Российская Федерация
Курс «шоковой терапии»
После распада СССР Россия стала суверенным государством, субъектом международного права, правопреемником СССР. Ликвидация прежней системы управления усугубила экономический кризис. Неопределённость социально-экономической ситуации заставляла производителей создавать товарные запасы, что практически парализовало потребительский рынок. В этих условиях большинство граждан поддерживало идею радикальных преобразований, которые вывели бы страну из социально-экономического кризиса.
Реформы начались с либерализации цен в янв. 1992, что привело к наполнению внутреннего рынка продовольственными и промышленными товарами. Однако за год цены выросли в десятки раз. Б9ольшая часть населения получала мизерные зарплаты и пенсии, а денежные накопления обесценились. Разрушались оставшиеся без гос. финансирования системы бесплатной медицины, образования и науки. Россия столкнулась с безработицей. Всё это вело к массовому обнищанию населения.
Инфляция создавала условия для финансовых спекуляций, формирования крупных капиталов за счёт получения гос. кредитов. Установление деловых связей новых предпринимательских слоёв с чиновничеством вызвало резкий рост коррупции. Несмотря на объявленную свободу торговли, высокое налогообложение препятствовало формированию свободного рынка и вело к сокрытию доходов от государства.
Рубль на территории России стал свободно обмениваться на иностранную валюту. В условиях быстрой инфляции американский доллар превратился в осн. средство накопления. Либерализация таможенного режима способствовала увеличению объёмов импорта из Европы и США, вытеснявшего неконкурентоспособных отеч. производителей. Нарастание неплатежей предприятий дестабилизировало нормальный товарообмен. Денежная оплата заменялась бартером. Инвестирование средств в производство стало невыгодным, высокую прибыль приносили лишь финансовые операции и вывоз сырья за рубеж.
3.7.1991 Верховным Советом РСФСР был принят Закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий и на его основе утверждена Программа приватизации. Однако фактически приватизация пошла по другому пути: 14.8.1992 был принят Указ Президента РФ о приватизации (проводилась под руководством зам. председателя правительства А. Б. Чубайса). Каждый гражданин России получил приватизационный чек (ваучер). Правила приватизации предусматривали льготы трудовым коллективам (последние фактически были представлены администрацией предприятий). Часть акций передавалась держателям пакетов ваучеров. Чеки скупались у населения по незначительной цене чековыми фондами и частными лицами. В 1992–93 было разгосударствлено более половины предприятий. Возник обширный частный сектор, который контролировался финансовыми структурами, тесно связанными с бюрократией, теневым и иностранным капиталом (см. также ст. Исторический очерк в разделе Экономика).
Кардинально изменилась структура рос. общества. От реформ пострадали социальные слои и группы, связанные с реальным производством и бюджетной сферой, в т.ч. средние слои, поддерживавшие преобразования. Правящая элита формировалась в результате слияния бюрократии и крупного бизнеса (в осн. выходцев из прежней партийной и комсомольской номенклатуры), что предопределяло высокую степень монополизации и бюрократизации рос. капитализма.
Нарастание политической конфронтации
Радикальные экономические реформы обострили социально-политические противоречия. Начались массовые акции протеста, организаторами которых стали коммунисты. Участники митингов требовали восстановления СССР и власти коммунистической партии. Часть общества, ранее поддерживавшая демократическое движение, теперь выступала против реформ. Началось сближение «патриотов» и «демократов» и образование оппозиционных организаций, включавших политиков разл. идейной ориентации (Фронт национального спасения и др.). Сторонники реформ также проводили многотысячные уличные манифестации. Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) и центристские политические организации («Гражданский союз» и др.) выступали за ослабление гражданского противостояния и социальную переориентацию реформ.
Проблема сепаратизма
Процессы дезинтеграции России, возникшие в период распада СССР, продолжали нарастать. Провозглашение суверенитета автономными республиками побудило остальные регионы добиваться признания их равноправными субъектами Федерации. В условиях угрозы распада государства руководство России вынуждено было искать новую форму федеративного устройства. Вариант политического компромисса был найден в подписании 31.3.1992 Федеративного договора между федеральным центром и регионами, который отчасти смягчил дезинтеграционные тенденции.
Неурегулированность этнополитических отношений крайне негативно отразилась на развитии политической ситуации в ряде автономных республик. Так, в Чеченской Республике к власти пришли сепаратистские силы, которые ликвидировали основы гос. устройства, отменили конституционные гарантии прав граждан. Неспособность центральной власти разрешить ситуацию, сложившуюся в Чеченской Республике, мирным путём привела в 1994 к затяжному вооружённому конфликту между федеральными войсками и чеченскими вооружёнными формированиями.
Конституционный кризис
Раскол в обществе вёл к размежеванию в политической элите. Против политики и.о. председателя правительства Е. Т. Гайдара уже на первом этапе реформ выступили председатель Верховного Совета Р. И. Хасбулатов и вице-президент А. В. Руцкой. Но Президент РФ Б. Н. Ельцин твёрдо отстаивал курс правительства, что вскоре привело к острому конфликту между президентом и парламентом. Противостояние между исполнительной и законодательной властью разворачивалось и в регионах.
К кон. 1992 в обществе сложилось убеждение, что реформы не принесли обещанных результатов. Между тем Ельцин предложил 7-му съезду народных депутатов РФ (1–15.12.1992) утвердить кандидатуру Гайдара в качестве председателя правительства. Большинство депутатов проголосовало «против» и внесло в Конституцию поправки, ограничивающие власть президента. 11– 14.12.1992 при посредничестве Конституционного суда был достигнут компромисс: полномочия президента восстанавливались, на апр. 1993 назначался референдум о доверии президенту и съезду. Под давлением депутатов президент отправил Гайдара в отставку. Председателем правительства стал В.С. Черномырдин, который продолжил прежний курс.
Стремясь остановить радикальные либеральные реформы, большинство депутатов перестало поддерживать президентские законопроекты. Ельцин, в свою очередь, решил ликвидировать Съезд народных депутатов и избранный им Верховный Совет. Для этого требовалось изменить Конституцию, что было возможно только с согласия съезда. Возник конституционный кризис.
Прошедший 25.4.1993 референдум о доверии президенту и съезду дал следующие результаты: из 64% избирателей, которые пришли голосовать, 58,7% доверяли президенту; 53% доверяли также социально-экономическому курсу; за перевыборы президента высказались 49,5%, парламента – 67,2%. Опираясь на итоги референдума, Ельцин созвал Конституционное совещание с целью разработки новой Конституции. По ряду вопросов удалось достичь компромисса, однако сохранялись разногласия по важнейшей проблеме – соотношению полномочий президента и парламента.
21.9.1993 президент издал Указ №1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», согласно которому Съезд народных депутатов распускался, а на дек. 1993 назначались выборы в новый парламент и референдум по проекту Конституции. Верховный Совет, находившийся в Белом доме, отказался подчиниться Указу президента, поскольку он противоречил действовавшей в тот период Конституции. Квалифицировав действия Ельцина как гос. переворот, Верховный Совет объявил об отстранении президента от власти и назначил исполняющим обязанности президента Руцкого. Компромиссное решение Конституционного суда об одновременном проведении президентских и парламентских выборов было отклонено Ельциным. Попытки преодолеть кризис путём переговоров оказались безуспешными. Затянувшийся конфликт привёл к блокаде Белого дома милицией. Оборону Белого дома возглавили Руцкой и председатель Верховного Совета Хасбулатов. 2–3 окт. произошли вооружённые столкновения между сторонниками Верховного Совета и силами МВД. Защитники Белого дома захватили здание мэрии, пытались с помощью оружия овладеть Центральным телевидением в Останкине. 4 окт. в результате осады и танкового обстрела Белый дом пал, лидеры Верховного Совета арестованы. В октябрьских столкновениях, по официальным данным, погибло ок. 140 человек.
Принятие Конституции 1993
Победа в вооружённом столкновении с Верховным Советом, опиравшимся на прежнюю Конституцию, позволила Ельцину и его сторонникам добиться принятия нового Основного закона. 12.12.1993 было проведено всенародное голосование по проекту Конституции. В нём приняли участие 54,8% избирателей, из которых за принятие Конституции высказались 58,4% голосовавших, против – 41,6%. Голосование не проводилось в Татарстане, Чечне и Челябинской области.
Одновременно с голосованием по Конституции были проведены первые выборы в новую Гос. думу. В парламент прошли по итогам голосования по партийным спискам: Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) – 21,7%, блок «Выбор России» – 14,33%, Коммунистическая партия РФ (КПРФ) – 11,46%, «Женщины России» – 7,51%, Аграрная партия России – 7,38%, блок «Яблоко» – 7,26%, Партия российского единства и согласия (ПРЕС) – 6,22%, Демократическая партия России (ДПР) – 5,10% (см. также ст. Политические партии).
Результаты радикальных либеральных реформ
В сер. 1990-х гг. произошла социальная и политическая стабилизация. Однако политическая система, возникшая после 1993, не обеспечивала эффективного согласования интересов. Постепенно, в ходе борьбы за собственность, часто сопровождавшуюся криминальным насилием, выделилось неск. финансово-промышленных групп, тесно связанных с влиятельными властными кланами, которые установили контроль над наиболее важными отраслями экономики России и получили условное наименование «олигархия». В условиях дефицита финансовых средств и отсутствия гос. финансирования происходил переход предприятий в собственность олигархических групп.
Реорганизация экономики сопровождалась быстрым падением производства. Руководство страны рассчитывало на доходы от продажи гос. предприятий в частные руки, но в условиях коррупции и непрозрачности правил приватизации их цены нередко занижались. Чрезмерность налогового бремени вела к массовому уклонению от уплаты налогов. Не хватало средств не только на социальные выплаты, но и на поддержание курса рубля. Государство под давлением предпринимательских структур вело рискованные «игры» с ценными бумагами. Создание рынка гос. краткосрочных обязательств (ГКО) позволило обеспечить стабилизацию рубля, но обострило проблему задолженности. Чтобы справиться с финансовым кризисом и пополнить казну, Правительство РФ постоянно прибегало к внешним займам. В 1993–97 Россия получила от Международного валютного фонда (МВФ) 12 млрд. долл., большая часть которых ушла на погашение процентов по кредитам.
Укрепившись у власти, президент и связанная с ним часть элиты взяли курс на национальное примирение. Были отправлены в отставку наиболее радикальные сторонники либеральных реформ. С этого времени Ельцин предпочитал опираться на две группы – либеральную (Черномырдин, Чубайс и др.) и консервативную, связанную с директорским корпусом и силовыми структурами (в 1994–96 – вице-премьер О. Н. Сосковец, руководитель службы безопасности президента А. В. Коржаков и др.). 23.2.1994 под давлением Гос. думы были амнистированы участники ГКЧП и октябрьских столкновений 1993. Однако достичь устойчивой политической стабилизации не удавалось.
Начало военных действий в Чечне
После победы экстремистской националистической группировки генерала Д. М. Дудаева (президент с 27.10.1991) т. н. Чеченская Республика (Ичкерия) провозгласила свою независимость, там была установлена военная диктатура, оппозиция подавлена, парламент разогнан. В качестве гос. идеологии использовался ислам, нормы которого Дудаев и его окружение трактовали в своих интересах. Территория республики оказалась недоступной для федеральных правоохранительных органов. Власти Чечни отказывались сотрудничать в борьбе с преступностью, поощрялись захват заложников, финансовые махинации, контрабанда.
Российское руководство пыталось свергнуть Дудаева, поддержав противников его режима. 11.12.1994 федеральные войска вошли в Чечню с целью восстановления конституционного порядка и после ожесточённых боёв взяли под контроль осн. населённые пункты. Но им не удалось справиться со сторонниками Дудаева, которые перешли к партизанской войне. В июне 1995 и в янв. 1996 чеченские бандформирования вторглись на территорию соседних регионов России (города Будённовск и Кизляр). Были захвачены заложники, погибли мирные жители. Война привела к большим потерям в войсках и жертвам среди мирного населения. Расходы на войну подрывали финансовую стабильность в России. Чечня превратилась в плацдарм исламского экстремизма и международного терроризма на Кавказе.
Выборы президента 1996 и завершение 1-й чеченской кампании
Конституция 1993 устанавливала срок полномочий парламента 2 года. На выборах 17.12.1995 в Гос. думу прошли: КПРФ, ЛДПР, новая проправительственная партия «Наш дом – Россия» во главе с Черномырдиным, «Яблоко» во главе с Г. А. Явлинским. Недовольство избирателей политикой Ельцина привело к тому, что Гос. дума фактически оказалась под контролем коммунистов. Спикером был избран член КПРФ Г. Н. Селезнёв. Правительству стало сложнее проводить через парламент законы, способствующие продолжению либеральных реформ. При этом Совет Федерации блокировал многие из предлагавшихся нижней палатой законопроектов. Законодательный процесс оказался крайне затруднённым.
Избирательная кампания в Гос. думу сменилась кампанией по выборам президента России. В нач. 1996 действующего президента поддерживало всего 2% населения, однако Чубайс, возглавивший предвыборный штаб Ельцина, сумел обеспечить президенту поддержку крупного бизнеса. В это время Ельцин ограничил боевые действия в Чечне и принял ряд популистских мер, многие из которых были потом отменены. В 1-м туре выборов Ельцин опередил кандидата от КПРФ Г. А. Зюганова с небольшим перевесом. 3-е место занял генерал А. И. Лебедь. Чтобы привлечь на свою сторону голоса его избирателей, Ельцин назначил Лебедя секретарём Совета безопасности РФ. Из-за конфликта с Чубайсом были отправлены в отставку Коржаков, Сосковец, а также министр обороны П. С. Грачёв. 3.7.1996 Ельцин был избран на 2-й президентский срок.
В августе война в Чечне вспыхнула с новой силой, отряды сепаратистов вторглись в Грозный. 22.8.1996 в Хасавюрте между полномочным представителем Президента РФ, секретарём Совета безопасности России Лебедем и командующим войсками Чечни А.А. Масхадовым (Дудаев погиб в апр. 1996) было заключено перемирие. Федеральные войска выводились из Чечни. Статус республики оставался неурегулированным. Вся территория, включая районы, которые прежде не подчинялись сепаратистам, оказалась в их руках. Развернулся террор против рус. населения. 29.1.1997 Масхадов победил на выборах президента Чечни и в мае заключил с федеральным центром соглашение о мире. Реальная власть в республике оказалась в руках полевых командиров, пользовавшихся поддержкой международных экстремистских организаций. Из Чечни совершались набеги на соседние регионы. В республике содержались тысячи рабов-заложников.
Продолжение экономических реформ и финансовый кризис 1998
Президент Ельцин пытался добиться стабилизации социально-экономического положения, укрепления системы власти, гарантирующей сложившиеся отношения собственности. «Молодые реформаторы» Чубайс, Б. Е. Немцов (первые вице- премьеры в 1997–98), премьер-министр С. В. Кириенко (23.3–23.8.1998) предприняли ряд мер по укреплению гос. контроля над естественными монополиями и ограничению влияния крупного бизнеса на принятие гос. решений. Однако они столкнулись с ожесточённым сопротивлением финансово-промышленных групп, прежде всего сырьевых. Правительству Кириенко была свойственна непоследовательность: выступая за наведение порядка и равноправие коммерческих организаций во взаимодействии с властью, правительство поддерживало тесные отношения с рядом финансово-промышленных групп, влиявших на принятие политических решений. Кириенко получил в наследство груз проблем, связанных с задолженностью государства перед работниками промышленности и внешними кредиторами. В мае 1998 в ряде регионов развернулось движение шахтёров, в Кузбассе участники акций перекрыли ж.-д. сообщение.
Завышение размеров выплат по ГКО привело к истощению гос. бюджета. В условиях стремительного роста задолженности правительство разработало план преобразования ГКО в долгосрочные обязательства и 17.8.1998 объявило об отказе от выплат по ГКО (дефолте). Это привело к резкому падению рубля, обесцениванию сбережений и вкладов. Тысячи предприятий разорились. Страну охватил острый финансовый кризис, банковская система была парализована. Новая фаза экономического кризиса привела к резкому росту цен и дальнейшему обнищанию населения. В разгар событий правительство Кириенко было отправлено в отставку, и. о. председателя правительства вновь назначен Черномырдин.
Финансовый кризис 1998 привёл к перегруппировке политических сил. Черномырдин, который нёс часть ответственности за кризис, не был утверждён в качестве главы правительства Гос. думой. В результате компромисса 11.9.1998 председателем правительства был назначен министр иностранных дел Е. М. Примаков. Ситуация постепенно стабилизировалась. Но самостоятельная позиция Примакова не устраивала Ельцина, и 12.5.1999 он был заменён на посту председателя правительства быв. министром внутренних дел С. В. Степашиным. 9.8.1999 его сменил быв. руководитель Федеральной службы безопасности (ФСБ) и секретарь Совета безопасности РФ В. В. Путин, которого Ельцин прямо назвал своим преемником.
2-я чеченская кампания и проблема международного терроризма
7.8.1999 отряды полевых командиров Ш. Басаева и Хаттаба вторглись из Чечни в Дагестан. Совместными силами федеральных войск и дагестанских ополченцев боевики были разбиты. В сентябре экстремисты взорвали жилые дома в Москве, Буйнакске и Волгодонске. К этому времени в России изменилось отношение к проблеме Чечни: большинство политиков и граждан осознали, что мирное урегулирование себя не оправдало. 30.9.1999 группировка федеральных войск вошла в Чечню. На этот раз армия была лучше подготовлена к военным действиям. Боевики несли большие потери. Грозный был блокирован и взят в янв. – февр. 2000. Началась изнурительная партизанская война в горах. 23–26 окт. 2002 чеченские террористы захватили заложников в Театральном центре на Дубровке в Москве, но рос. власти отказались пойти на уступки. Террористы были уничтожены, б. ч. заложников была спасена (погибли 128 чел.). 23.3.2003 в Чечне прошёл референдум. Большинство жителей поддержали новую конституцию Чеченской Республики в составе России. В окт. 2003 президентом Чечни был избран А. Х. Кадыров (погиб в мае 2004 в результате теракта).
Использование Чечни международными террористическими организациями в качестве своего форпоста выдвинуло Россию в число лидеров борьбы с международным терроризмом. Последовательное выступление против экстремистских и сепаратистских движений стало одной из причин роста разногласий между Россией и странами Запада. Только после терактов в США в сент. 2001 позиция России стала встречать большее понимание со стороны Запада (см. также ст. Внешняя политика Российской Федерации).
Смена политического руководства
К моменту очередных выборов в Гос. думу, назначенных на дек. 1999, система политических партий находилась в стадии формирования. Партии и движения, претерпевая трансформации, поделили между собой большинство активных избирателей (часть населения не участвовала в выборах либо голосовала «против всех»). На политической сцене выступили КПРФ, партия власти, центристская оппозиция, две либеральные партии, а также праворадикальная ЛДПР.
Партия власти на выборах была представлена новым проправительственным блоком «Единство» и центристским блоком «Отечество – Вся Россия» (ОВР). В ходе предвыборной кампании в Гос. думу правительственные и часть частных СМИ вели против ОВР информационную войну, в результате рос авторитет блока «Единство» и КПРФ. На выборах они заняли первые места и поставили под свой контроль осн. структуры Гос. думы (это положение сохранялось до 2002, когда создание центристского объединения «Единая Россия» привело к ослаблению позиций КПРФ в Думе). Блок ОВР занял 3-е место, его лидеры решили не выдвигать своего кандидата на выборах президента.
31.12.1999 Ельцин досрочно подал в отставку и назначил Путина исполняющим обязанности президента. На выборах 26.3.2000 Путин был избран президентом РФ в первом туре, получив 52,94% голосов.
Курс нового президента на укрепление федеральной власти и правопорядка получил поддержку значительной части общества, оживил надежды на преодоление экономической депрессии, произвола бюрократии и криминальных структур. Администрация Путина при поддержке Гос. думы начала серию реформ, направленных на усиление контроля федерального центра над субъектами Федерации. В мае 2000 принят Указ, в соответствии с которым территория РФ делилась на 7 федеральных округов; в каждый из них президент назначил своих полномочных представителей. Укреплены правовые начала деятельности региональных органов гос. власти. Была проведена реформа Совета Федерации, который стал формироваться из представителей, делегируемых законодательными и исполнительными органами гос. власти субъектов РФ.
Сотрудничество президента и парламента дало возможность существенно модернизировать основополагающие кодексы: гражданский, земельный, трудовой и др., а также принять налоговый кодекс. В дек. 2000 была утверждена новая гос. символика России, ранее не принимавшаяся Думой из-за идеологических разногласий. 7.12.2003 состоялись выборы в Гос. думу 4-го созыва (см. ст. Политические партии).
Благоприятные условия на мировом рынке (в частности, высокие цены на энергоносители) создали возможности для социально-политической стабильности и экономического роста в 1999–2003.
14.3.2004 Путин был избран на 2-й президентский срок. Новый этап реформ в России направлен на ускорение экономического роста, усиление борьбы с бедностью и совершенствование социальной инфраструктуры.