ЛАС КА́САС
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛАС КА́САС (Las Casas) Бартоломе де (ок. 1484, по др. данным, 1474, вероятно, Севилья – 18.7.1566, Мадрид), исп. обществ. деятель, историк, правовед и публицист. Из знатного рода. Учился в Саламанкском ун-те, получил степень лиценциата. В 1502 впервые прибыл в Америку, в 1511–14 служил капелланом в отрядах Д. Веласкеса де Куэльяра. Получил энкомьенду, в 1514 отказался от неё и примкнул к доминиканцам, выступившим в защиту прав индейцев. В 1515 вернулся в Испанию, пытался привлечь внимание короны к жестокостям испанцев по отношению к индейцам, требовал прекращения Конкисты и перехода к совместной мирной колонизации земель Америки исп. крестьянами и индейцами. Л. К. добился поддержки у регента Испании Ф. Хименеса де Сиснероса, а затем у короля Карла I (с 1519 имп. Карл V), получил от него поч. звание «Защитник индейцев» (впоследствии Л. К. называли также «апостолом индейцев»). Попытка Л. К. в 1521 организовать в районе г. Кумана мирную колонизацию земель закончилась гибелью б. ч. колонистов от рук индейцев. В 1523 Л. К. вступил в орден доминиканцев, неск. лет провёл в монастыре. В 1530-х гг. добился значит. успехов в колонизации ещё не освоенных испанцами земель на территории совр. Гватемалы. В поисках поддержки своей позиции в 1539 выехал в Испанию, где сблизился с исп. гуманистами. Взгляды Л. К. в этот период стали более радикальными; он выступал сторонником теории естественного права, резко критиковал имперскую политику, отрицая универсальность земной власти монарха и папы Римского. Несколько лет работал над историко-публицистич. соч. «Кратчайшее сообщение о разрушении Индий» («Breve relación de la destrucción de las Indias», завершено в 1542, изд. в 1552), в котором изложил историю Конкисты, представив её преступлением против «естественного, божественного и человеческого законов», несовместимым с подлинным христианством. Книга произвела большое впечатление на комиссии правоведов и теологов, собранные Карлом V в 1542; по их предложению король обнародовал «Индий законы» («Новые законы»), запретившие рабство индейцев и ограничившие их угнетение. В качестве епископа обл. Чьяпас Л. К. пытался добиться от испанцев выполнения «Индий законов», но, столкнувшись с ожесточённым сопротивлением, отказался от сана и в 1547 вернулся в Испанию. Одержал победу в публичном диспуте (Вальядолид, 1550–51) над теологом, правоведом и историком Х. Хинесом де Сепульведой, доказывавшим неполноценность индейцев. Защищая свою позицию, Л. К. пришёл к пониманию историч. обусловленности этики и религии и по-новому осмыслил единство и стадиальность человеческой культуры. Эти и мн. др. идеи, в т. ч. о превосходстве Америки над Европой, а индейцев (как «истинных христиан») – над европейцами, были разработаны Л. К. в соч. «Апологетическая история Индий» («Apologética historia de las Indias», изд. в 1909).
Гл. труд Л. К. – «История Индий» («Historia de las Indias», изд. в 1875-76, рус. пер. 1968) в 5 книгах, над которым он работал с 1527 и почти до самой смерти, охватывает события 1492–1520 и содержит ценные сведения о культуре, быте и нравах индейцев Центр. и Юж. Америки, а также об истории открытия Америки Х. Колумбом и Конкисты (дневник Колумба сохранился только в изложении Л. К.). Америка представляется Л. К. Божественным даром человечеству, Конкиста – историей уничтожения «земного рая» испанцами. Оборотной стороной религ. морализаторства Л. К. и дегероизации конкистадоров стала однозначность трактовки Конкисты, отказ от воссоздания истории в её полноте (что резко отличает Л. К. от Б. Диаса дель Кастильо). В конце жизни Л. К. отказался от отстаиваемой им ранее идеи о возможности порабощения негров, распространив на них действие естественного права. В своих последних трактатах подчёркивал необходимость ухода испанцев из Индий и возвращения индейцам независимости, земель и богатств.
Деятельность и творчество Л. К. оказали огромное воздействие на современников и потомков. Хотя почти все осн. труды Л. К. опубликованы лишь в 19–20 вв., в рукописях они были известны многим его современникам, повлияв на их отношение к Конкисте.