Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РО́СПИСИ НАСКА́ЛЬНЫЕ

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 657

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Г. Дэвлет
Фото Е. Г. Дэвлет Полихромные наскальные росписи из Сьерра-де-Сан-Франсиско, штат Нижняя Калифорния (Мексика).

РО́СПИСИ НАСКА́ЛЬНЫЕ, изо­бра­же­ния на скаль­ных вы­хо­дах и ва­лу­нах, вы­пол­нен­ные при по­мо­щи пиг­мен­та. Древ­ней­шие Р. н. име­ют воз­раст ок. 30 тыс. лет (пе­ще­ра Кос­ке близ Мар­се­ля, Шо­ве); до эт­но­гра­фич. со­вре­мен­но­сти за­фик­сиро­ва­ны в ря­де тра­ди­ций Ав­ст­ра­лии, Юж. Аф­ри­ки. Ча­ще со­хра­ня­ют­ся в пе­ще­рах, гро­тах, под на­ве­са­ми, ре­же – на от­кры­тых плос­ко­стях с от­ри­ца­тель­ным ук­ло­ном, за­щи­щен­ных на­тё­ка­ми, ко­зырь­ка­ми. Пре­об­ла­да­ли мо­но­хром­ные Р. н., есть би­хром­ные и по­ли­хром­ные. Наи­бо­лее рас­про­стра­не­ны чёр­ный и крас­ный пиг­мен­ты, ши­ро­ко при­ме­ня­лись бе­лый, от­тен­ки жёл­то-ко­рич­не­во­го и крас­но-виш­нё­во­го то­нов, позд­нее – зе­лё­но­го, синего и др. Для по­лу­че­ния от­тен­ков крас­ных, жёл­тых, ко­рич­не­ва­тых цве­тов при­ме­ня­лись ох­ра, ге­ма­тит и др. ок­си­ды же­ле­за (из­ме­не­ние цве­та дос­ти­га­лось на­гре­ва­ни­ем). Чёр­ный пиг­мент – поч­ти все­гда уголь (при­го­ден для да­ти­ров­ки Р. н. ра­дио­уг­ле­род­ным ме­то­дом) или диоксид мар­ган­ца, бе­лый – в осн. гипс или као­лин. Ис­поль­зо­ва­лись су­хие мел­ки (об­на­ру­же­ны со сле­да­ми сра­бо­тан­но­сти; напр., в Ка­по­вой пе­ще­ре), пиг­мен­ты, ко­то­рые из­мель­ча­лись и, сме­шан­ные с до­бав­ка­ми, на­но­си­лись как пас­то­об­раз­ная или жид­кая крас­ка паль­ца­ми или при по­мо­щи пуч­ков во­ло­кон, перь­ев и т. п., вы­ду­ва­лись че­рез тру­боч­ку в ви­де сус­пен­зии для соз­да­ния т. н. тра­фа­рет­ных изо­бра­же­ний (напр., кис­тей рук в Гар­гас, Кос­ке и др. пе­ще­рах Фран­ции). Мн. крас­ки яв­ля­ют­ся при­го­тов­лен­ны­ми сме­ся­ми, ко­то­рые раз­во­ди­лись во­дой, от­стаи­ва­лись; свя­зую­ще­го, как пра­ви­ло, не ис­поль­зо­ва­ли. Со­став пиг­мен­тов и на­пол­ни­те­лей сви­де­тель­ст­ву­ет об ис­поль­зо­ва­нии ми­не­ра­лов, не­ред­ко из уда­лён­ных ме­сто­ро­ж­де­ний. Наи­бо­лее из­вест­ны па­лео­ли­тич. Р. н. из исп. и франц. пе­щер (см. Пер­во­быт­ное ис­кус­ст­во).

Лит.: Rosenfeld A. Rock art conservation in Australia. Canberra, 1988; Lorblanchet M. Les grottes orńees de la pŕehistoire: Nouveaux regards. P., 1995; Aubry T. a. o. Open-air rock-art, territories and models of exploitation during the Upper Palaeolithic in the Coa Valley (Por­tugal) // Antiquity. 2001. Vol. 76; Дэв­лет Е. Г. Па­мят­ни­ки на­скаль­но­го ис­кус­ст­ва: изу­че­ние, со­хра­не­ние, ис­поль­зо­ва­ние. М., 2002.

Вернуться к началу