МАОЦИНГО́У
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАОЦИНГО́У, 1) комплекс археологич. памятников близ дер. Маоцингоу (у. Лянчэн аймака Уланьчаб, автономный р-н Внутренняя Монголия, Китай). Важнейший из памятников – могильник на юж. склоне гор Маньханьшань (на высоте св. 1200 м над уровнем моря); обнаружен и раскопан Тянь Гуанцзинем в 1979. На основании типологии инвентаря кит. археологами выделено 4 этапа: позднего Чуньцю (кон. 6 – нач. 5 вв. до н. э.), раннего (ок. 2-й пол. 5 в.), среднего (4 в.), позднего (3 в. до н. э.; радиоуглеродные даты 2465 ± 90 и 2225 ± 90, после калибровки – 2595 ± 135 и 2295 ± 135 лет назад) Чжаньго. Трупоположения в прямоугольных ямах, вытянуты на спине, редко на боку, головой на восток (1-я группа) или на север (2-я группа; 15% погребений). У могил 1-й группы иногда небольшая ниша в головах, в одном случае дощатый гроб; нередко в головах находят и черепа жертвенных лошадей, коров, овец, коз, собак; часто встречаются бараньи лопатки. Могилы 2-й группы немного бо́льших размеров, нередко с уступом; чаще встречаются гробы (есть двойной). Горшки и кувшины серого и красноватого цвета, в осн. лепные, есть сделанные на круге; орнамент врезной [в т. ч. 1–3 линии угловатых волн, как на керамике сюнну (хунну)], штампованный (в т. ч. верёвочный). Бронзовые или железные кинжалы типа акинаков; железные чеканы; бронзовые клевец и наконечник копья, типичные для северных царств эпохи Вост. Чжоу; бронзовые и костяные наконечники стрел. Наборные пояса из бронзовых пластин (в т. ч. в зверином стиле) с бронзовыми, реже железными, застёжками; бронзовые полушарные пуговицы, ажурные пластины, ярусные подвески, пронизки, колокольчики, печатка с иероглифом, значение которого неясно. Во 2-й группе – только немного украшений, застёжки, керамич. пряслица. На расположенном недалеко поселении в 1980 изучались площадка трамбованной земли (возможно, косторезная мастерская), зольные ямы, печи для обжига керамики (для одной есть радиоуглеродная дата 2545 ± 70, после калибровки – 2690 ± 125). В числе находок фрагменты горшков и наконечники стрел, таких же, как на могильнике, в верхнем слое обломок бронзовой кит. монеты позднего Чжаньго. Среди др. памятников: неолитич. стоянки, городище периода Зап. Хань (206 до н. э. – 8 н. э.), могильники периода Цин (1644–1912).
2) Археологич. культура 7–3 вв. до н. э. на территории Внутр. Монголии, выделенная на основе могильника и поселения М. На др. могильниках среди жертвенных животных найдены также черепа свиньи, оленя, лисицы. Бронзовые пластины в зверином стиле разнообразны по сюжету: в осн. головы грифов в разных вариантах; коза с козлёнком, олень с подогнутыми ногами, крадущиеся хищники, сцена терзания; уникальна пластина с оленями-«пигалицами» (как на оленных камнях в Монголии и Забайкалье). В поздние периоды бронзовые изделия вытесняются железными. Носители М. антропологически близки к совр. вост. монголоидам, или дальневосточной расе (сев. китайцам), по ряду признаков – сев. монголоидам, или североазиатской расе (монголам и тунгусам). На могильнике в Яоцзы выявлены только сев. монголоиды. По «Историческим запискам» Сыма Цяня могилы 1-го этапа могильника М. связывают с одним из племён сев. ди, 2–4-го этапов – с кочевыми племенами лоуфань (по др. версии – линьху), которые впоследствии были завоёваны сюнну (хунну). Появление могил 2-й группы связывается с проникновением в Ордос др.-кит. земледельч. населения после походов Улин-вана (правителя гос-ва Чжао) в кон. 4 – нач. 3 вв. до н. э. На позднем этапе (4-й период по могильнику М.) на могильнике Иньнюгоу выделяется группа могил с трупоположениями, ориентированными головой на север, их связывают с земледельч. переселенцами из кит. государств эпохи Чжаньго. Культура М. имеет много общего с др. культурами, оставленными кочевым и полукочевым населением на территории Сев. Китая, особенно с культурой Юйхуанмяо (см. в ст. Ху). Во 2 в. до н. э. носители культуры М. частично вошли в состав сюнну, др. часть, вероятно, переместилась на территорию совр. Маньчжурии.