Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МСТИСЛА́ВСКИЙ ФЁДОР ИВАНОВИЧ

Авторы: В. Г. Ананьев

МСТИСЛА́ВСКИЙ Фё­дор Ива­но­вич [ок. 1549–51 – 19(29).2.1622, Мо­ск­ва], князь, рус. гос. и во­ен. дея­тель, боя­рин (1576), круп­ней­ший зем­ле­вла­де­лец Рус. гос-ва кон. 16 – нач. 17 вв. (в 1613 ему при­над­ле­жа­ло св. 35,6 тыс. га). Из ро­да кня­зей Мсти­слав­ских, сын И. Ф. Мсти­слав­ско­го. Фор­ми­ро­ва­ние лич­но­сти М. про­хо­ди­ло в го­ды оп­рич­ни­ны, ког­да по­гиб­ли мн. его род­ст­вен­ни­ки. На­чи­ная служ­бу в та­ких ус­ло­ви­ях, М. впо­след­ст­вии стре­мил­ся со­хра­нять ос­то­рож­ность и из­бе­гать уча­стия в по­ли­тич. конф­лик­тах. С 1576 крав­чий. Уча­ст­ник Ли­вон­ской вой­ны 1558–83: 2-й вое­во­да боль­шо­го пол­ка в не­удач­ном по­хо­де на Ре­вель (1576), 1-й вое­во­да пе­ре­до­во­го пол­ка в цар­ском по­хо­де в Нов­го­род, а за­тем в Ли­во­нию (1577), 1-й вое­во­да пол­ка пра­вой ру­ки в по­хо­де на Вен­ден (1577), со­про­во­ж­дал ца­ря в по­хо­де к Нов­го­ро­ду (1579; его даль­ней­шее про­дол­же­ние в Ли­во­нию не со­стоя­лось); в 1580 от­прав­лен вме­сте с кн. А. П. Ку­ра­ки­ным со­би­рать си­лы в Во­ло­ке (Лам­ском), в 1581 вме­сте с кн. Р. А. Тю­мен­ским со­би­рал вой­ска в Рже­ве, а за­тем вме­сте с И. В. Го­ду­но­вым и М. А. Без­ни­ным в Торж­ке. Не­смот­ря на опа­лу от­ца (1585), со­хра­нил своё вы­со­кое по­ло­же­ние при дво­ре; ве­ро­ят­но, но­ми­наль­ный гла­ва Бо­яр­ской ду­мы (с 1586). Ко­ман­до­вал рус. си­ла­ми, одер­жав­шими по­бе­ду ле­том 1591 над крым­ским вой­ском ха­на Га­зи-Ги­рея II. Под­верг­ся крат­ко­вре­мен­ной опа­ле из-за то­го, что в сво­ей ре­ля­ции ца­рю Фё­до­ру Ива­но­ви­чу о по­бе­де за­был пред­ста­вить Б. Ф. Го­ду­но­ва к на­гра­де. От­но­ше­ния ме­ж­ду М. и фак­ти­че­ским пра­ви­те­лем стра­ны скла­ды­ва­лись не­про­сто. По сви­де­тель­ст­ву И. Мас­сы, Б. Ф. Го­ду­нов до вступ­ле­ния на пре­стол не­од­но­крат­но изъ­яв­лял же­ла­ние вы­дать за М. свою дочь Ксе­нию Бо­ри­сов­ну, но, став ца­рём, не толь­ко от­ка­зал­ся от этой идеи, но пре­пят­ст­во­вал вто­ро­му бра­ку М., что­бы ис­клю­чить по­яв­ле­ние у не­го на­след­ни­ков. Воз­мож­но, впро­чем, что Мас­са не­вер­но ис­тол­ко­вал слу­хи, и речь шла о бра­ке М. с до­че­рью близ­ко­го к Го­ду­но­ву кн. И. М. Глин­ско­го (из ро­да Глин­ских; о про­ек­те та­ко­го сою­за со­хра­ни­лась за­пись в Го­ли­цын­ской ро­до­слов­ной кни­ге).

В прав­ле­ние Бо­ри­са Го­ду­но­ва (1598–1605) со­хра­нил пер­вен­ст­во в Бо­яр­ской ду­ме. По­сле по­яв­ле­ния в пре­де­лах Рус. гос-ва войск Лже­дмит­рия I М. (вме­сте с кн. А. А. Те­ля­тев­ским) воз­гла­вил боль­шой полк, став фак­ти­че­ским глав­но­ко­манд. рус. войск. Не­смот­ря на тя­жёлые ра­не­ния, по­лу­чен­ные в про­иг­ран­ном са­мо­зван­цу сра­же­нии под Нов­го­ро­дом-Се­вер­ским 21(31).12.1604, М. про­дол­жил уча­ст­во­вать в во­ен. дей­ст­ви­ях, и 21(31).1.1605 вой­ска (уси­лен­ные при­шед­ши­ми из Мо­ск­вы от­ря­да­ми под ко­манд. кн. Ва­си­лия Ива­но­ви­ча Шуй­ско­го) под его ко­ман­до­ва­ни­ем раз­би­ли в бит­ве при До­б­ры­ни­чах ар­мию Лже­дмит­рия I.

По­сле смер­ти Бо­ри­са Го­ду­но­ва [13(23).4.1605] был на­прав­лен чле­на­ми Бо­яр­ской ду­мы во гла­ве моск. де­лега­ции к Лже­дмит­рию I в Сер­пу­хов. При но­вом ца­ре со­хра­нил своё по­ло­жение при дво­ре, по­лу­чил в дар ста­рый двор Бо­ри­са Го­ду­но­ва в Мо­ск­ве и по­зво­ле­ние же­нить­ся вто­рым бра­ком на Пра­ско­вье Ива­нов­не На­гой (? – окт. 1613) – двою­род­ной пле­мян­ни­це ца­ри­цы М. Ф. На­гой. На свадь­бе Лже­дмит­рия I и М. Мни­шек [8(18).5.1606] вы­сту­пил в ро­ли по­са­жё­но­го от­ца. Весь­ма по­ка­за­тель­но, что свадь­ба М. со­стоя­лась прак­ти­че­ски од­но­вре­мен­но со свадь­бой са­мо­го Лже­дмит­рия I, что до­лж­но бы­ло на­пом­нить си­туа­цию с близ­ки­ми по вре­ме­ни свадь­ба­ми ца­ря Ива­на IV Ва­силь­е­ви­ча Гроз­но­го и кн. И. Ф. Мсти­слав­ско­го в 1547. По­сле свер­же­ния Лже­дмит­рия I со­хра­нил свой вы­со­кий ста­тус при дво­ре ца­ря Ва­си­лия Ива­но­ви­ча Шуй­ско­го. В 1607, во вре­мя Бо­лот­ни­ко­ва вос­ста­ния 1606–07, от­прав­лен вме­сте с кн. М. В. Ско­пи­ным-Шуй­ским и кн. Б. П. Та­те­вым для оса­ды за­ня­той вос­став­ши­ми Ка­лу­ги, од­на­ко она ока­за­лась не­удач­ной, и вое­во­ды бы­ли вы­ну­ж­де­ны отой­ти к Сер­пухо­ву. На свадь­бе ца­ря с княж­ной М. П. Буй­но­со­вой-Рос­тов­ской [17(27).1.1608] за­ни­мал ме­сто ты­сяц­ко­го. Вес­ной 1609 воз­глав­лял го­су­да­рев полк у Ни­кит­ских во­рот в Мо­ск­ве в ожи­да­нии под­хо­да сил Лже­дмит­рия II.

По­сле низ­ло­же­ния Ва­си­лия Шуй­ско­го, как стар­ший боя­рин Ду­мы, ока­зал­ся во гла­ве «Се­ми­бо­яр­щи­ны». Под­дер­жал кан­ди­да­ту­ру польск. ко­ро­ле­ви­ча Вла­ди­сла­ва (впо­след­ст­вии польск. ко­роль Вла­ди­слав IV) и 17(27).8.1610 пер­вым под­пи­сал до­го­вор с гет­ма­ном С. Жол­кев­ским об из­бра­нии ко­ро­ле­ви­ча (при со­блю­де­нии оп­ре­де­лён­ных ус­ло­вий) на рус. пре­стол. В окт. 1610 по­лу­чил от ко­ро­ля Си­гиз­мун­да III ти­тул ко­ню­ше­го и на­чал име­но­вать­ся в до­ку­мен­тах «на­ме­ст­ни­ком вла­ди­мир­ским». Вплоть до ос­во­бо­ж­де­ния Мо­ск­вы си­ла­ми Вто­ро­го опол­че­ния 1611–12 ос­та­вал­ся в го­ро­де, пе­ре­жил го­лод и оса­ду, в хо­де ко­то­рой осе­нью 1612 его двор под­верг­ся на­па­де­нию ма­ро­дё­ров из чис­ла ин­тер­вен­тов, а сам М., пы­та­ясь ос­та­но­вить их, по­лу­чил тя­жё­лые ра­не­ния в го­ло­ву. По­сле ос­во­бо­ж­де­ния Мо­ск­вы М. уе­хал в од­ну из сво­их вот­чин. В февр. 1613 вер­нул­ся в сто­ли­цу, при­нял уча­стие в ра­бо­те Зем­ско­го со­бо­ра, его имя упо­ми­на­лось пер­вым сре­ди воз­мож­ных пре­тен­ден­тов на рус. пре­стол. Во вре­мя це­ре­мо­нии вен­ча­ния на цар­ст­во Ми­хаи­ла Фё­до­ро­ви­ча [11(21).7.1613] осыпа́л ца­ря зо­ло­ты­ми. Со­хра­няя вы­со­кое по­ло­же­ние при дво­ре, не­од­но­крат­но при­сут­ст­во­вал на ди­пло­ма­тич. при­ё­мах. В 1619 вме­сте с боя­ри­ном И. Н. Ро­ма­но­вым ез­дил «с дво­ря­на­ми и столь­ни­ка­ми» в Зве­ни­го­род для встре­чи воз­вра­щав­ше­го­ся из польск. пле­на пат­ри­ар­ха Фи­ла­ре­та.

Был по­хо­ро­нен в ро­до­вой оби­те­ли – моск. Си­мо­но­вом мон.; с его смер­тью род кня­зей Мсти­слав­ских по муж­ской ли­нии пре­сёк­ся.

Лит.: Бар­су­ков А. П. Све­де­ния об Юхот­ской во­лос­ти и их преж­них вла­дель­цах князь­ях Юхот­ских и Мсти­слав­ских. СПб., 1894; Мят­лев Н.  К ро­до­сло­вию кня­зей Мсти­слав­ских // Ле­то­пись Ис­то­ри­ко-ро­до­слов­но­го об­ще­ст­ва в Мо­ск­ве. М., 1915. Вып. 1/4; Скрын­ни­ков Р. Г. Рос­сия на­ка­ну­не «смут­но­го вре­ме­ни». 2-е изд. М., 1985; он же. Со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ская борь­ба в Рус­ском го­су­дар­ст­ве в на­ча­ле XVII в. Л., 1985; Пла­то­нов С. Ф. Очер­ки по ис­то­рии сму­ты в Мо­с­ков­ском го­су­дар­ст­ве в XVI–XVII вв. 5-е изд. М., 1995; Martin R. Gifts for the dead: death, kinship and comme­mo­ration in muscovy (The case of the Mstislavskii princes) // Russian History. 1999. Vol. 26. № 2; Анань­ев В. Г. Боя­рин шес­ти ца­рей: князь Ф. И. Мсти­слав­ский // «В крат­ких сло­ве­сах мно­гой ра­зум за­мы­каю­ще…». СПб., 2008. Т. 2.

Вернуться к началу