Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛАС КА́САС

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 732

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


    Книжная версия:



    Электронная версия:

Авторы: В. А. Ведюшкин

ЛАС КА́САС (Las Casas) Бар­то­ло­ме де (ав­густ 1474, по др. дан­ным, 11.11.1484, Се­ви­лья – 17.7.1566, Мад­рид), исп. об­ществ. дея­тель, ис­то­рик, пра­во­вед и пуб­ли­цист. Из знат­но­го ро­да. Учил­ся в Са­ла­манк­ском ун-те, по­лу­чил сте­пень ли­цен­циа­та. В 1502 впер­вые при­был в Аме­ри­ку, в 1511–14 слу­жил ка­пел­ла­ном в от­ря­дах Д. Ве­ла­ске­са де Ку­эль­я­ра

 >>
. По­лу­чил эн­комь­ен­ду
 >>
, в 1514 от­ка­зал­ся от неё и примк­нул к до­ми­ни­кан­цам
 >>
, вы­сту­пив­шим в за­щи­ту прав ин­дей­цев. В 1515 вер­нул­ся в Ис­па­нию, пы­тал­ся при­влечь вни­ма­ние ко­ро­ны к жес­то­ко­стям ис­пан­цев по от­но­ше­нию к ин­дей­цам, тре­бо­вал пре­кра­ще­ния Кон­ки­сты
 >>
и пе­ре­хо­да к со­вме­ст­ной мир­ной ко­ло­ни­за­ции зе­мель Аме­ри­ки исп. кре­сть­я­на­ми и ин­дей­ца­ми. Л. К. до­бил­ся под­держ­ки у ре­ген­та Ис­па­нии Ф. Хи­ме­не­са де Сис­не­ро­са
 >>
, а за­тем у ко­ро­ля Кар­ла I (с 1519 имп. Карл V
 >>
), по­лу­чил от не­го поч. зва­ние «За­щит­ник ин­дей­цев» (впо­след­ст­вии Л. К. на­зы­ва­ли так­же «апо­сто­лом ин­дей­цев»). По­пыт­ка Л. К. в 1521 ор­га­ни­зо­вать в рай­оне г. Ку­ма­на мир­ную ко­ло­ни­за­цию зе­мель за­кон­чи­лась ги­бе­лью б. ч. ко­ло­ни­стов от рук индей­цев. В 1523 Л. К. всту­пил в ор­ден до­ми­ни­кан­цев, неск. лет про­вёл в мо­на­сты­ре. В 1530-х гг. до­бил­ся зна­чит. ус­пе­хов в ко­ло­ни­за­ции ещё не ос­во­ен­ных ис­пан­ца­ми зе­мель на тер­ри­то­рии совр. Гва­те­ма­лы. В по­ис­ках под­держ­ки сво­ей по­зи­ции в 1539 вы­ехал в Ис­па­нию, где сбли­зил­ся с исп. гу­ма­ни­ста­ми. Взгля­ды Л. К. в этот пе­ри­од ста­ли бо­лее ра­ди­каль­ны­ми; он вы­сту­пал сто­рон­ни­ком тео­рии ес­те­ст­вен­но­го пра­ва
 >>
, рез­ко кри­ти­ко­вал им­пер­скую по­ли­ти­ку, от­ри­цая уни­вер­саль­ность зем­ной вла­сти мо­нар­ха и па­пы Рим­ско­го. Не­сколь­ко лет ра­бо­тал над ис­то­ри­ко-пуб­ли­ци­стич. соч. «Крат­чай­шее со­об­ще­ние о раз­ру­ше­нии Ин­дий» («Bre­ví sima relación de la de­strucción de las In­dias», за­вер­ше­но в 1542, изд. в 1552), в ко­то­ром из­ло­жил ис­то­рию Кон­ки­сты, пред­ста­вив её пре­сту­п­ле­ни­ем про­тив «ес­те­ст­вен­но­го, бо­же­ст­вен­но­го и че­ло­ве­че­ско­го за­ко­нов», не­со­вмес­ти­мым с под­лин­ным хри­сти­ан­ст­вом. Кни­га про­из­ве­ла боль­шое впе­чат­ле­ние на ко­мис­сии пра­во­ве­дов и тео­ло­гов, со­б­ран­ные Кар­лом V в 1542; по их пред­ло­же­нию ко­роль об­на­ро­до­вал «Ин­дий за­ко­ны»
 >>
(«Но­вые за­ко­ны»), за­пре­тив­шие раб­ст­во ин­дей­цев и ог­ра­ни­чив­шие их уг­не­те­ние. В ка­че­ст­ве епи­ско­па обл. Чья­пас Л. К. пы­тал­ся до­бить­ся от ис­пан­цев вы­пол­не­ния «Ин­дий за­ко­нов», но, столк­нув­шись с ожес­то­чён­ным со­про­тив­ле­ни­ем, от­ка­зал­ся от са­на и в 1547 вер­нул­ся в Ис­па­нию. Одер­жал по­бе­ду в пуб­лич­ном дис­пу­те (Валь­я­до­лид, 1550–51) над тео­ло­гом, пра­во­ве­дом и ис­то­ри­ком Х. Хи­не­сом де Се­пуль­ве­дой, до­ка­зы­вав­шим не­пол­но­цен­ность ин­дей­цев. За­щи­щая свою по­зи­цию, Л. К. при­шёл к по­ни­ма­нию ис­то­рич. обу­слов­лен­но­сти эти­ки и ре­ли­гии и по-но­во­му ос­мыс­лил един­ст­во и ста­диаль­ность че­ло­ве­че­ской куль­ту­ры. Эти и мн. др. идеи, в т. ч. о пре­вос­ход­ст­ве Аме­ри­ки над Ев­ро­пой, а ин­дей­цев (как «ис­тин­ных хри­сти­ан») – над ев­ро­пей­ца­ми, бы­ли раз­ра­бо­та­ны Л. К. в соч. «Апо­ло­ге­ти­че­ская ис­то­рия Ин­дий» («Apolo­gé­tica his­to­ria de las In­dias», изд. в 1909).

Гл. труд Л. К. – «Ис­то­рия Ин­дий» («Hi­s­to­ria de las In­dias», изд. в 1875, рус. пер. 1968) в 3 кни­гах, над ко­то­рым он ра­бо­тал с 1527 и поч­ти до са­мой смер­ти, ох­ва­ты­ва­ет со­бы­тия 1492–1520 и со­дер­жит цен­ные све­де­ния о куль­ту­ре, бы­те и нра­вах ин­дей­цев Центр. и Юж. Аме­ри­ки, а так­же об ис­то­рии от­кры­тия Аме­ри­ки Х. Ко­лум­бом

 >>
и Кон­ки­сты (днев­ник Ко­лум­ба со­хра­нил­ся толь­ко в из­ло­же­нии Л. К.). Аме­ри­ка пред­став­ля­ет­ся Л. К. Бо­же­ст­вен­ным да­ром че­ло­ве­че­ст­ву, Кон­ки­ста – ис­то­ри­ей унич­то­же­ния «зем­но­го рая» ис­пан­ца­ми. Обо­рот­ной сто­ро­ной ре­лиг. мо­ра­ли­за­тор­ст­ва Л. К. и де­ге­рои­за­ции кон­ки­ста­до­ров ста­ла од­но­знач­ность трак­тов­ки Кон­ки­сты, от­каз от вос­соз­да­ния ис­то­рии в её пол­но­те (что рез­ко от­ли­ча­ет Л. К. от Б. Диа­са дель Кас­тильо
 >>
). В кон­це жиз­ни Л. К. от­ка­зал­ся от от­стаи­вае­мой им ра­нее идеи о воз­мож­но­сти по­ра­бо­ще­ния нег­ров, рас­про­стра­нив на них дей­ст­вие ес­те­ст­вен­но­го пра­ва. В сво­их по­след­них трак­та­тах под­чёр­ки­вал не­об­хо­ди­мость ухо­да ис­пан­цев из Ин­дий и воз­вра­ще­ния ин­дей­цам не­за­ви­си­мо­сти, зе­мель и бо­гатств.

Дея­тель­ность и твор­че­ст­во Л. К. ока­за­ли ог­ром­ное воз­дей­ст­вие на со­вре­мен­ни­ков и по­том­ков. Хо­тя поч­ти все осн. тру­ды Л. К. опуб­ли­ко­ва­ны лишь в 19–20 вв., в ру­ко­пи­сях они бы­ли из­вест­ны мно­гим его со­вре­мен­ни­кам, по­вли­яв на их от­но­ше­ние к Кон­ки­сте.

Соч.: Obras com­ple­tas. Ma­drid, 1989–1998. Vol. 1–14.

Лит.: Giménez Fernández M. B. de Las Casas. Sevilla, 1953–1960. Vol. 1–2; Б. де Лас Ка­сас. К ис­то­рии за­вое­ва­ния Аме­ри­ки. М., 1966; Bataillón M. Études sur B. de las Casas. P., 1966; Quer­altó Moreno R. J. El pen­samiento filosófico-político de B. de Las Casas. Sevilla, 1976; Saint-Lu A. Las Casas in­digéniste. P., 1982; Pérez Fernández I. Cronología docu­men­tada de los via­jes, estan­cias y ac­tua­cio­nes de Fray B. de las Casas. Bayamón, 1984; Зем­сков В. Б. Твор­че­ст­во Б. де Лас Ка­са­са // Ис­то­рия ли­те­ра­тур Ла­тин­ской Аме­ри­ки. М., 1985; Par­ish H. R., Weid­man H. E. Las Casas en México: his­to­ria y obra descono­ci­das. Méx., 1992; Gutiérrez G. En busca de los pobres de Je­su­cristo: el pen­samiento de B. de las Casas. Lima, 1992; Cas­tro D. An­other face of Em­pire: B. de Las Casas, in­dige­nous rights, and ec­cle­si­as­ti­cal im­pe­ri­al­ism. Dur­ham; L., 2007; Igle­sias Or­tega L. B. de las Casas: cuar­enta y cuatro años in­fini­tos. Sevilla, 2007; Lavallé B. B. de las Casas: en­tre l’épée et la croix. P., 2007; Hanke L., Giménez Fernández M. B. de Las Casas: bibliografí a crí tica y cu­erpo de ma­te­ria­les. San­ti­ago de Chile, 1954.

Вернуться к началу