Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЕНКО́ЛЬСКИЙ МОГИ́ЛЬНИК

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 571

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. И. Торгоев
Кенкольский могильник. Столик-блюдо. Дерево. 2–4 вв. Эрмитаж (С.-Петербург).

КЕНКО́ЛЬСКИЙ МОГИ́ЛЬНИК, кур­ган­ный мо­гиль­ник в Та­лас­ской до­ли­не, на ле­вом бе­ре­гу р. Кен­кол, у по­дош­вы го­ры Ма­нас (Та­лас­ская обл. Кир­ги­зии). От­крыт А. Н. Берн­ш­та­мом, рас­коп­ки про­из­ве­де­ны им же в 1938–39, И. К. Ко­жом­бер­дие­вым – в 1956–57, 1960, Б. Э. Аман­бае­вой – в 2001–02. Ок. 100 кур­га­нов в не­сколь­ких груп­пах. Есть кур­га­ны позд­не­го брон­зо­во­го (фё­до­ров­ская куль­ту­ра, см. в ст. Ан­д­ро­нов­ская куль­ту­ра) и ран­не­го же­лез­но­го (са­ко-мас­са­гет­ско­го кру­га куль­ту­ры) ве­ков. Осн. часть мо­гил, при­нёс­шая из­вест­ность К. м., от­но­сит­ся к 2–5 вв. Ка­та­ком­бы с длин­ным дро­мо­сом, пер­пен­ди­ку­ляр­ным длин­ной оси ка­ме­ры; тру­по­по­ло­же­ния, мно­гие в гро­бах из до­сок. Гли­ня­ные леп­ные горш­ки и кув­ши­ны, ино­гда ук­ра­шен­ные вол­ни­стым ор­на­мен­том; сла­бо­обож­жён­ные «ку­риль­ни­цы» на нож­ке. Де­рев. сто­ли­ки, ча­ши, круж­ки, лу­ки сед­ла, ру­ко­ят­ка тес­ла, по­сох, ве­ре­те­но, фраг­мен­ты кор­зи­ны, ос­тат­ки ко­лы­бе­ли и кос­тя­ной су­мак (труб­ка для вы­во­да мо­чи из ко­лы­бе­ли), со­су­дик из ты­к­вы. Кос­тя­ные на­клад­ки слож­но­со­став­но­го лу­ка, на­ко­неч­ни­ки стрел. Же­лез­ные уди­ла, пряж­ки, на­ко­неч­ни­ки стрел, фраг­мен­ты ме­ча или кин­жа­ла в де­рев. нож­нах. Се­реб­ря­ные на­клад­ки с зер­нью и сер­до­ли­ко­вы­ми встав­ка­ми, шпиль­ка, серь­ги. Брон­зо­вые зер­ка­ла (в т. ч. ки­тай­ские), пряж­ки, бу­сы. Ка­мен­ные и стек­лян­ные бу­сы; ке­ра­ми­че­ские и мра­мор­ные пряс­лица; в жен­ских по­гре­бе­ни­ях – кам­ни для сурьм­ле­ния бро­вей. Муж­ская и жен­ская ру­баш­ки, ко­сын­ка, на­лоб­ная по­вяз­ка из кит. шёлка. В К. м. по­хо­ро­не­ны ев­ро­пео­и­ды с боль­шой при­ме­сью мон­го­ло­ид­ных черт; при­ме­нял­ся об­ряд при­жиз­нен­ной де­фор­ма­ции че­ре­па. По наи­бо­лее обос­но­ван­но­му мне­нию, К. м. 2–5 вв. ос­тав­лен ме­ст­ны­ми ко­чев­ни­ка­ми (в их куль­ту­ре мно­го ком­по­нен­тов, ха­рак­тер­ных для сар­мат­ских ар­хео­ло­ги­че­ских куль­тур), вхо­див­ши­ми в объ­е­ди­не­ние Кан­гюй. Не­ко­то­рые спе­циа­ли­сты вы­де­ля­ют па­мят­ни­ки, близ­кие К. м. по по­гре­баль­но­му об­ря­ду и на­ход­кам, в кен­коль­скую ар­хео­ло­гич. куль­ту­ру. Впу­ск­ные по­гре­бе­ния 8–10 вв. (тру­по­по­ло­же­ния на спи­не, в грун­то­вых ямах, боль­шин­ст­во бе­зын­вен­тар­ные, сре­ди на­хо­док – гли­ня­ные круж­ки и, воз­мож­но, де­рев. ос­тов сед­ла) со­от­но­сят с тюрк. пле­ме­на­ми Се­ми­ре­чья.

Лит.: Берн­ш­там А. Н. Кен­коль­ский мо­гиль­ник. Л., 1940; Со­ро­кин С. С. О да­ти­ров­ке и тол­ко­ва­нии Кен­коль­ско­го мо­гиль­ни­ка // Крат­кие со­об­ще­ния о док­ла­дах и по­ле­вых ис­сле­до­ва­ни­ях Ин­сти­ту­та ис­то­рии ма­те­ри­аль­ной куль­ту­ры АН СССР. 1956. Вып. 64; Ко­жом­бер­ди­ев И. Ка­та­комб­ные па­мят­ни­ки Та­лас­ской до­ли­ны // Ар­хео­ло­ги­че­ские па­мят­ни­ки Та­лас­ской до­ли­ны. Фр., 1963.

Вернуться к началу