ПОСОШКО́В ИВАН ТИХОНОВИЧ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОСОШКО́В Иван Тихонович [1652 – 1(12).2.1726, С.-Петербург], рос. мыслитель, экономист, социальный философ. Из семьи непашенных крестьян – ремесленников серебряного дела дворцового с. Покровское (Рубцово) на р. Яуза (ныне в черте г. Москва). Денежный и ружейный мастер Оружейной палаты и Моск. денежного двора (кон. 17 – нач. 18 вв.); изготовил модели денежного станка (1694) и, выполняя указ Петра I (1696/97), – вращающегося трёхствольного орудия дальнобойностью св. 200 м – «рогатки огнестрелной» (1701), наладил чеканку мелких медных монет (1700). Брал на откуп казённый питейный двор в Москве (сер. 1700-х гг. – 1708). Водочный мастер на казённом дворе в Новгороде (с 1710). В 1710-е гг. торговал продовольствием (мясом, маслом, овощами), посудой, кружевами, драгоценностями и пр. Приобрёл дома в С.-Петербурге (1716) и Новгороде (1720–21), а также землю с крепостными крестьянами в Устрецком погосте Бежецкой пятины Новгородской земли (ныне с. Устрека Мошенского р-на Новгородской обл.) и Кашинском у. С.-Петерб. губ. (1719–25). В Устрецком погосте открыл винокуренный завод (1719; получил от Камер-коллегии подряд на поставку водки в кабаки) и взял с 1721 на откуп на 4 года сбор мелких таможенных пошлин от продажи вина, пива, водки и крепких медовых напитков.
Одновременно разрабатывал программы разл. преобразований в общегосударств. масштабе. После поражения рос. вооруж. сил в Нарвском сражении 1700 предложил сформировать в стране проф. армию, ограничить её численность 60 тыс. чел., сократив примерно в 5 раз, снабдить качественным огнестрельным и холодным оружием, начать произ-во подвижных арт. орудий, поставить величину жалованья в зависимость от меткости солдата, обучить нерегулярную конницу стрельбе из пистолей и шереножному строю. П. считал, что иностранцы, находившиеся на рос. воен. службе, «во всяком деле нас обманывают и ставят нас в совершенные дураки» (донесение главе Оружейной палаты боярину Ф. Алексеевичу Головину «О ратном поведении»; известно 2 редакции: 1-я – т. н. краткая относится, возможно, к кон. 1700, 2-я – к 1701; впервые опубл. в 1888 и 1793 соответственно). В 1700-е гг. подал митр. Рязанскому и Муромскому Стефану Яворскому 3 записки (распространялись в рукописи как лит. произведения, 1-я записка впервые опубл. в 1815, 2-я и 3-я записки – в 1899). В них отстаивал необходимость просвещения и повышения нравственности в рос. обществе, в т. ч. среди духовенства. Для этого составил план создания сети образоват. и науч. учреждений – «академии великой, всех наук исполненной», в Москве – «академии великой патриаршей», где преподавали бы учителя «благочестивые, высокоучёные от различных стран», в каждой епархии в городах – училищ, в монастырях – грамматич. школ. Выдвинул идею рукополагать в священники и дьяконы при условии наличия у кандидатов «училищного» свидетельства, а для укрепления сословия духовенства – ограничить выход из него детей священнослужителей. Считал также важным изучать разл. течения протестантизма, ислам и иудаизм для защиты православной веры («чтоб учинить ей твёрдую ограду»). Призывал обязать священнослужителей проверять на исповеди знания паствы о правилах соблюдения православных обрядов. Полагал необходимым наладить в каждом приходе строгий учёт совершения таинств (вести крестильные, покаянные, причащальные, венчальные, погребальные книги), рождаемости (родильные книги). Выступал против старообрядцев, хотя сам ранее, по его словам, «хрома недугом раскольничи болезни», а также против лютеран («Зеркало очевидное», 1706; опубл. частично в 1863, возможно, в редакции митр. Димитрия Ростовского, в частности без главы о протестантизме, полностью – в 1898–1905). В форме наставления и поучения сыну, которого П. представлял в роли купца, военного, крестьянина и др., изложил осн. правила идеальной повседневной жизни всех сословий и сословных групп рос. общества («Завещание отеческое к сыну…», 1719, снабжено алфавитным перечнем изречений из Священного Писания; частично опубл. в 1873, полностью впервые – в 1893).
Автор «Книги о скудости и богатстве», которую намеревался преподнести Петру I (1721–24; известно 6 списков 1750–60-х гг.; впервые опубл. в 1842 М. П. Погодиным с разрешения имп. Николая I, с 1911 неоднократно переиздавалась). В этом сочинении П. рассмотрел вопросы рос. адм. устройства и управления, суда, законодательства, армии, Церкви, социальной сферы. П. предложил обновлять страну, насаждая «правду» и истребляя «неправду и неисправности», видел будущую Россию в виде рачительного, рационально устроенного и бережно обновляющегося Дома, основанием которого служит православная вера. Отдавал приоритет духовному началу перед материальным благополучием. Доказывал, что духовность определяет разумность накопления и умеренность расходования, а её утрата даже «древнее богатство отончевает и в нищету приводит…». В неправде видел причину «напрасной» скудости, избежать которую, по мнению П., можно за счёт искоренения неправого судейства, лжи, нерадения, лени, бесхозяйственности и пр. Богатство государства ставил в зависимость от благосостояния его подданных. Призывал гос. власть разрешить заниматься торговлей только купцам, предоставлять им кредиты, запретить импорт предметов роскоши и товаров, которые производятся в России, организовывать рос. мануфактуры, экспортировать готовые изделия, а не сырьё, контролировать ценообразование. Считал, что помещики крепостными крестьянами владеют временно, а их «прямой владелец» – рос. самодержец, поэтому необходимо законодательно нормировать и регламентировать барщину и оброк. Выступал за отмену подушной подати и введение вместо неё поземельного налога, исчисляющегося «по владению земли и по засеву», а также за установление вместо многочисл. внутр. таможенных пошлин единого 10%-ного сбора от цены товара и десятины в пользу Рус. церкви.
В конце августа/начале сент. 1725 П. арестован и заключён в Петропавловскую крепость, где и скончался. Причина ареста П. неизвестна; в офиц. документах указывалось, что он содержался в тюрьме по «важному секретному государственному делу» и был уличён «в важной криминальной вине». Возможно, причиной ареста послужило обнаружение «Книги о скудости и богатстве» среди книг попавшего в опалу вице-президента Синода архиеп. Великоновгородского и Великолуцкого Феодосия (Яновского).