ЛЖЕДМИ́ТРИЙ III
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЖЕДМИ́ТРИЙ III, «Псковский вор» (наст. имя Матюшка) (? – 1613, Москва), самозванец, стремившийся занять рус. престол под именем погибшего царевича Дмитрия Ивановича в кризисных условиях Смутного времени. Сын диакона одной из моск. церквей за р. Яуза.
В нач. 1611 под именем казака Сидорки торговал ножами в Новгороде. 23.3(2.4).1611 он в окружении казаков явился в город и объявил себя чудесно спасшимся «царём Дмитрием Ивановичем» (т. е. Лжедмитрием I). Новгородцы прогнали его. Л. III и казаки бежали в Ивангород, где были приняты воеводой кн. И. Ф. Хованским и служилыми людьми с пушечным салютом, самозванцу присягнули крепости Ям (ныне Кингисепп), Копорье, Гдов, однако Псков – центр повстанч. движения на северо-западе Рус. гос-ва – отказался целовать ему крест. В авг. 1611 Л. III, собрав небольшое войско, пытался взять Псков, но шведы во главе с Я. П. Делагарди, захватившие к тому времени Новгород, отогнали его от города, а затем наголову разгромили на р. Плюсса, после чего самозванец с остатками своих сил сумел укрыться в Ивангороде.
Осенью 1611 новый псковский воевода, пожалованный в 1609 в бояре Лжедмитрием II Н. Д. Вельяминов-Зернов, убедил утомлённых многомесячной швед. осадой псковичей пригласить Л. III в город. 4(14) дек. принят псковичами как «царь Дмитрий Иванович». К руководителям Первого ополчения 1611 кн. Д. Т. Трубецкому и И. М. Заруцкому в таборы под Москву от Л. III был направлен атаман Г. Попов с окружными грамотами. Появление посольства Л. III спутало планы Заруцкого, рассчитывавшего возвести на престол сына Лжедмитрия II и М. Мнишек Ивана Дмитриевича и стать при нём фактич. правителем государства. В янв. 1612 в Псков были отправлены послы К. Д. Бегичев и Н. В. Лопухин, но они вместо разоблачения Л. III «признали» в нём «царя Дмитрия Ивановича». Весть о случившемся в Пскове спровоцировала мятеж в таборах ополчения под Москвой 22.3(1.4).1612. Было организовано крестное целование Л. III, князей Трубецкого и Заруцкого силой заставили присягнуть самозванцу. В начале апр. 1612 в Псков было отправлено новое посольство, возглавлявшееся быв. фаворитом Лжедмитрия II И. В. Плещеевым Глазуном. События в подмосковных таборах сначала внесли разлад, а затем привели к полному разрыву между руководителями Первого ополчения 1611 и руководителями Второго ополчения 1611–12, которые официально объявили о непризнании как Л. III, так и сына М. Мнишек Ивана.
В Пскове И. В. Плещеев Глазун публично «признал» Л. III прежним «царём Дмитрием Ивановичем», но тут же тайно подготовил его низложение и арест. Псковичи к тому времени сильно разочаровались в Л. III и его воинах, которые оказались не в состоянии защитить город и уезд от шведов и отрядов А. И. Лисовского и, более того, сами занялись грабежами и бесчинствами в осаждённом городе. В конце мая 1612 заговорщики ночью попытались захватить Л. III, но ему вместе со ставшим его «боярином» кн. И. Ф. Хованским удалось бежать в Гдов. Плещеев Глазун уговорил Хованского выдать самозванца и отвёз его в таборы ополчения под Москву, где по распоряжению кн. Д. Т. Трубецкого он был заключён в тюрьму. Повод для конфликта между Первым и Вторым ополчениями был устранён, что создало условия для объединения их сил. Вскоре после избрания на царство Михаила Фёдоровича Л. III был посажен на цепь для всеобщего обозрения и затем казнён.