Политические партии
Возникновение российской многопартийности
Партии совр. России зародились в массовом неформальном движении, возникшем на волне подъёма политической активности в СССР в кон. 1980-х гг. Избирательная кампания 1988 по выборам 1-го Съезда народных депутатов СССР, которые впервые проводились на альтернативной основе, выделила из среды многочисленных народных фронтов, движений и политических клубов (см. раздел История) протопартийные образования, ориентированные на выдвижение и поддержку кандидатов в представительные органы власти разл. уровней и опирающиеся на комитеты избирателей.
В янв. 1990 в условиях сохраняющейся монополии на власть КПСС российское демократическое движение создало в Москве предвыборный блок «Демократическая Россия», учредителями которого стали кандидаты в депутаты Съезда народных депутатов РСФСР от 22 регионов России. Одновременно внутри самой КПСС сторонниками радикально-реформаторского направления была основана «Демократическая платформа в КПСС». В мае 1990 предприняты попытки формирования первых политических партий, оппозиционных КПСС. Съезды народных депутатов СССР и РСФСР и образованные ими Верховные советы разделились на парламентские фракции и группы, а входившие в них депутаты приняли активное участие в создании внепарламентских политических объединений.
В июне 1990 в Конституцию РСФСР были внесены изменения, исключившие 6 статью о руководящей роли КПСС. С 1.1.1991 вступил в силу принятый Верховным Советом СССР Закон «Об общественных объединениях», который подвёл правовую основу под процесс формирования многопартийности.
В 1990–91 учреждены Cоциал-демократическая партия Российской Федерации, Демократическая партия, Социалистическая, Республиканская (созданная на базе «Демократической платформы в КПСС») и ряд др. партий. Некоторые из них брали названия партий, существовавших в России до 1917, однако этим историческая преемственность ограничивалась. Оформившиеся партии, которые, как правило, на начальном этапе включали неск. депутатов, группу идеологов и организаторов, а также собственное информационное издание, старались укорениться в динамично меняющейся политической системе. В июне 1990 из КПСС выделилась Коммунистическая партия РСФСР, объединившая приверженцев ортодоксально-коммунистического направления. Легализация многопартийности способствовала организационному оформлению разл. платформ и течений внутри КПСС после выхода из её рядов сторонников социал-демократических и либеральных идей. В то же время интенсивно создавались организации национал-патриотической ориентации («Память», радикально-националистические Республиканская народная партия России и движение «Русское национальное единство»). К национал-патриотическому направлению примыкали малочисленные монархические организации. Идейно-политический спектр дополняли организации леворадикального толка (анархисты, троцкисты и др.).
Радикальные преобразования в экономике нач. 90-х гг. по-новому определили соотношение политических сил. Первыми в оппозиции курсу правительства выступили левые партии. После издания Б. Н. Ельциным в авг. 1991 Указа о запрете деятельности КПСС они были представлены Социалистической партией трудящихся (СПТ), учреждённой в окт. 1991, а также Социалистической партией, порвавшей с прежними союзниками по движению «Демократическая Россия». Однако «новые левые» не смогли обрести прочных социальных корней и оставались узкими объединениями части интеллигенции. Более успешной оказалась Российская коммунистическая рабочая партия (РКРП), созданная после запрета компартии на базе Движения коммунистической инициативы внутри КПСС.
Осенью 1991 из объединения «Демократическая Россия» вышли Конституционно-демократическая партия, Российское христианское демократическое движение и Демократическая партия России (ДПР), объединившиеся в оппозиционный курсу Ельцина блок «Народное согласие». Мотивом для выхода был протест против роспуска СССР и стремление воспрепятствовать центробежным тенденциям на территории самой России. Блок распался вскоре после выхода из него ДПР, которая в июне 1992 предпочла другой альянс – центристский «Гражданский союз».
К кон. 1992 большинство партий представляли собой малочисленные слабоорганизованные объединения, часто пытавшиеся включиться сразу в неск. блоков разной ориентации. Их участие в политическом процессе носило в осн. митинговый характер. Отсутствие ощутимых результатов деятельности партий подрывало первоначальное представление об их способности защитить социальные интересы населения, что привело к распаду или сокращению численности всех партий и объединений. Опросы общественного мнения показали, что процесс партийного строительства затронул к этому времени лишь небольшую часть общества: 49% населения России не испытывало симпатий ни к одной партии или движению, а 40% ничего не знали о них или затруднялись определить своё отношение.
Партии на выборах в Гос. думу Федерального собрания РФ 1-го и 2-го созывов
Важным этапом в процессе становления политических партий стали первые выборы в Гос. думу Федерального собрания в дек. 1993. В соответствии с Указом президента от 1.10.1993 и Положением о выборах депутатов Гос. думы в 1993 партии и движения получили возможность выдвигать кандидатов партийными списками по единому федеральному округу, которому была отведена половина мест в Думе, а также в одномандатных округах. Для регистрации общефедерального списка кандидатов в депутаты партии и иные избирательные объединения должны были собрать не менее 100 тыс. подписей. Из 35 претендентов, заявивших о желании участвовать в выборах, 13 сумели набрать необходимое число подписей и были внесены в избирательные бюллетени. За 3 недели до выборов только 16% избирателей России определились со своими предпочтениями, 50% не испытывали симпатий ни к одной партии. Положением о выборах из распределения депутатских мандатов исключались избирательные объединения, общефедеральные списки которых получили менее 5% действительных голосов. Преодолеть установленный барьер удалось 8 участникам выборов (см. табл. 1).
Гос. дума приняла регламент, в соответствии с которым депутаты объединялись в партийные фракции и депутат ские группы. С учётом присоединившихся к фракциям депутатов-одномандатников первое по численности депутатское объединение сформировал блок «Выбор России», действовавший во главе с вице-премьером Е. Т. Гайдаром. Вместе с Партией российского единства и согласия (ПРЕС), возглавляемой вице-премьером С. М. Шахраем, эти объединения стали первыми партиями власти, созданными для обеспечения законодательной поддержки курсу президента и правительства в Гос. думе. Вторую по численности фракцию сформировала Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) во главе с В. В. Жиринов ским. Воссозданная в февр. 1993 КПРФ к моменту выборов превратилась в самую крупную политическую партию России. Программа партии допускала существование частной собственности, многоукладной экономики, многопартийной системы и достаточно осторожно относилась к реставрации социалистического строя. Со схожими программными установками выступила Аграрная партия России (АПР), выражавшая интересы значительной части руководящего звена аграрно-промышленного комплекса. Политическое движение «Женщины России» было образовано на основе нескольких женских объединений, связанных с деятельностью органов социальной защиты. Один из авторов экономической программы «500 дней» Г. А. Явлинский возглавил объединение «Яблоко», опиравшееся прежде всего на интеллигенцию и представителей мелкого бизнеса. Особое положение заняла депутатская группа «Новая региональная политика», объединившая в осн. одномандатников, представлявших интересы топливно-энергетического комплекса.
По пакетному соглашению, учитывающему «вес» каждого объединения, они распределили между собой комитеты и комиссии, в которых сосредоточилась деятельность Думы. Парламентский статус, полученный партиями, и созданный ими партийный механизм принятия решений стимулировали процесс партийного самоопределения российской политической элиты. Выиграть выборы и участвовать в работе парламента стало основным смыслом существования партий.
К выборам в Гос. думу 1995 на федеральном уровне было зарегистрировано более 80 партий. Право на участие в выборах также получили 260 общественных объединений: профсоюзные организации, творческие союзы, профессиональные объединения, устав которых предусматривал участие в выборах посредством выдвижения кандидатов, и которые были зарегистрированы не позднее чем за 6 мес до объявления дня выборов. В результате 68 избирательных объединений и блоков претендовали на участие в выборах, 43 из них удалось собрать необходимое для регистрации число подписей.
К этому времени «Выбор России» фактически распался, ПРЕС также быстро растратила своё политическое влияние. Весной 1995 Ельцин публично заявил о создании до начала избирательной кампании двух центристских блоков. Премьер-министр В. С. Черномырдин возглавил правоцентристский блок «Наш дом – Россия» (НДР), формировавшийся в осн. усилиями центральной и региональных администраций. В одобренном учредительным съездом партийном списке 2/3 мест занимали чиновники высокого ранга и предприниматели. Спикер Гос. думы И. П. Рыбкин возглавил левоцентристский блок. Из 43 участвовавших в избирательной кампании партийных списков 5%-ный барьер преодолели только 4 избирательных объединения (см. табл. 2).
Наибольшее число голосов получил список КПРФ, отказавшейся от ряда устаревших идеологических догм, но сохранившей приверженность идеалам социализма. Её электорат к этому времени насчитывал 20–30% избирателей, по преимуществу разделяющих традиционную государственно-патриотическую идеологию. Коммунисты вместе с союзниками взяли под свой контроль половину комитетов Гос. думы, спикером стал член ЦК КПРФ Г. Н. Селезнёв. НДР стал единственным из новых политических объединений, сумевшим провести депутатов в Думу по партийному списку. Из одномандатников сформировались ещё три депутатские группы: центристские «Российские регионы» и близкие к КПРФ «Народовластие» и «Аграрная депутатская группа».
Партии на выборах в Гос. думу Федерального собрания РФ 3-го и 4-го созывов
Выборы в Гос. думу, назначенные на 19.12.1999, рассматривались участниками избирательной кампании как подготовка к президентским выборам, что придавало им особую остроту. После отставки Черномырдина НДР потерял привлекательность для региональных лидеров и представителей федеральной бюрократии. На освободившееся место партии власти стало претендовать объединение «Отечество» под руководством мэра Москвы Ю. М. Лужкова. В учредительном съезде объединения приняло участие более 20 губернаторов из разл. регионов России. К «Отечеству» затем присоединился блок «Вся Россия», во главе которого стояли президент Татарии М. Ш. Шаймиев и губернатор С.-Петербурга В. А. Яковлев, а также значительная часть региональных отделений АПР и ряд других более мелких организаций. Список сформировавшегося предвыборного блока «Отечество – Вся Россия» (ОВР) возглавил Е. М. Примаков, 2-е и 3-е места в нём заняли Лужков и Яковлев.
В конце сент. 1999 было объявлено о создании избирательного объединения «Единство», лидером которого стал С. К. Шойгу, возглавлявший Мин-во по чрезвычайным ситуациям (МЧС). В своей предвыборной стратегии «Единство» опиралось на авторитет премьер-министра В. В. Путина, который публично поддержал новое избирательное объединение.
Платформа и стратегия КПРФ к моменту выборов не претерпели существенных изменений по сравнению с предыдущей кампанией, а её монопольные позиции на левом фланге даже усилились с расколом АПР и вхождением её бoльшей части в ОВР. Без изменений остались позиции «Яблока» и ЛДПР (участвовала в выборах под названием «Блок Жириновского»). На правом фланге возникло новое избирательное объединение – Союз правых сил (СПС). Вобравший в себя политические группировки, исповедующие экономический либерализм, СПС выступил главным конкурентом «Яблока» (см. табл. 3).
Соперники на выборах «Единство» и ОВР позднее перешли к сотрудничеству и установили контроль над большинством голосов, последовательно проводя в Думе пропрезидентский курс. В апр. 2001 лидеры «Единства» и «Отечества» приняли решение о слиянии, и к концу года была учреждена партия «Единство и Отечество» – «Единая Россия».
Выборы в Гос. думу 4-го созыва проводились на основе Федерального закона «О политических партиях», вступившего в силу 14.6.2001, а также изменений в законах о выборах депутатов Гос. думы РФ, о гарантиях избирательных прав граждан и праве на референдум, о выборах Президента РФ. Партии стали единственным видом общественных объединений, имеющих право самостоятельного выдвижения кандидатов в Гос. думу и законодательные собрания субъектов Федерации, а также на иные должности в органах гос. власти. Это свидетельствует о реформе многопартийности в России, которая осуществляется в русле политики по стабилизации политической системы.
В выборах в Гос. думу, состоявшихся 7.12.2003, приняли участие 19 партий и 4 блока, из них 5%-ный барьер преодолели 4 партии и избирательных блока (состав Гос. думы 4-го созыва представлен в табл. 4).
В ходе предвыборной кампании президент Путин чётко обозначил свою поддержку партии «Единая Россия», что во многом предопределило её безусловный успех на выборах. Серьёзное поражение потерпела КПРФ. Значительное число голосов получили созданный незадолго до выборов народно-патриотический союз «Родина» и ЛДПР. Правые партии «Яблоко» и СПС не преодолели 5%-ный барьер. Пропрезидентская партия «Единая Россия» с присоединившимися к ней независимыми депутатами и представителями др. партий получила конституционное большинство в Гос. думе (на 12.1.2004 – 305 депутатов). Один из её лидеров Б. В. Грызлов был избран председателем Гос. думы, представители партии возглавили все думские комитеты.