СОПХОХА́Н
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СОПХОХА́Н, поселение неолита – бронзового века у впадения р. Туманган в Японское м., у дер. 20 в. Сопхохан (ныне в черте г. Расон, КНДР). 6 слоёв С. – хронологич. эталон для культур северо-востока Корейского п-ова и прилегающих земель.
С.-I (5-е – нач. 4-го тыс. до н. э.): округлые или подквадратные в плане котлованы глубиной до 1 м, крыша на подпорках и жердях, выходящих за него, очаги для обогрева и кухонные, в т. ч. из стоящих квадратом каменных плиток, «лежанки», покрытые обожжённой глиной с галькой; горшки без горловины, в тесте – песок и толчёные раковины, орнамент – горизонтальные или наклонные полосы 4–5-зубчатым штампом; наконечники стрел, рубящие орудия, мотыги из роговика; наконечники копий (длина до 17 см), гарпуны с двусторонними асимметричными зубцами, остроги, спицы, шилья из кости и рога; каменные грузила, плиточки; кости оленя, собаки, барсука, тюленя, акулы. Соотносится с 5-м этапом бойсманской культуры (см. Неолитические культуры Дальнего Востока), её самый юж. памятник (2-й и 3-й этапы) кьёккенмединг Раджин расположен в 250 км к югу.
С.-II (2-я пол. 4-го тыс. до н. э.): сосуды в осн. усечённо-конические и с выпуклым туловом, в тесте – слюда, штамп дополняли оттиск колёсика с 4-угольными зубцами, врезные «ёлочки», бывает лощение; шире применяли шлифовку камня (в т. ч. подвески из сланца и др.). Фауну дополняли косуля, кабан, буйвол, кит, рыба, в т. ч. треска, птицы. Соотносится с поздним этапом зайсановской культуры.
С.-III–IV (ок. 1-й пол. 3-го тыс., но по аналогии с хасанским вариантом зайсановской культуры – ок. 2650–1850 до н. э.): подпрямоугольные и подквадратные котлованы глубиной 0,4–0,5 м, 4 опорных столба в центре, пол с глиняной обмазкой, в центре – очаг в ямке обложен каменными плитками; сосуды усечённо-конические, бокаловидные, цилиндрич., со слабовыпуклыми плечиками и короткой шейкой со слегка отогнутым венчиком, поверхности заглаживались, иногда лощились по жидкой глине, в тесте – дресва, орнамент – прочерченные и накольчатые вертикальные зигзаги и линии, сплошные и разорванные горизонтальные линии, «ёлочки», ряды коротких наклонных линий, заштрихованные треугольники и прямоугольники, сложные фигуры, меандры, криволинейный узор (возможно, от субстратного населения Нижнего Амура и Юж. Приморья); орудия очень разнообразны, использовали обсидиан из района вулкана Пэктусан и др. качественное сырьё.
Аналогичные памятники от зал. Петра Великого до сев.-вост. берега Восточно-Корейского зал. – основа местных культур бронзового века. Переходный этап – С.-V: котлованы глубиной 0,3–0,8 м; сосуды с намеченным поддоном, налепным валиком, часто меандровый орнамент; керамич. и каменные изображения личин, женщин, собак, голов птиц; много пряслиц с орнаментом, орудий для уборки и помола зерна; распространяется разведение свиней.
C.-VI (2-е тыс. до н. э., вероятно, середина – 2-я пол.): прямоугольные котлованы глубиной 0,9–1 м, на полу – следы двух рядов опорных столбов вдоль длинной оси; 2 вытянутых на спине трупоположения; стандартизация форм сосудов, много краснолощёных; керамич. браслеты, фигурки женщин; подвески из керамики и раковин и др.
Тип дома с двумя рядами столбов (в С. прослежено его формирование от округлых с нерегулярной несущей конструкцией) стал показательным для северо-востока Корейского п-ова в бронзовом веке. На северо-западе преобладали дома с одним рядом столбов, на севере – квадратные с одним столбом, на юге – узкие без столбов (см. также о древнейших культурах на территории Кореи в ст. Корея, раздел Историч. очерк).