Российская Федерация после 1991 года
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Российская Федерация после 1991 года
Политический кризис
Процессы дезинтеграции РФ, возникшие в период распада СССР, продолжали нарастать. Провозглашение суверенитета автономными республиками побудило другие регионы добиваться признания их равноправными субъектами Федерации. В условиях угрозы распада государства руководство РФ было вынуждено искать новую форму федеративного устройства. Вариант политического компромисса был найден в подписании 31.3.1992 Федеративного договора между федеральным центром и регионами, который отчасти смягчил дезинтеграционные тенденции.
Неурегулированность этнополитических отношений крайне негативно отразилась на развитии политической ситуации в ряде республик. Так, в Чеченской Республике в октябре – ноябре 1991 к власти пришли сепаратистские силы.
Экономические потрясения привели к массовым акциям протеста. Первоначально организаторами этих акций были коммунисты, прежде всего Российская коммунистическая рабочая партия (РКРП), которая в условиях запрета деятельности КПСС и Коммунистической партии РСФСР на территории республики (Указ Президента РСФСР от 6.11.1991) на время стала крупнейшей коммунистической структурой. В 1993 образована Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ), превратившаяся к концу года в самую массовую партию в стране. Участники митингов требовали восстановления СССР и защиты социальных прав. Часть общества, ранее поддерживавшая демократическое движение, теперь выступала против реформ. Началось сближение «патриотов» и «демократов» и образование оппозиционных организаций, включавших политиков различной идейной ориентации (Фронт национального спасения и др.). Сторонники реформ также проводили многотысячные уличные манифестации. Федерация независимых профсоюзов России и центристские политические организации («Гражданский союз» и др.) выступали за ослабление гражданского противостояния и социальную переориентацию реформ.
Раскол в обществе вёл к размежеванию политической элиты. Против политики Е. Т. Гайдара, с июня 1992 исполнявшего обязанности председателя правительства, уже на начальном этапе реформ выступили председатель Верховного Совета Р. И. Хасбулатов и вице-президент А. В. Руцкой. Но Президент РФ Б. Н. Ельцин поддерживал курс правительства, что вскоре привело к острому конфликту между президентом и парламентом. Противостояние между исполнительной и законодательной властью разворачивалось и в регионах.
На 6-м Съезде народных депутатов в апреле 1992 правительство и президент подверглись жёсткой критике, что заставило президента пойти на частичные уступки и позднее ввести в правительство группу хозяйственников, включая В. С. Черномырдина. Однако курс правительства не претерпел качественных изменений, что привело к новому витку политического конфликта.
В декабре 1992 истекал срок чрезвычайных полномочий президента. Б. Н. Ельцин предложил 7-му Съезду народных депутатов (1–14.12.1992) утвердить кандидатуру Е. Т. Гайдара в качестве председателя правительства. Доклад Гайдара как кандидата в премьер-министры был подвергнут острой критике в содокладе Р. И. Хасбулатова, настаивавшего на более эволюционных, управляемых государством и социально ориентированных реформах. Большинство депутатов отклонили кандидатуру Гайдара и внесли в Конституцию поправки, ограничивавшие власть президента. Попытка президента сорвать работу Съезда 10.12.1992 с помощью манифестации своих сторонников не удалась: оппозиция также собрала массовый митинг – в поддержку Съезда. Стало ясно, что отказ от компромисса между ветвями власти несёт опасность насильственной конфронтации. 11–14.12.1992 при посредничестве председателя Конституционного суда В. Д. Зорькина был достигнут компромисс: полномочия президента были восстановлены, на апрель 1993 назначен референдум о доверии президенту и Съезду народных депутатов.
Под давлением депутатов президент отправил Гайдара в отставку. Председателем правительства стал В. С. Черномырдин, который продолжил прежний курс.
Стремясь остановить радикальные либеральные реформы, большинство депутатов перестали поддерживать президентские законопроекты. Б. Н. Ельцин, в свою очередь, решил ликвидировать Съезд народных депутатов и избранный им Верховный Совет. Для этого требовалось изменить действовавшую с поправками Конституцию РСФСР 1978, что было возможно только с согласия Съезда. Новая Конституция в соответствии с действовавшей могла быть принята также только Съездом народных депутатов.
8-й Съезд народных депутатов (10–13.3.1993) принял решение об отмене референдума о доверии и постановил привести все акты всех властей в соответствие с действовавшей Конституцией. Президент Б. Н. Ельцин 20.3.1993 выступил по телевидению и объявил о принятии Указа об особом порядке управления, который предполагал переход всей власти к президенту и правительству вплоть до референдума (назначался на 25.4.1993). Начались митинги сторонников и противников президента. Было принято решение Конституционного суда о незаконности некоторых положений телевизионного обращения Ельцина к народу. Но сам текст указа об особом порядке управления никуда не поступил, что затрудняло начало процедуры импичмента. Только 25.3.1993 был опубликован значительно изменённый указ президента о деятельности исполнительных органов до преодоления кризиса власти, из которого исчезли антиконституционные положения.
Работа внеочередного 9-го Съезда народных депутатов (26–29.3.1993) проходила на фоне массовых митингов сторонников и противников Б.Н. Ельцина в Москве. Попытка Р. И. Хасбулатова выработать новое соглашение с президентом вызвала возмущение радикальных депутатов. Но голосование по вопросу об отрешении от должностей как Ельцина, так и Хасбулатова в обоих случаях дало отрицательный результат: на Съезде преобладали центристы. 29.3.1993 Съезд одобрил проведение референдума. На прошедшем 25.4.1993 референдуме большинство избирателей не поддержали досрочные перевыборы как президента, так и Съезда. Это значило, что обе ветви власти должны были продолжать работу.
Конституционный кризис
Решение о подготовке новой Конституции было принято ещё 1-м Съездом народных депутатов РСФСР в июне 1990. Съезд создал Конституционную комиссию во главе с Б. Н. Ельциным, тогда занимавшим пост Председателя Верховного Совета РСФСР. Заместителем председателя комиссии стал первый заместитель Председателя ВС Р. И. Хасбулатов.
Концепцию конституционной реформы Б. Н. Ельцин обнародовал 30.8.1990. Проект Конституции в ноябре того же года был опубликован в печати для обсуждения. Однако на 2-м Съезде народных депутатов РСФСР (27.11.–15.12.1990) к проекту было выдвинуто слишком много поправок и его пришлось дорабатывать. Этот процесс затянулся из-за распада СССР, поставившего Россию в совершенно новые правовые условия. К марту 1992 Конституционная комиссия подготовила 2-й вариант проекта Конституции, основные положения которого были поддержаны 6-м Съездом народных депутатов РФ. Однако из-за обострившихся в 1992 политических разногласий договориться об основных принципах конституционного устройства не удалось. Сторонники Ельцина выступали за президентскую республику, а большинство противников – за парламентскую.
Б. Н. Ельцин, теперь уже занимавший пост Президента РФ, готовил собственный проект Конституции. Для его завершения он созвал 5.6.1993 Конституционное совещание из представителей от субъектов РФ, президента, правительства, федеральных органов государственной власти, в т. ч. представителей от каждой фракции народных депутатов, местного самоуправления, политических партий, общественных организаций, массовых движений, профсоюзов, товаропроизводителей, предпринимателей, религиозных конфессий. На обсуждение был вынесен президентский проект Конституции, который отличался от проекта Конституционной комиссии Верховного Совета более широкими полномочиями президента. В ходе обсуждения этот проект был заметно приближен к проекту Конституционной комиссии, хотя полномочия президента в нём остались широкими.
Президентский проект Конституции подписан 12.7.1993 большинством членов Конституционного совещания. После этого он был направлен в субъекты РФ для обсуждения. Однако это не привело к преодолению конституционного кризиса. В соответствии с действующим законодательством и решением 9-го Съезда народных депутатов Конституцию должен был принять следующий 10-й Съезд. Большинство депутатов выступили за меньшие полномочия президента, чем в проекте Конституционного совещания. В этих условиях Б. Н. Ельцин пошёл на ликвидацию Съезда народных депутатов как политического института.
Согласно Указу Президента от 21.9.1993 № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», Съезд народных депутатов распускался, а на 12.12.1993 назначались выборы в новый парламент и референдум по проекту Конституции, одобренному Конституционным совещанием. Верховный Совет, находившийся в Доме Советов (т.н. Белом доме), отказался подчиниться Указу Президента РФ, поскольку он противоречил действовавшей в тот период Конституции. Квалифицировав действия Б. Н. Ельцина как государственный переворот, Верховный Совет объявил об отстранении президента от власти и назначил исполняющим обязанности А. В. Руцкого. Неконституционность действий Ельцина подтвердил Конституционный суд. Обсуждалось компромиссное решение об одновременном проведении президентских и парламентских выборов, но с ним не был согласен Ельцин. Попытки преодолеть кризис путём переговоров оказались безуспешными. Затянувшийся конфликт привёл к блокаде Дома Советов милицией. Его оборону возглавили Руцкой и Председатель ВС Р. И. Хасбулатов. На улицах развернулись столкновения между милицией и демонстрантами – сторонниками Верховного Совета.
Десятки тысяч сторонников парламента 3.10.1993 прорвали заслоны сил МВД и подошли к Дому Советов. Произошло кровопролитие. Защитники Дома Советов захватили здание мэрии, пытались с помощью оружия овладеть и телецентром в Останкино. В результате осады и танкового обстрела 4.10.1993 оборона Дома Советов была сломлена, лидеры Верховного Совета арестованы. В октябрьских столкновениях, по официальным данным, погибли не менее 140 чел.
Принятие Конституции 1993 и выборы нового парламента
Победа в вооружённом столкновении с Верховным Советом, опиравшимся на прежнюю Конституцию, позволила Б. Н. Ельцину и его сторонникам добиться принятия нового Основного закона.
Всенародное голосование по проекту Конституции состоялось 12.12.1993 (не проводилось в Чечне). В нём приняли участие 54,8% избирателей, из которых за принятие Конституции высказались 58,4% голосовавших, против – 41,6%.
Одновременно с референдумом по проекту Конституции были проведены первые выборы депутатов в учреждённые Государственную думу и Совет Федерации. В Думу по партийным спискам прошли представители 8 партий и избирательных блоков (см. раздел Политические партии): Либерально-демократической партии России (ЛДПР; её список собрал наибольшее число голосов), избирательного блока «Выбор России», КПРФ, «Женщины России», Аграрной партии России, блока «Яблоко», Партии российского единства и согласия, Демократической партии России. В большинстве одномандатных округов, где выборы проводились по мажоритарной системе, победил пропрезидентский избирательный блок «Выбор России». По совокупности голосов он стал крупнейшей фракцией Думы. Итоги выборов показали, что большинство избирателей выступают за перемены, но против радикальных либеральных реформ, за укрепление авторитета государства.
Укрепившись у власти, Б. Н. Ельцин и связанная с ним часть элиты взяли курс на национальное примирение. Были отправлены в отставку наиболее радикальные сторонники либеральных реформ. С этого времени Ельцин предпочитал опираться на две группы – либеральную (В. С. Черномырдин, А. Б. Чубайс и др.) и консервативную, связанную с директорским корпусом и силовыми структурами (вице-премьер в 1994–96 О. Н. Сосковец, руководитель Службы безопасности президента А. В. Коржаков и др.). Под давлением Государственной думы 23.2.1994 амнистированы участники ГКЧП и октябрьских столкновений 1993. Однако достичь устойчивой политической стабилизации не удавалось, особенно в условиях начавшейся 11.12.1994 Операции по восстановлению конституционного порядка в Чечне 1994–96.
Выборы депутатов Государственной думы 1995
Конституция 1993 установила срок полномочий нижней палаты парламента 1-го созыва в 2 года. Предвыборная кампания 1995 проходила в ситуации роста социально-экономической напряжённости. Дополнительные сложности Кремлю создавало отсутствие дееспособной партии власти, планомерно следующей курсу президента в Государственной думе. Свою несостоятельность в качестве пропрезидентской фракции продемонстрировала созданная на основе движения «Демократическая Россия» партия «Демократический выбор России» (ДВР), выступив против операций по восстановлению конституционного порядка в Чечне 1994–96. В связи с этим в 1995 из лояльных Б. Н. Ельцину политиков и организаций было создано движение «Наш дом – Россия» (НДР), ставшее первой «партией власти» в постсоветской истории. На 2-х выборах в Государственную думу 17.12.1995 прошли: по партийным спискам – КПРФ, ЛДПР, «Наш дом – Россия», «Яблоко», а также по одномандатным избирательным округам – представители «Демократического выбора России», Аграрной партии России и др. Недовольство избирателей политикой Б. Н. Ельцина привело к тому, что Государственная дума фактически оказалась под контролем коммунистов. Спикером был избран член КПРФ Г. Н. Селезнёв. Правительству стало сложнее проводить через парламент законы, способствующие продолжению либеральных реформ. При этом Совет Федерации блокировал многие из предлагавшихся нижней палатой законопроектов. Законодательный процесс оказался крайне затруднённым.
Выборы Президента РФ 1996
Избирательная кампания в Государственную думу сменилась кампанией по выборам президента. В начале 1996 действующего президента поддерживало всего 2% населения, однако А. Б. Чубайс, возглавивший предвыборный штаб Б. Н. Ельцина, сумел обеспечить ему поддержку крупного бизнеса, который финансировал массированную кампанию в поддержку Ельцина в СМИ. В это время Ельцин ограничил боевые действия в Чечне и принял ряд популистских мер, некоторые из которых потом были отменены (например, обещание ликвидировать обязательный призыв в армию). В 1-м туре выборов Ельцин опередил кандидата от КПРФ Г. А. Зюганова с небольшим перевесом. 3-е место занял генерал А. И. Лебедь. Чтобы привлечь на свою сторону голоса его избирателей, Ельцин назначил Лебедя секретарём Совета безопасности РФ. В отставку были отправлены А. В. Коржаков и О. Н. Сосковец, а также министр обороны П. С. Грачёв. 3.7.1996 Ельцин был избран на 2-й президентский срок.
Вскоре, 31.8.1996, в Хасавюрте полномочный представитель Президента РФ, секретарь Совета безопасности России А. И. Лебедь заключил перемирие с начальником Главного штаба Вооружённых сил непризнанной Чеченской республики Ичкерия А. А. Масхадовым. Федеральные войска выводились из Чечни. Статус республики оставался неурегулированным. Вся территория Чечни, включая районы, которые ранее не подчинялись сепаратистам, оказалась в их руках.
Финансовый кризис 1998
Президент Б. Н. Ельцин пытался добиться стабилизации социально-экономического положения, укрепления системы власти, гарантирующей сложившиеся отношения собственности. «Молодые реформаторы»: А. Б. Чубайс, Б. Е. Немцов (первые вице-премьеры в 1997–98), премьер-министр С. В. Кириенко (23.3.–23.8.1998; до 24 апреля исполняющий обязанности) предприняли ряд мер по укреплению государственного контроля над естественными монополиями и ограничению влияния крупного бизнеса на принятие государственных решений. Однако они столкнулись с ожесточённым сопротивлением финансово-промышленных групп, прежде всего сырьевых. Кириенко получил в наследство груз проблем, связанных с задолженностью государства перед собственными гражданами и внешними кредиторами. Правительству удалось погасить задолженность по пенсиям. В мае 1998 в ряде регионов развернулось движение шахтёров, в Кемеровской области участники акций перекрыли железнодорожное сообщение, требуя погасить задолженности по зарплате. Правительство достигло соглашения с профсоюзами, после чего забастовка с перекрытием дорог завершилась.
Правительство Кириенко действовало в условиях, когда его программа фактически блокировалась Государственной думой, а президент оказался неспособен оказать достаточную поддержку правительству. Не удалось решить проблему зависимости правительства от позиции ряда финансово-промышленных групп, влиявших на принятие политических решений. В условиях стремительного роста задолженности по ГКО правительство разработало план их преобразования в долгосрочные обязательства. Этот план начал осуществляться 17.8.1998 одновременно с дефолтом, что привело к гораздо более резкому падению рубля, чем планировалось. В этих условиях Б. Н. Ельцин отправил правительство С. В. Кириенко в отставку и вернул к власти В. С. Черномырдина. Президент надеялся, что это стабилизирует ситуацию, но правительственная чехарда только обострила кризис и не позволила завершить запланированные правительством Кириенко действия.
Смена государственного руководства
Финансовый кризис 1998 привёл к перегруппировке политических сил. В. С. Черномырдин, который нёс часть ответственности за кризис, не был утверждён в качестве главы правительства Государственной думой. В результате компромисса 11.9.1998 председателем правительства был назначен министр иностранных дел Е. М. Примаков. Ситуация постепенно стабилизировалась, однако Б. Н. Ельцина не устраивала самостоятельная позиция Примакова. В результате 12.5.1999 новым главой правительства стал бывший министр внутренних дел С. В. Степашин, но уже 9 августа его сменил директор Федеральной службы безопасности и секретарь Совета безопасности РФ В. В. Путин (утверждён в должности Государственной думой 16.8.1999), которого Ельцин прямо назвал своим преемником.
Выборы 1995–96 показали, что парламентская кампания позволяет политическим силам влиять на ситуацию накануне выборов президента. Поэтому парламентские выборы имели важное значение при смене власти. В конце 1990-х гг. главными претендентами на пост президента могли стать лидеры центристского блока «Отечество – Вся Россия» (ОВР) Е. М. Примаков и Ю. М. Лужков. В ходе думской предвыборной кампании вокруг ОВР развернулась «информационная война», выдвигались и опровергались обвинения. В это же время рос авторитет КПРФ и нового проправительственного блока «Единство»: на думских выборах 19.12.1999 они заняли первые два места и поставили под свой контроль основные структуры Государственной думы. Подвергавшийся нападкам блок ОВР занял 3-е место, его лидеры решили не выдвигать своего кандидата на выборах президента. Также в Думу прошли праволиберальный «Союз правых сил» во главе с С. В. Кириенко, ЛДПР В. В. Жириновского и «Яблоко» Г. А. Явлинского.
31.12.1999 Ельцин досрочно подал в отставку и назначил В. В. Путина исполняющим обязанности Президента РФ. На выборах 26.3.2000 Путин был избран Президентом РФ в 1-м туре, получив 52,94% голосов, 7 мая состоялась его инаугурация (на должности Президента РФ в 2000–04, 2004–08, 2012–2018 и с 2018).
Произошла консолидация политической системы. Началось сближение партий «Единство» и «Отечество», которое завершилось 1.12.2001 созданием новой правящей партии «Единство и Отечество» (с 2003 «Единая Россия»). Партия получила конституционное большинство после думских выборов 7.12.2003, в Государственную думу прошли также КПРФ, ЛДПР, Народно-патриотический союз «Родина». «Союз правых сил» и «Яблоко» вместе получили 7 мандатов в округах, Народная партия Российской Федерации – 17. С этого времени Государственная дума поддерживала подавляющее большинство инициатив президентов и Правительства РФ.
Укрепление федеральной власти и правопорядка
С 2000 важнейший внутриполитический курс президента и правительства, а также законодательной власти был направлен на обеспечение единого экономического и правового пространства на всей территории РФ в условиях, когда региональная самостоятельность стала трактоваться властями отдельных регионов как санкция на дезинтеграцию государства, а скрытый сепаратизм укреплялся в отдельных регионах союзами местной власти с криминальными структурами и националистическими группами. Сепаратистские тенденции имелись не только в национальных республиках. Противоречия общенациональных и региональных интересов приводили к большему обособлению регионов, которые Москва сдерживала с помощью административно-экономического воздействия.
Последовательный курс на реформирование системы государственного управления стал возможным после восстановления независимости власти от прямого влияния частного капитала. В 2000 состоялась встреча В. В. Путина с главами крупнейших финансово-промышленных корпораций, на которой президент огласил основной принцип взаимодействия власти с крупным капиталом – отказ государства от нелегитимных отношений («равноудалённость»), прекращение практики прямого вмешательства капитала в государственно-политическую деятельность. Выполнение этой задачи позволило сосредоточиться на проблемах слабой эффективности работы государственных органов власти и коррупции в них.
В мае 2000 созданы 7 федеральных округов и введена должность полномочного представителя президента в федеральном округе. Важнейшими задачами стали приведение регионального законодательства в соответствие с федеральными законами (более 3,5 тыс. нормативных актов, принятых в субъектах Федерации, не соответствовали Конституции России и федеральным законам), чёткое разграничение предметов ведения и полномочий между федеральным центром и региональным уровнем управления, наведение порядка в межбюджетных отношениях. Эти задачи потребовали временных экстраординарных мер, в т.ч. отказа от прямых выборов глав регионов (2004, восстановлены в 2012; для 6 субъектов Федерации Северо-Кавказского федерального округа предусмотрена возможность избрания главы региона парламентом). Решению этой же задачи послужило изменение порядка формирования Совета Федерации Федерального собрания РФ (Федеральный закон от 5.8.2000), ранее состоявшего из губернаторов и руководителей законодательных органов субъектов РФ и рассматривавшегося ими как инструмент для решения региональных задач, часто без учёта общенациональных интересов. Делегирование представителей губернаторов и законодательных собраний в Совет Федерации, работающих на постоянной основе, повысило эффективность этой палаты в законотворческой сфере, обеспечило более тесное взаимодействие между двумя палатами Федерального собрания, а также с правительственными структурами. Одновременно указом от 1.9.2000 образован совещательный орган – Государственный совет, создание которого позволило глубже интегрировать регионы в общенациональную проблематику. В декабре 2000 утверждена новая государственная символика РФ, ранее не принимавшаяся Государственной думой из-за идеологических разногласий.
Укреплению единого пространства содействовала и региональная экономическая политика, направленная на преодоление территориальной разобщённости, а также успех контртеррористических операций на Северном Кавказе 1999–2000. В результате разграничения полномочий между федеральным, региональным и местным уровнями власти были определены обязательства каждого из них, что позволило в 2004 существенно уточнить систему межбюджетных трансфертов (разделение их на нецелевые – дотации и целевые – субсидии и субвенции, связанные с конкретными обязательствами и делегируемыми полномочиями). Необходимость более эффективного социально-экономического развития территорий стала основой для процесса укрупнения регионов в 2004–08 – объединения автономных округов с областями и краями, в состав которых они входили (в результате возникли или были переформированы Пермский край в 2005, Красноярский край и Камчатский край в 2007, Иркутская область и Забайкальский край в 2008). Политика, направленная на укрепление федеральной власти и правопорядка, получила поддержку значительной части общества, оживила надежды на преодоление экономической депрессии, произвола бюрократии и криминальных структур.
В целях добросовестной политической конкуренции были учреждены Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (1999), Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека (2004), Общественная палата РФ (2005), Совет при Президенте РФ по развитию местного самоуправления (2007) и др. В 2008 принят первый Национальный план противодействия коррупции сроком на 2 года, направленный на борьбу с коррупцией и её предупреждение (выпускался в 2010, 2012, 2014, 2016; действующим является План на 2018–20), в 2010 подписана также Национальная стратегия противодействия коррупции.
Сотрудничество президента и парламента дало возможность начать усовершенствование правовой системы, подчинив принимаемые законы единой логике реформ. Главной политической задачей явилось разграничение сфер и установление пределов вмешательства государства в жизнь общества. Была создана структура национального (внутреннего) законодательства, отменены временно действовавшие на территории Российской Федерации правовые акты советского времени. Серьёзная законотворческая работа потребовалась для инкорпорации в национальное законодательство принятых на себя Россией международных обязательств (в первую очередь связанных со вступлением 22.8.2012 в ВТО). Законы также обеспечивали проведение выдвинутых Россией международных инициатив – создание Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), Таможенного союза (ТС), Евразийского экономического союза (ЕАЭС, с 1.1.2015).
В 2005 были приняты приоритетные национальные проекты: в области здравоохранения, образования, строительства жилья и сельского хозяйства.
После думских выборов 2.12.2007 «Единая Россия» сохранила конституционное большинство в Государственной думе. В нижней палате парламента были также представлены КПРФ, ЛДПР и лояльная президенту левоцентристская партия «Справедливая Россия». В 2008 при поддержке В. В. Путина главой государства был избран Д. А. Медведев, тогда как 2-й президент РФ стал главой правительства (до 2012).
Серьёзным испытанием для России явился начавшийся в 2008 мировой экономический кризис. В 2009 её промышленное производство сократилось более чем на 15%. Резкое падение цен на нефть, существенный отток капитала, обострившиеся долговые проблемы российских компаний (потративших значительную часть привлечённых средств не на модернизацию, а на поглощение новых активов) потребовали от российского руководства незамедлительных решений. Экономическая политика была направлена на сглаживание влияния внешних факторов, восстановление макроэкономической стабильности в условиях массированного оттока капитала и сокращения экспортных доходов, поддержание динамики внутреннего потребления, на выработку новых стимулов экономического развития. Были проведены мероприятия по рефинансированию внешних корпоративных долгов, поддержке банковской системы, крупнейших российских компаний и регионов.
Принятые антикризисные меры, возможность использования созданных государством финансовых резервов, восстановление благоприятной внешнеторговой конъюнктуры и мировых финансовых рынков вновь придали российской экономике положительную динамику.
На думских выборах 4.12.2011 «Единая Россия» потеряла конституционное большинство, сохранив относительное большинство. На президентских выборах 2012 Д. А. Медведев не выдвинул свою кандидатуру, победу вновь одержал В. В. Путин. В серии указов, подписанных Путиным 7.5.2012, был сформулирован целый ряд социально-экономических задач на среднесрочную перспективу (от 2–3 лет до 2018–20), в т. ч. увеличение производительности труда, создание высокопроизводительных рабочих мест, повышение доли инвестиций и наукоёмких отраслей в ВВП, продвижение России на более высокие позиции в рейтинге Всемирного банка, оценивающего условия для ведения бизнеса.
Новые вызовы
Со 2-й половины 2012 темпы экономического роста в России стали замедляться, в последующие годы эта тенденция усилилась. С 2014 Россия живёт в условиях также и внешнеполитического кризиса, который так или иначе отражается на состоянии российского общества. Возникновение этого кризиса было связано с государственным переворотом на Украине, в результате которого после свержения президента В. Ф. Януковича к власти пришли националистически настроенные и ориентированные исключительно на страны Запада политики. Российская Федерация, рассматривая пространство СНГ как сферу своих стратегических интересов, предприняла ряд мер в защиту национальных интересов и суверенитета РФ, а также жизни и здоровья русского населения Украины, поддержала стремление жителей Автономной Республики Крым и города Севастополя самостоятельно решать свою судьбу на общекрымском референдуме. По итогам референдума 16.3.2014 и Договора с РФ 18.3.2014, Республика Крым и город федерального значения Севастополь вошли в состав РФ в качестве новых субъектов Федерации (их создание оформлено федеральным законом от 21.3.2014); был создан особый Крымский федеральный округ (просуществовал до 2016, когда Республика Крым и город федерального значения Севастополь переданы в состав Южного федерального округа). Действия России по защите собственных интересов, а также прав и свобод соотечественников в Крыму были объявлены на Западе агрессией, что повлекло за собой масштабную кампанию давления, которая включила в себя введение против России широкого спектра политических и экономических санкций, антироссийскую пропаганду в западных СМИ, попытки добиться изоляции страны в разных сферах международного сотрудничества, подорвать её потенциал, а в долгосрочной перспективе добиться изменения её политического курса вплоть до смены власти.
В ответ Россия, защищая свои национальные интересы, ввела ответные меры: указом Президента РФ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» от 6.8.2014 органам государственной власти Российской Федерации, федеральным государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим лицам, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, было предписано в своей деятельности исходить из того, что в течение одного года со дня вступления в силу указа запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и/или физических лиц или присоединившееся к такому решению. Впоследствии срок запрета продлевался.
Консолидация в антироссийском ключе политики западных стран, осуществлённая США вопреки недовольству многих государств и представителей международного бизнеса, нанесла отношениям России и Запада колоссальный урон. В угоду геополитическим интересам и соображениям престижа части западных элит была фактически уничтожена модель «стратегического партнёрства», которую пытались выстроить на протяжении 20 лет. На выборах в Государственную думу 18.9.2016 партия власти «Единая Россия» вернула себе конституционное большинство, а электоральный рейтинг президента В. В. Путина в 2017 достиг своего исторического максимума. Указом Президента РФ от 7.5.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» перед Правительством РФ была поставлена задача подготовки и проведения 13 национальных проектов: демография; здравоохранение; образование; жильё и городская среда; экология; безопасные и качественные автомобильные дороги; производительность труда и поддержка занятости; наука; цифровая экономика; культура; малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы; международная кооперация и экспорт; комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
В послании Федеральному собранию РФ 15.1.2020 В. В. Путин предложил целый ряд фундаментальных поправок в Конституцию РФ, которые должны закрепить приоритет Конституции над международным правом на территории России, изменить баланс между исполнительной, законодательной и судебной властями. Также было предложено прописать в основном законе изменения социальной политики, в частности конституционно закрепить обязательность индексации пенсий, пособий и иных социальных выплат. Другим существенным шагом стала отставка правительства Д. А. Медведева, которая состоялась сразу после оглашения послания. 16.1.2020 новым председателем Правительства РФ утверждён М. В. Мишустин, в 2010–20 гг. возглавлявший Федеральную налоговую службу.
11.3.2020 Государственная Дума РФ приняла в третьем окончательном чтении пакет поправок к Конституции, в тот же день его одобрил Совет Федерации. 13.3.2020 поправки утвердили все законодательные собрания регионов России. 14.3.2020 В. В. Путин подписал Закон о поправке к Конституции РФ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», 16.3.2020 Конституционный суд одобрил этот закон. Поправки вступят в силу в случае их поддержки по итогам всенародного голосования, которое было назначено на 22.4.2020 (перенесено на неопределённый срок из-за мировой пандемии коронавируса).