МАГНИ́ЦКИЙ МИХАИЛ ЛЕОНТЬЕВИЧ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАГНИ́ЦКИЙ Михаил Леонтьевич [23.4 (4.5).1778, Москва – 21.10(2.11).1844, Одесса], рос. гос. и обществ. деятель, публицист, литератор, действ. стат. сов. (1810). Дворянин. Правнук Л. Ф. Магницкого. Окончил Благородный пансион при Моск. ун-те (1795). Состоял на службе в Коллегии иностр. дел (с 1798) и МВД (с 1803). В сер. 1800-х гг. стал близок к М. М. Сперанскому, состоял с ним в одной масонской ложе. Статс-секр. Деп-та законов Гос. совета (1810–1812), директор Комиссии составления воен. уставов и уложений при Воен. мин-ве (1811–12). Под рук. М. подготовлены «Учреждение Военного министерства», «Учреждение для управления большой действующей армией» (1812). В 1812, после отставки Сперанского, обвинён в «намерении ниспровергнуть существующий порядок», арестован, выслан в Вологду (до 1816). Вице-губернатор Воронежской губ. (1816–17), губернатор Симбирской губ. (1817–19). Чл. Гл. правления училищ при Мин-ве духовных дел и нар. просвещения (назначен по протекции мин. духовных дел и нар. просвещения кн. А. Н. Голицына); попечитель Казанского учебного округа (1819–1826). Провёл ревизию Казанского ун-та (1819; отчёт М. опубл. в кн.: «Консерватизм в России и мире», ч. 3, 2004), по результатам которой реорганизовал ун-т; в частности, были открыты богословское отделение и – с целью критики европ. и амер. конституций – кафедра конституций, введена должность директора ун-та, уволены 11 профессоров из 25, из библиотеки изъяты книги «вольнодумного» содержания, приняты меры для усиления дисциплины студентов; в гимназии при ун-те расширено преподавание Закона Божьего за счёт др. предметов. Чл. К-та по составлению цензурного устава (1820–23), проект М. лёг в основу цензурного устава 1826. Полагал, что рос. образоват. система должна соответствовать нац. особенностям, а механич. заимствование зап.-европ. опыта в области нар. образования может привести к революции. Считал двумя «священными столпами», на которых стоит Россия, – православие и самодержавие, полагал, что монг.-тат. иго явилось «величайшим благодеянием» для страны, поскольку позволило в отдалении от Зап. Европы сохранить чистоту православной веры. Оценивал реформы Петра I как способ сближения с Зап. Европой, необходимого не для России, а для самих зап.-европ. гос-в («Записка о народном воспитании», опубл. в изд. «Сборник исторических материалов, извлечённых из архива 1-го Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии», вып. 1, 1876). В 1824 обвинил руководство Мин-ва духовных дел и нар. просвещения в «иллюминатизме» и использовании Рос. библейского об-ва для распространения своих идей (это способствовало отставке А. Н. Голицына). В 1826, возможно, вследствие интриг Голицына или министра нар. просвещения и главноуправляющего духовными делами иностр. исповеданий А. С. Шишкова обвинён в финансовых злоупотреблениях, на имения М. наложен секвестр, он выслан под надзор полиции в Ревель (до 1833). В 1831 М. подал имп. Николаю I две записки (опубл. в ж. «Русская старина», 1899, № 1–3), обвинявшие Сперанского якобы в организации «заговора иллюминатов». В 1834 переведён в Одессу (до 1839; возвращён туда вновь в 1841), затем в Херсон (с 1839).
Автор записок (опубл. П. И. Бартеневым в изд. «Девятнадцатый век: Исторический сборник», кн. 1, 1872), а также ряда од, в т. ч. «Оды к российскому юношеству» (1794), в честь восшествия на рос. престол имп. Павла I, бракосочетания вел. кн. Константина Павловича (1796). Руководил в Ревеле изданием ж. «Радуга» (1832–33).