ЛОПУХИ́Н ИВАН ВЛАДИМИРОВИЧ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛОПУХИ́Н Иван Владимирович [24.2(6.3).1756, с. Воскресенское (Ретяжи) Севской пров. Белгородской губ., ныне с. Ретяжи Кромского р-на Орловской обл. – 22.6(4.7).1816, там же], рос. гос. деятель, издатель, переводчик, д. тайн. сов. (1807). Из рода Лопухиных. Получил домашнее образование. Пред. Моск. уголовной палаты (1784–85; с 1782 советник палаты). Выступал за умеренность в наказаниях, полагая, что «лучше оставить без наказания многих виноватых, нежели одного невинного осудить», и против смертной казни. Позиция Л. стала причиной его разногласий с моск. главнокоманд. Я. А. Брюсом и выхода Л. в отставку.
В кон. 1796 возвращён на гос. службу имп. Павлом I. Подал ему записку в защиту старообрядцев, заявлял о необходимости веротерпимости по отношению к ним (включена в соч. «Вопль старинного судьи, которого иные на смех называют филантропом…», опубл. в сб. «Чтения в Обществе истории и древностей российских», 1862, кн. 2). В результате ряд судебных дел пересмотрен в пользу старообрядцев. Статс-секретарь (дек. 1796 – янв. 1797), уволен от должности из-за дворцовых интриг. Сенатор (с 1797; в 1813–16 неприсутствующий сенатор). Осуждал сложившуюся среди сенаторов практику соглашаться, как правило, с предложениями мин. юстиции и обер-прокурора, «не обременяя себя дальнейшими рассуждениями». Участвовал в сенаторских ревизиях в 1800 в Казанской, Вятской и Оренбургской губерниях (по итогам ревизии большинство губернских чиновников понесли наказание за злоупотребления) и в 1801–02 в Слободско-Украинской губ., где благодаря вмешательству Л. смягчено положение духоборцев. Пред. Комиссии для разрешения споров по землям на Крымском п-ове (1802–05). В Сенате часто выступал с особыми мнениями по разл. вопросам, что вызывало недовольство мин. юстиции светлейшего кн. П. В. Лопухина, который, по-видимому, способствовал переводу Л. из 6-го (уголовного) в 8-й (апелляционный) деп-т Сената (1807). Во время Отеч. войны 1812 Л. покинул Москву одним из последних – 30 авг. (11 сент.).
В молодости увлекался философией Просвещения (идеями Вольтера, Ж. Ж. Руссо, П. А. Гольбаха), позднее стал отдавать предпочтение религ. мистике Л. К. Сен-Мартена, И. Арндта, Э. Юнга. Сблизившись в нач. 1780-х гг. с Н. И. Новиковым, стал членом «Дружеского учёного общества» (с 1782). Масон, розенкрейцер (посвящён в 1782). Для издания масонской лит-ры в 1783 открыл в Москве свою типографию (в 1786 слита с Типографической компанией). В ней в 1784 печатал масонский ж. «Магазин свободно-каменщический...» и серию «Избранная библиотека для христианского чтения». В 1792, после ареста Новикова, Л. подвергся допросу и обыску, но оставлен в Москве под наблюдением, чтобы опекать слепого отца. Дал слово имп. Екатерине II прекратить масонскую деятельность.
Сторонник пиетизма и квиетизма. В кон. 1780-х – нач. 1790-х гг. Л. обосновывал тождественность масонства и христианства: «Некоторые черты о внутренней церкви, о едином пути истины и о различных путях заблуждения и гибели…» (1789, опубл. в 1798), «Нравоучительный катехизис истинных франкмасонов…» (1790, на франц. яз.). Гл. задача проповеди масонства как «науки добра», по определению Л., – моральное совершенствование каждого человека, путь к которому лежит через самопознание. Осудил Французскую революцию 18 в. («Излияние сердца, чтущего благость единоначалия и ужасающегося, взирая на пагубные плоды мечтания равенства и буйной свободы», 1794). Выступал против идеи Ж. Ж. Руссо о природном равенстве людей («Отрывки сочинения одного старинного судьи и его же замечание на известную книгу Руссову "Du contrat social"», 1809). Однако как поборник справедливости и личной свободы видел в крепостном праве безусловное зло, вместе с тем считал его сохранение в России неизбежным, а отмену – «опаснее самого нашествия неприятельского», поскольку, по мнению Л., ослабление власти помещиков над крестьянами приведёт к крестьянским бунтам. Отстаивал идеал т. н. внутр. христианства в противовес внешнему соблюдению правил христианской жизни («Нечто для размышления о молитве и сущности христианства», 1814).
Перевёл с франц. яз. поэму Э. Юнга «Торжество веры над любовию» (1780), трактат Ж. Ж. Руссо «О блаженстве» (1781), произведения директора Франц. академии А. Л. Тома «Речь, говоренную в Академии французской при вступлении его в оную» (1782) и «Слово похвальное Марку Аврелию» (1795, опубл. в 1801), а также кн. «Вера в Иисуса, или Кратчайший путь к Богу» (опубл. в 1804) и др.
В 1792–96 в своей усадьбе в с. Савинское Богородского у. Моск. губ. (ныне Щёлковского р-на Моск. обл.) Л. устроил «философский» ландшафтный парк, в котором находились пантеон «Храм дружбы», посвящённый кн. Н. В. Репнину – другу Л., а также памятники Я. Бёме, Ф. Фенелону, Тихону Задонскому, нем. писателю-мистику К. фон Эккартсхаузену, Конфуцию, бюсты Сократа, Ж. Ж. Руссо и др. (ныне почти все памятники утрачены); один из островов в парке назван Л. в честь Э. Юнга.
Чл. Вольного российского собрания (с 1781), Рос. библейского об-ва (с 1814).
Автор мемуаров (написаны под диктовку Л. в 1808–09), широко распространявшихся в списках (отрывки опубл. в ж. «Друг юношества», 1812, № 1) и сыгравших значит. роль в формировании обществ. настроений 1-й пол. 19 в. Полностью «Записки о некоторых обстоятельствах жизни и службы сенатора И. В. Лопухина» опубл. А. И. Герценом в Лондоне в 1860 (репринт – 1990).
Награждён орденом Св. Александра Невского (1809) и др.