Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭРЛИГА́Н

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 436-437

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. А. Комиссаров, Е. А. Гирченко

ЭРЛИГА́Н, го­ро­ди­ще ок. 1500–1400 до н. э. в чер­те совр. г. Чжэн­чжоу (пров. Хэ­нань, Ки­тай), эта­лон для вы­де­ле­ния од­но­имён­ной ар­хео­ло­гич. куль­ту­ры. От­кры­то в 1950 Хань Вэй­чжоу; рас­коп­ки с 1952, с пе­ре­ры­ва­ми. Го­ро­ди­ще (вы­де­ля­ет­ся от 2 до 4 эта­пов) в пла­не близ­ко квад­ра­ту, пло­щадь бо­лее 2,8 км2, об­не­се­но гли­но­бит­ной сте­ной дли­ной ок. 7 км, ши­ри­ной в ос­но­ва­нии 20–32 м, вы­со­той до 9 м. С юж. и зап. сто­рон его по­лу­кру­гом ох­ва­ты­ва­ет «внеш­няя» гли­но­бит­ная сте­на дли­ной ок. 3,5 км, ши­ри­ной у ос­но­ва­ния 12–17 м. От­кры­ты про­из­водств. зо­ны – мас­тер­ские по об­ра­бот­ке кос­ти, ке­ра­ми­че­ские, брон­зо­ли­тей­ные (на от­кры­тых пло­щад­ках и в по­ме­ще­ни­ях-«це­хах»); ос­тат­ки дре­наж­ной сис­те­мы; жи­лые по­строй­ки, ко­лод­цы, ка­мен­ные по­ил­ки для ско­та и др. Двор­цо­вый ком­плекс на се­ве­ро-вос­то­ке Э. от­де­лял­ся сте­ной и рвом; най­де­но не ме­нее 10 фун­да­мен­тов и плат­форм из трам­бо­ван­ной зем­ли. Са­мая боль­шая – 38,4×31,2 м, с 3 ря­да­ми ям для опор­ных стол­бов с ка­мен­ны­ми «по­душ­ка­ми»; дру­гая, 65×13,6 м, ок­ру­же­на ря­дом ям для стол­бов, на ко­то­рые опи­рал­ся вы­нос кры­ши, об­ра­зуя кры­тую га­ле­рею. В со­став двор­цо­во­го ком­плек­са вхо­дят жерт­вен­ни­ки: ров с за­хо­ро­не­ни­ем ок. 100 че­ре­пов лю­дей и 8 ям со ске­ле­та­ми со­бак (от 6 до 23 в ка­ж­дой). Вдоль стен го­ро­ди­ща вы­яв­ле­ны це­поч­ки оди­ноч­ных мо­гил в грун­то­вых ямах, с раз­ны­ми об­ря­да­ми по­гре­бе­ния.

Бронзовый ритуальный треножник из Эрлигана. Институт археологии АН КНР (Пекин).

Сре­ди на­хо­док: ке­ра­мич. тре­нож­ни­ки, чар­ки, кув­ши­ны с ши­ро­ким усть­ем, глу­бо­кие блю­да, куб­ки и ча­ши на нож­ке (ор­на­мент – от­тис­ка­ми шну­ра); т. н. бе­лая гла­зу­ро­ван­ная ке­ра­ми­ка [из као­ли­на, со срав­ни­тель­но низ­кой (ок. 1000 °C) темп-рой об­жи­га]; ка­менные пря­мо­уголь­ные то­по­ры, мо­ты­ги, пес­ты; много ри­ту­аль­ных неф­ри­то­вых клев­цов, ски­пет­ров, се­кир, дис­ков; ло­па­точ­ные кос­ти (в осн. ба­ра­нов), ис­поль­зо­вав­шие­ся для га­да­ний, и др. В Э. впер­вые от­ме­че­но мас­со­вое рас­про­стра­не­ние брон­зо­вых из­де­лий: со­су­ды, в т. ч. на 3 нож­ках; но­жи; есть па­рад­ные то­по­ры; ха­рак­тер­ны круп­ные брон­зо­вые ри­ту­аль­ные со­су­ды, в т. ч. тет­ра­по­ды (выс. до 1 м, мас­са ок. 60 кг) с мас­кой «тао­те» (тер­рио­морф­ный об­раз с ро­га­ми, круг­лы­ми гла­за­ми, уша­ми-«ан­те­на­ми»).

Куль­ту­ра Э. пред­став­ле­на на тер­ри­то­рии совр. кит. про­вин­ций Хэ­нань, Шань­си, Шэнь­си, Ху­бэй, Ань­хой; за­пол­ня­ет ла­ку­ну ме­ж­ду пред­ше­ст­вую­щей куль­ту­рой Эр­ли­тоу и по­сле­дую­щим пе­рио­дом Инь­сюй. Мно­гие кит. ар­хео­ло­ги счи­та­ют Э. эта­пом в ста­нов­ле­нии ци­ви­ли­за­ции Шан (Инь), вслед за Го Мо­жо го­ро­ди­ще Э. ин­тер­пре­ти­ру­ют как од­ну из ран­них шан­ских сто­лиц – Ао (Э. час­то на­зы­ва­ют «куль­ту­ра Чжэн­чжоу­ско­го шан­ско­го го­ро­ди­ща»). Др. спе­циа­ли­сты от­вер­га­ют пря­мую пре­ем­ст­вен­ность этих близ­ких куль­тур и имен­но с уси­ле­ни­ем гос-ва Шан свя­зы­ва­ют упа­док Э. Од­нако её влия­ние про­сле­жи­ва­ет­ся на па­мят­ни­ках эпо­хи Шан, напр. в Пань­лунчэн. Ке­ра­мич. тра­ди­ции Э. рас­про­стра­не­ны на вос­то­ке до бас­сей­на рек Сянц­зян и Гань­цзян. Аре­ал брон­зо­вых из­де­лий, ти­пич­ных для Э., ох­ва­ты­ва­ет центр и юг совр. Ки­тая.

Лит.: Чжэн­чжоу Эр­ли­ган. Пе­кин, 1959; Чжун­го као­гу­сюэ: Ся Шан цзю­ань / Отв. ред. Ян Сич­жан, Гао Вэй. Пе­кин, 2003; Art and ar­chaeology of the Erligang civilization / Ed. K. Steinke, D. C. Y. Ching. Princeton, 2014; Ис­то­рия Ки­тая с древ­ней­ших вре­мен до на­ча­ла XXI ве­ка. М., 2016. Т. 1.

Вернуться к началу