Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОБОНЕ́ЖЬЕ

Авторы: А. М. Пашков

ОБОНЕ́ЖЬЕ, эт­но­гра­фич. и ис­то­ри­ко-куль­тур­ная об­ласть в Рос­сии, за­ни­маю­щая по­бе­ре­жье Онеж­ско­го оз. и на­се­лён­ная пре­им. рус­ски­ми. Соз­да­те­лем то­по­ни­ма «О.» мож­но счи­тать эт­но­гра­фа В. Н. Май­но­ва, со­вер­шив­ше­го по­езд­ку по ре­гио­ну ле­том 1873. То­по­ним вос­хо­дит к бо­лее ран­ним на­зва­ни­ям этой тер­ри­то­рии, за­фик­си­ро­ван­ным в ис­то­рич. ис­точ­ни­ках. До нач. 15 в. для обо­зна­че­ния этой тер­ри­то­рии упот­реб­ля­лись по­ня­тия «Обо­неж­ский ряд» (впер­вые упо­ми­на­ет­ся в при­пис­ках сер. 13 в. к цер­ков­но­му ус­та­ву нов­го­род­ско­го кн. Свя­то­сла­ва Оль­го­ви­ча) или «Обо­неж­ская сот­ня» (впер­вые упо­ми­на­ет­ся в «Ус­та­ве о мос­тех» нов­го­род­ско­го кн. Яро­сла­ва Яро­сла­ви­ча сер. 1260-х гг.).

Пер­во­на­чаль­ное на­се­ле­ние О. со­став­ля­ли про­то­саа­мы (пред­ки саа­мов), или лопь, ко­то­рые позд­нее бы­ли ас­си­ми­ли­ро­ва­ны ка­ре­ла­ми и вост. сла­вя­на­ми или вы­тес­не­ны на се­вер. В кон. 1-го тыс. на эту тер­ри­то­рию с юга про­ник­ло пле­мя весь. В нач. 2-го тыс. на зап. бе­ре­гу Онеж­ско­го оз. по­яви­лись ка­ре­лы.

Во 2-й тре­ти 12 в. – 1478 тер­ри­то­рия О. вхо­ди­ла в со­став Нов­го­род­ской рес­пуб­ли­ки. В 13–14 вв. на­ча­лась ак­тив­ная слав. ко­ло­ни­за­ция О. По­сте­пен­но нов­го­род­цы и пско­ви­чи за­се­ли­ли юж., вост. и сев. бе­ре­га Онеж­ско­го оз., ас­си­ми­ли­ро­вав жив­шие там при­бал­тий­ско-фин­ские пле­ме­на. Лин­гвис­ты от­ме­ча­ют, что в го­во­ре рус. жи­те­лей О. при­сут­ст­ву­ют как эле­мен­ты псков­ско­го диа­лек­та др.-рус. яз., так и эле­мен­ты фин. яз. (уда­ре­ние на пер­вый слог и др.).

В 15 – нач. 18 вв. тер­ри­то­рия О. со­став­ля­ла Обо­неж­скую пя­ти­ну (см. в ст. Пя­ти­на) – од­ну из адм.-терр. еди­ниц Нов­го­род­ской зем­ли. Осо­бен­но­стя­ми О. бы­ли до­воль­но раз­ви­тое для ус­ло­вий Се­ве­ра зем­ле­де­лие (из-за при­сут­ст­вия в поч­ве шун­ги­та), раз­ви­тые про­мыс­лы (охо­та и ры­бо­лов­ст­во), на­ли­чие зим­них пу­тей со­об­ще­ния с По­морь­ем и удоб­ные вод­ные ком­му­ни­ка­ции с Фин­ским зал. Бал­тий­ско­го м. (позд­нее – с воз­ник­шим там С.-Пе­тер­бур­гом). Осн. на­се­ле­ни­ем яв­ля­лось пра­во­слав­ное рус. кре­сть­ян­ст­во. Ха­рак­тер­ная осо­бен­ность О. – от­сут­ст­вие по­ме­щичь­е­го зем­ле­вла­де­ния, кре­сть­я­не бы­ли в осн. го­су­дар­ст­вен­ны­ми и мо­на­стыр­ски­ми. На­се­ле­ние О. соз­да­ло са­мо­быт­ную куль­ту­ру, ко­то­рая от­ра­зи­лась в де­рев. зод­че­ст­ве (см., напр., Ки­жи), уст­ном нар. твор­че­ст­ве (см. в ст. Бы­ли­на), ори­ги­наль­ной шко­ле ико­но­пи­си и т. д. В ре­гио­не бы­ли силь­ны по­зи­ции ста­ро­об­ряд­че­ст­ва (см. в ст. Вы­го-Лек­син­ское об­ще­жи­тель­ст­во).

С 18 в. тер­ри­то­рия О. бы­ла, как пра­ви­ло, раз­де­ле­на ме­ж­ду не­сколь­ки­ми адм.-терр. об­ра­зо­ва­ния­ми. В 18 в. кре­сть­я­не О. на­прав­ля­лись на строи­тель­ст­во г. С.-Пе­тер­бург, а так­же на Ло­дей­но­поль­скую верфь, часть кре­сть­ян пе­ре­ве­де­на в при­пис­ные в свя­зи с соз­да­ни­ем Оло­нец­ких гор­ных за­во­дов. В 18–19 вв. на­блю­да­лось мас­со­вое от­ход­ни­че­ст­во (гл. обр. в С.-Пе­тер­бург).

Ны­не О. на­хо­дит­ся в со­ста­ве Рес­пуб­ли­ки Ка­ре­лия, Во­ло­год­ской и Ле­нин­град­ской об­лас­тей. То­по­ним «О.» ис­поль­зу­ет­ся совр. отеч. и за­ру­беж­ны­ми ис­то­ри­ка­ми, эт­но­гра­фа­ми, фольк­ло­ри­ста­ми и ис­кус­ст­во­ве­да­ми.

Лит.: Май­нов В. Н. По­езд­ка в Обо­не­жье и Ко­ре­лу. 2-е изд. СПб., 1877; Смир­но­ва Э. С. Жи­во­пись Обо­не­жья XIV–XVI вв. М., 1967; Фольк­лор­ные тра­ди­ции и му­зей. Пет­ро­за­водск, 1991; Ря­би­нин­ские чте­ния – 95. Пет­ро­за­водск, 1997; Мас­тер и на­род­ная ху­до­же­ст­вен­ная тра­ди­ция Рус­ско­го Се­ве­ра. Пет­ро­за­водск, 2000; Ло­каль­ные тра­ди­ции в на­род­ной куль­ту­ре Рус­ско­го Се­ве­ра. Пет­ро­за­водск, 2003; Мыз­ни­ков С. А. Рус­ские го­во­ры Обо­не­жья: аре­аль­но-эти­мо­ло­ги­че­ское ис­сле­до­вание лек­си­ки при­бал­тий­ско-фин­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния. СПб., 2003; Ря­би­нин­ские чте­ния – 2007. Пет­ро­за­водск, 2007.

Вернуться к началу