А́КТЫ ИСТОРИ́ЧЕСКИЕ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
А́КТЫ ИСТОРИ́ЧЕСКИЕ, документы, в которых в определённой юридич. форме зафиксированы взаимоотношения между участниками к.-л. действия правового характера, адресантом и адресатом, контрагентами сделки. В число А. и. входят и грамоты, но только имеющие содержание договорного, распорядительного, удостоверительного или просительного характера. Неправомерно отнесение к А. и. документов законодательного и регистрационно-учётного видов, не имеющих конкретного адресата, а иногда и адресанта, хотя назв. «акты» по отношению к этому виду источников иногда применяется. Термин «акты» восходит к лат. выражению actum est («совершено»), употреблявшемуся в заключит. части др.-римских, а затем и ср.-век. офиц. документов. В России он использовался со времён Петра I, его появление связано с влиянием польского (akt – бумага, документ) или немецкого (Akte – офиц. документ, Akten – деловые бумаги) языка. В допетровской Руси документы типа актов назывались грамотами, в некоторых случаях – «записями» или «выписями»; в качестве самоназвания документа могло использоваться определение его узкой разновидности – данная, купчая, кабала. А. и. каждой страны имели свою специфику в содержании и в формуляре.
Древнейшие из известных А. и. – шумерские купчие, написанные на глиняных табличках (1-я четв. 3-го тыс. до н. э., найдены в Лагаше и Шуруппаке). Сохранилось значит. число др.-греческих и особенно римских А. и. Первые зап.- европ. А. и. относятся ко времени Меровингов; известно также св. 2 тыс. А. и. эпохи Каролингов. В государствах Зап. Европы, где в средние века офиц. языком являлась латынь, актам была присвоена лат. номенклатура. Они обозначались либо общими терминами – carta, charta (грамота), notitia (запись), либо по названию сделки – donatio, donum, traditio (дарственная, данная), concessio (уступительная), precaria, praestaria (прекарная, см. Прекарий), venditio (продажная), emptio (купчая), impignoratio (закладная) и др. Большую группу зап.-европ. А. и. составляли императорские, королевские и папские иммунитетные грамоты (immunitates, privilegia, diplomata), ряд грамот из числа декретов (decreta) и предписаний (praecepta); важнейшими внешнеполитич. актами являлись договоры, в частности конкордаты между светскими государями и папской курией. Византийские А. и. (их сохранилось гораздо меньше, чем зап.- европ. актов) имели свою номенклатуру – греческую – γράμμα παραδοτιϰόν (данная грамота), προσενέγξεως γράμμα (дарственная грамота), πρατήριον ἔγγραφον, ἀγόρασις (продажная запись, купчая) и т. д.; частные А. и. относились гл. обр. к монастырскому землевладению, среди публичных А. и. – πρόσταγμα (повеление), χρυσόβουλλον (золотая булла), σιγίλλιον (грамота с печатью).
В ряде стран Востока (Османская империя, Персия, ханства Ср. Азии и др.) среди А. и., так же, как и в зап.-европ. странах, осн. место занимали акты феод. землевладения и иммунитета: вакф-наме, васикаи бахшиш (дарственные в пользу церкви); кабале, кабале-джат, васика (купчие); васикаи джоиз (закладные); иджаре-наме, хати-и-чора (акты аренды); тархан (иммунитет от всех налогов и суда) и др.
Древнейшие рус. публичные А. и. – договорно-законодат. документы, напр. соглашения с Византией 911, 944, 971. Форму договоров (по существу, являлись спец. законами) имели церковные уставы киевских князей Владимира Святославича и Ярослава Владимировича (Мудрого) (см. в ст. Княжеские уставы 10–12 вв.). Субъектами договорных отношений в 12–15 вв. были отдельные рус. земли и княжества; напр., в 13–15 вв. Новгородская республика заключала договоры с тверскими и московскими вел. князьями, в их создании особую роль играл архиеп. Новгородский, чьё благословение помещалось в начале документа. В 14–16 вв. распространилась практика составления т. н. докончаний (соглашений) вел. князей между собой, а также великих и удельных князей. Договорные грамоты, заключённые удельными князьями между собой, встречаются редко. Составлялись также договоры князей с церковными иерархами (напр., церковно-гос. договор 1392 или 1404 между вел. кн. Василием I Дмитриевичем и митр. Киприаном). Великокняжеские духовные грамоты 14–16 вв., с одной стороны, определяли гос. устройство страны и в этом смысле являлись спец. законами, с другой – представляли собой «ряд» (договор) между князем и его наследниками; элементы публичного и частного права в них переплетены. Удостоверительно-законодательно-договорными актами являются документы, возводившие то или иное лицо в определённый ранг, предоставлявшие ему титул, должность, статус. Таковыми, вероятно, были ярлыки золотоордынских ханов рус. князьям на великокняжеское достоинство и на владение тем или иным княжеством (не сохранились), а также рус. митрополитам 13–15 вв. (первым считается ярлык хана Менгу-Тимура 1267; не содержит имени митрополита, которому он выдан). К этой же категории можно отнести напрестольную грамоту короля польского и вел. кн. литовского Казимира IV о признании еп. Ионы митр. Киевским и всея Руси, грамоту Константинопольского патриархата 1560 об утверждении царского титула Ивана IV Васильевича (Грозного), царские дипломы и жалованные грамоты 18–20 вв. Распорядительными и договорно-распорядительными актами являлись указные грамоты (распространились с 15 в.), указы и распоряжения по конкретным вопросам, грамоты о вызове в суд. Среди протокольно-приговорных документов (15–17 вв.) были судные списки, докладные судные списки, правые и бессудные грамоты, фиксировавшие ход процесса и решение суда. Значительная их часть посвящена земельным тяжбам между черносошными крестьянами и монастырями. По традиции актами считаются регистрационно-учётные документы, напр. сотные или выписи из писцовых книг 15–17 вв.
Частно-публичные акты представляют собой соглашения частных лиц с государством (напр., крестоцеловальная грамота 1474 кн. Д. Д. Холмского о верной службе государю Ивану III Васильевичу). Условно к этому разряду могут быть отнесены документы просительного вида – челобитья, прошения, жалобы. Жалованные и уставные грамоты, выдававшиеся князьями и церковными иерархами, сочетают в себе черты частного договора и закона. Жалованные грамоты появились в 12 в., первыми среди них считаются грамоты новгородским монастырям князей Мстислава Владимировича и Всеволода Мстиславича (Юрьеву мон.), кн. Изяслава Мстиславича (Пантелеймонову мон.); однако их название возникло позднее – от оборота «пожаловал есмь» в княжеских грамотах 14–17 вв.; они закрепляли и расширяли права земельной собственности, феод. иммунитет и разл. корпоративные и индивидуальные привилегии их получателей; среди жалованных грамот – данные, меновные, тарханные, льготные, оброчные, несудимые, заповедные, проезжие. Княжеские уставные грамоты 14–16 вв. посвящены вопросам местного управления (напр., Двинская грамота 1397/98, Белозерская грамота 1488).
Актами гражданского состояния являются метрич. книги, в 18 – нач. 20 вв. они велись приходскими священниками, которые фиксировали факты рождения, бракосочетания и смерти. К частным актам относят документы, гл. обр. определявшие поземельные и денежные отношения контрагентов сделки: обмен землями (меновные грамоты), выдачу денег в кредит под залог земли (закладные грамоты), регулирование земельных споров и установление границ спорных владений (мировые и разъезжие), передачу земли в аренду за оброк (оброчные грамоты, получили распространение в 16–17 вв.), кортому, т. е. держание за плату земель, мельниц и др. объектов, использование которых приносило определённый доход (кортомные записи, появились в 1-й пол. 18 в.), договоры о займе денег на определённый срок и об условиях их отдачи (заёмные кабалы, известны с 16 в.). Актами сопровождались также сделки на приобретение, использование или перераспределение рабочей силы (т. н. полные грамоты, которые фиксировали самопродажу людей в «полницу», т. е. в полные холопы; были распространены с нач. 15 в. по 1554), уступки своих крестьян одним владельцем другому без суда (поступные записи, известны с 1598). В 16–17 вв. составлялись также служилые кабалы, порядные, ссудные и жилые записи. В 17 – 1-й пол. 19 вв. бытовали акты дарения, купли-продажи, отпуска холопов и крестьян (данные, купчие, отпускные, выводные). Частные А. и. комплексного содержания, касавшиеся перераспределения земельных фондов, движимого имущества, денег и рабочей силы, представлены духовными (завещаниями) и брачными контрактами. Первую духовную грамоту Антония Римлянина В. Л. Янин датирует 1131 (сохранилась в списке 16 в.), однако вопрос о подлинности этой грамоты дискуссионен, безусловно подлинной считается духовная грамота новгородца Климента (сер. 13 в.).
К рус. А. и. близки польско-литов., белорус. и укр. акты (привилеи, универсалы и пр.), но в их номенклатуре имеется большая специфика: напр., королевский охранный лист именовался глейтовным листом, мирской приговор по тяжбе – судовицей и т. п.
К А. и. Нового и Новейшего времени принадлежат купчие, завещания, соглашения, контракты, мирные договоры и пр.
Систематич. изучение и издание А. и. началось в Зап. Европе с 17 в., в России – с кон. 18 в. В дореволюц. рус. дипломатике термин «акты» понимался широко, к ним причислялись и документы регистрационно-учётного вида. В зап.-европ. дипломатике А. и. классифицируются по-разному. Выделяются три большие группы А. и.: императорские и королевские; папские; частные. Эта классификация подвергается критике (К. Брюль и др.), поскольку в состав частных А. и. по традиции включаются все некоролевские акты, в т. ч. акты герцогов, графов и др. носителей публичной власти. Наиболее распространённым является деление А. и. на публично-правовые (правительственного происхождения), частноправовые и церковные.