран. В на­де­ж­де на при­быль уча­ст­ни­ки В. р. доб­ро­воль­но при­ни­ма­ют на се­бя ва­лют­ный риск и пе­рио­ди­че­ски не­сут по­те­ри на ва­лют­ных опе­ра­ци­ях, ко­то­рые вы­зы­ва­ют фи­нан­со­вые по­тря­се­ния, убыт­ки и, по­рой, бан­крот­ст­ва бан­ков. Напр., в 1970-х гг. про­ка­ти­лась вол­на бан­кротств бан­ков, в т. ч. не­ко­то­рых круп­ных; в 1995 ста­рей­ший англ. Бэ­ринг банк по ви­не ди­ле­ра по­нёс по­те­ри (1,5 млрд. долл.) на В. р., в 2002 Ир­ланд­ский банк по­терял 7,5 млрд. долл., пре­вы­сив в те­че­ние го­да ли­мит ва­лют­ных опе­ра­ций дол­лар/ие­на. В этой свя­зи дея­тель­ность В. р. ста­ла объ­ек­том гос. и ры­ноч­но­го (кор­по­ра­тив­но­го) ре­гу­ли­ро­ва­ния и кон­тро­ля. В це­лях ог­ра­ни­че­ния рис­ка по­терь бан­ки ус­та­нав­ли­ва­ют ли­ми­ты ва­лют­ных сде­лок с ка­ж­дым бан­ком-контр­аген­том, ис­хо­дя из раз­ме­ра его ка­пи­та­ла и ре­зер­вов, рей­тин­га, ре­пу­та­ции и др. кри­те­ри­ев. Объ­ек­том кон­тро­ля яв­ля­ет­ся раз­мер ва­лют­ной по­зи­ции бан­ка – со­от­но­ше­ние его тре­бо­ва­ний и обя­за­тельств по кон­крет­ным ва­лю­там. Над­зор за дея­тель­но­стью бан­ков на В. р. со­хра­ня­ет­ся, не­смот­ря на уси­ле­ние его ли­бе­ра­ли­за­ции. Осо­бое вни­ма­ние уде­ля­ет­ся ва­лют­ным рис­кам по опе­ра­ци­ям, от­ра­жае­мым в ба­лан­сах и вне­ба­лан­со­вых стать­ях бан­ков в це­лях пре­дот­вра­ще­ния их кон­цен­тра­ции. Об­щей тен­ден­ци­ей ре­гу­ли­ро­ва­ния В. р. ста­ла увяз­ка оцен­ки ва­лют­ных рис­ков с ве­ли­чи­ной собств. ка­пи­та­ла бан­ков.

Лит.: Ме­ж­ду­на­род­ные ва­лют­но-кре­дит­ные и фи­нан­со­вые от­но­ше­ния / Под ред. Л. Н. Кра­са­ви­ной. 3-е изд. М., 2005.

Вернуться к началу