Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«КНИ́ГА НЕБЕ́СНОЙ КОРО́ВЫ»

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2020 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: К. Ф. Карлова

«КНИ́ГА НЕБЕ́СНОЙ КОРО́ВЫ», принятое в египтологии условное название мифологического текста о восстании людей против бога Ра и их истреблении. Название происходит от сопровождавшего описание мифа изображения богини неба Нут в облике большой коровы. Текст получил распространение в период Нового царства. Самая ранняя известная запись в кратком виде запечатлена на внешней стороне одного из позолоченных ковчегов, скрывавших саркофаги Тутанхамона в его гробнице. В наиболее полном объёме «Книга Небесной Коровы» высечена на стенах гробниц Сети I, Рамсеса II и Рамсеса III; частично представлена в оформлении гробницы Рамсеса VI, а также на папирусе эпохи Рамессидов, хранящемся в Египетском музее в Турине. Первый перевод «Книги Небесной Коровы» на французский язык (на основе варианта из гробницы Сети I) опубликовал швейцарский египтолог Э. Навилль в 1875 г. (на английский – он же в 1876). На немецком языке её впервые издал немецкий египтолог Г. Бругш (1881). Основными также считаются переводы на европейские языки, выполненные Ч. Мейстре (1941) и Э. Хорнунгом (1982, 1991). Переводы на русский язык опубликованы М. Э. Матье (частичный) и М. А. Чегодаевым (полный).

Центральным сюжетом «Книги Небесной Коровы» является восстание человечества против своего создателя – бога Ра и последующее истребление людей. Причины восстания, повлёкшего за собой тотальную реорганизацию существовавшего миропорядка, не указаны, но говорится о том, что Ра постарел. Текст начинается с упоминания о том, что боги и люди жили вместе, находясь под верховной властью Ра, который ещё не начал своё ежедневное движение по небосклону. Дня и ночи не существовало, равно как смерти и загробного мира. После выступления людей против него Ра созвал других божеств (первобытный океан Нун, из которого вышел сам Ра, а также Шу, Тефнут и др.). Посовещавшись с ними, солнечный бог решил покарать провинившееся человечество с помощью богини Хатхор – воплощения «Ока Ра». Она истребила людей в пустыне и возвратилась к Ра. Дальнейшее истребление продолжила львиноголовая богиня Сахмет, также воплощавшая «Око Ра». Затем солнечный бог сжалился над оставшимися людьми и приказал разлить на поле пиво, окрашенное в красный цвет веществом «диди» из Элефантины, чтобы Сахмет приняла красную жидкость за кровь. Выпив её, богиня опьянела и перестала распознавать людей, что их и спасло.

Далее описываются последовавшие изменения в мироустройстве. Нун превратил богиню Нут в корову, на спине которой Ра вознёсся на небо. На изображениях корову поддерживают бог воздуха Шу и восемь божеств Хех, олицетворявших вечность. Они стали разделять небо и землю, владыкой которой стал бог Геб. С этого момента началось суточное движение солнца и появился загробный мир как место для умерших. Последний заселился змеями, отданными на попечение Гебу. В ночное время суток на небе начала светить луна (бог Тот). Заключительная часть «Книги Небесной Коровы» содержит запись защитной магической практики и пассажи, посвящённые мифологической концепции Ба, согласно которой различные божества и священные животные обладают Ба других божеств.

Учитывая предысторию событий «Книги Небесной Коровы», её можно рассматривать в качестве одного из первых текстов в истории человечества, упомянувших о своеобразном «золотом веке» сосуществования богов и людей. Повествование космогонического характера о разделении функций между богами рассматривается в литературе как аллюзия на делегирование властных полномочий фараона (так, в тексте Ра назван царём Верхнего и Нижнего Египта, а Тот – визирем). В то же время, за неповиновение (восстание) последует воздаяние (уничтожение мятежников). Разлитое перед Сахмет окрашенное пиво соотносится с цветом вод р. Нил в начальный период его ежегодного разлива. «Книга Небесной Коровы» также представляла собой запись магической практики, которая, как и многие другие древнеегипетские религиозные тексты, обеспечивала благое посмертное существование усопшего.

Изд.:
Naville E. La destruction des hommes par les dieux. D’après une inscription mythologique du Tombeau de Séti I, a Thèbes // Transactions of the Society of Biblical Archaeology. – 1875. –Vol. 4, p. 2. – P. 1‒19.
Матье М. Э. Мифы Древнего Египта. ‒ Ленинград : [б. и.], 1940.
Maystre Ch. Le Livre de la Vache du Ciel dans les tombeaux de la Vallée des Rois // Bulletin de l'Institut français d'archéologie orientale. – 1941. – Vol. 40. – P. 53‒115.
Hornung E. Der ägyptische Mythos von der Himmelskuh : eine ätiologie des Unvollkommenen. – Freiburg : Universitätsverlag ; Göttingen : Vandenhoeck & Ruprecht, [1997]. – (Orbis biblicus et orientalis ; 46).
Чегодаев М. А. Книга небесной коровы. Перевод и комментарии // История Древнего Востока: тексты и документы / под ред. В. И. Кузищина. – Москва : Высшая школа, 2002. – С. 110‒116.

Лит.:
Spalinger A. The Destruction of Mankind: A transitional literary text // Studien zur Altägyptischen Kultur. – 2000. – Bd. 28. – P. 257‒282.
Карлова К. Ф. Аллюзия на «Книгу небесной коровы» в стелах фараона Мернептаха // XXX Международный конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки, 19–21 июня 2019 г. : к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869‒1930) : материалы конгресса/ [отв. ред.: Н. Н. Дьяков, А. С. Матвеев]. – Санкт-Петербург : НП-Принт, 2019. – С. 344–345.

Вернуться к началу