КУБРА́Т
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КУБРА́Т (греч. также Куврат, Коврат, Кроват; др.-арм. Хубраат, Худбадр, болг. Курт из рода Дуло), в сер. 7 в. правитель Великой Болгарии. Упомянут в «Бревиарии» Никифора Константинопольского (вероятно, ок. 780–790), «Хронографии» Феофана Исповедника (между 810 и 814), «Армянской географии» (680-е гг.), «Именнике» правителей Болгарии на Дунае (составлен в кон. 9 в.). После смерти К. [ближе к концу правления визант. имп. Константа II (641–668), вероятно, ок. 660–665] возглавляемое им объединение распалось; часть во главе с сыном К. Батбаяном была подчинена хазарам, другие мигрировали, в т. ч. и орда 2-го сына К. – Аспаруха, основавшего Первое Болгарское царство на Дунае.
Имена, сопоставимые с «К.», упоминаются в источниках при описании др. событий 7 в., в т. ч. Кувар (в др. отрывках из «Бревиария») – вождь булгар-унногундуров, племянник Органы; между 634 и 640 освободился от власти авар, стал союзником визант. имп. Ираклия (610–641), получил чин патрикия. С К. соотносят также Кетрадеса (по «Хронике» Иоанна Никуисского, кон. 7 в.) – представителя княжеского рода племён, связываемых с протоболгарами, племянника Куернака (Органы?); воспитывался при визант. дворе, приближённый имп. Ираклия; побеждал «язычников и варваров»; сторонник нереализованного плана возведения на визант. престол (после смерти Ираклия) Мартины с сыновьями.
Существуют версии, объединяющие эти биографии (или их части) так, что они относятся к одному или двоим людям. По др. реконструкциям, в поздних источниках имеет место смешение информации о трёх разл. вождях булгар 7 в. В частности, сюжет о восстании Кувара против авар связывается с историей «Чудес св. Дмитрия Солунского» о Кувере (предположительно ещё один сын К.; см. также Мадара), возглавлявшем в Аварском каганате область, населённую несколькими объединениями (в т. ч. сирмисианами, выведенными аварами из Визант. империи), восставшем против авар и затем уведшем своих людей под Фессалоники. Й. Вернером высказано предположение, что Перещепинский клад – остатки могилы К.-Кувара, нашедшее как сторонников, так и оппонентов.