Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФЕОДО́РО

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2020 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Г. Герцен

ФЕОДО́РО (Княжество Феодоро), государственное образование на Крымском полуострове в 14–15 вв. Столица – город Феодоро (см. в ст. Мангуп; близ совр. Бахчисарая).

Первые определённые известия о существовании Ф. можно отнести к началу 14 в., хотя в некоторых работах обобщающего характера утверждается, что оно сформировалось в конце 13 в. Возникло под угрозой мусульманизации (с севера Крымского полуострова) и католической экспансии (с юга) в результате консолидации православного населения Крыма, концентрировавшегося на территории между Херсонесом и верхним течением реки Альмы. Формированию Ф. способствовала неустойчивость политической ситуации в Крыму, в том числе в Золотой Орде и её Крымском улусе.

Происхождение правящей династии

Одним из дискуссионных вопросов истории Ф. является вопрос о происхождении его правящей династии. До недавнего времени предпочтение в историографии отдавалось гипотезе, наиболее чётко сформулированной А. А. Васильевым. Согласно Васильеву, правители Ф. были выходцами из знатного византийско-армянского рода Гаврасов, представители которого правили в Трапезунде в первой половине 12 в. и стремились к обособлению от Византии. Предполагаемый основатель крымской княжеской ветви Константин за участие в заговоре против императора Иоанна II Комнина был в 1130 отправлен в ссылку, вероятно в Херсонес. Там его потомки сумели добиться власти над византийской территорией в Юго-Западной Таврике, обычно отождествляемой с Готией. После захвата Константинополя крестоносцами (1204) власть над землями Юго-Западной Тавриды перешла к Трапезундской империи, в которую стали поступать выплаты, ранее шедшие в византийскую казну. В пользу версии о трапезундском происхождении мангупской династии приводятся и такие факты, как существование в верхнем течении реки Бельбек села с названием Гавры, а также встречающаяся у мариупольских греков фамилия Гаврады.

Однако в историографии начала 21 в. точка зрения о связи правящей династии Ф. с Гаврасами была подвергнута сомнению. В. П. Степаненко обосновал гипотезу, согласно которой правители Ф. 15 в. были выходцами из малоизвестного провинциального аристократического рода, возвысившегося благодаря удачному браку княжича Иоанна (сына и наследника престола первого достоверно известного по имени правителя Ф. князя Алексея) с Марией Асаниной Палеологиней Цамблакониной, принадлежавшей к высшей константинопольской аристократии. В дальнейшем в соответствии с практикой, сложившейся в правящем классе Византии, этот брак позволял родственникам по мужской линии считать себя принадлежащими к знатному роду свояков. Именно этим можно объяснить появление с 1425 на плитах с надписями, сообщавшими о строительной деятельности князей Ф., геральдических двуглавых орлов, традиционно считающихся фамильным гербом Палеологов.

Феодоро в 14 в

 Первое упоминание о князе Готии без указания имени приводится в труде итальянского историка 15 – начала 16 вв. Ф. Спандуниса в связи с заметкой о вражде между византийским императором Андроником II Палеологом (1282–1328) и правителем Готии в союзе с болгарами и сербским королём Стефаном (вероятно, Стефан Урош III Дечанский). А. А. Васильев относил эти события к 1320-м гг. Во время «великой замятни» в Орде в 3-й четверти 14 в. главы феодальных владений в Крыму (по данным источников, крымский или солхатский хан Кутлу-буга, киркельский хан Хаджи-бек и мангупский правитель Дмитрий) совместно выступили против великого князя литовского Ольгерда и в 1362 потерпели поражение на Синих Водах (река Синюха, левый приток Южного Буга). Имя мангупского правителя явно указывает на его христианское происхождение.

Столица Ф. стала объединительным центром для христианского населения Крыма, о чём свидетельствует надпись на камне, найденная при раскопках большой базилики, проводившихся в 1913. В тексте надписи прямо говорится о восстановлении в 1362 Ф. и строительстве некоей «Пойки», под которой следует вероятнее всего понимать цитадель крепости. В этой надписи впервые упоминается название «Феодоро», под которым в дальнейшем фигурировали и княжество, и его столица. Правители Ф. этого времени являлись вассалами ордынских ханов и по сути представляли собой удельных князьков, подчинявшихся, прежде всего администрации Крымского улуса Орды.

В середине 1390-х гг. в ходе войны между ханом Тохтамышем и среднеазиатским правителем Тимуром юго-западная часть Крыма подверглась разгрому, столица Ф. была обращена в руины. Иной точки зрения придерживается В. Л. Мыц, выдвинувший версию о том, что Тимур не совершал похода в Крым. Летом 1395 направленный константинопольским патриархом в Джалиту (ныне Ялта) в качестве экзарха иеромонах Матфей составил стихотворное описание разрушенной столицы княжества.

Феодоро в 15 в

К началу 15 в. относится новый подъём Ф. В этот период оно стало преемником традиций Херсонеса как центра греческого влияния в Крыму.

Границы княжества, определяемые на вторую половину 15 в., с территориями, контролировавшимися генуэзцами, проходили на востоке в районе Лусты (ныне Алушта). Владения мангупских князей на Южном берегу Крыма охватывали склоны и поверхность Главной гряды Крымских гор. Они были защищены небольшими укреплениями, так называемыми исарами, обычно устраивавшимися с учётом возможности противостояния генуэзским прибрежным крепостям. На западе во владении Ф. оказались прибрежные территории, вероятно, от района Георгиевского монастыря (включая угасший Херсонес) вплоть до устья реки Бельбек. По этой реке проходила северная граница Ф. с владениями Орды, а с 1440-х гг. с Крымским ханством.

Этнический состав населения Ф. во многом определялся пограничным положением, формированием в полиэтнической контактной зоне, при этом греческий фактор там явно доминировал. Наиболее заметным свидетельством этого стало распространение в Ф. греческого православия и греческого языка. При этом самовосприятие населения Ф. было более сложным и многослойным. Оно, несомненно, ощущало себя частью византийского мира, но в то же время в нём продолжали жить представления об этногенетических корнях, подкреплявшиеся сохранением разговорных бесписьменных языков, в частности готского. Вероятно, в Ф. были в обиходе и тюркские наречия. В 1-й половине 15 в. для обозначения населения Ф. европейцы использовали термин «готаланы» или просто «готы». Общая численность населения княжества могла достигать 150 тыс. человек, если учесть сведения генуэзского документа, указывающего 30 тыс. домов на территории Ф., что надо понимать как численность домовладений, жилых усадеб. Пушечный мастер Георг из Нюрнберга, служивший турецкому султану, сообщал, что в 1475 в осаждённой турками столице княжества находилось 15 тыс. человек, однако эта цифра явно завышена. Возможно, она соответствует общему количеству пленников, захваченных турками на территории всего Ф., или же отражает представление о многолюдности населения столицы Ф. безотносительно к его реальной абсолютной численности.

В Византии, по крайней мере формально, декларировали власть империи над территориями, «примыкающими к Хазарии», возможно подразумевая соседние с генуэзскими колониями земли Ф. Управление ими император Мануил II Палеолог (правил в 1391–1425) поручил своему четвёртому сыну Константину (будущий последний византийский император Константин XI Палеолог Драгаш).

Расцвет Ф. пришёлся на 2–3-ю четверти 15 в. При князе Алексее (правил в 1403? – 1440-х гг.) особенно пышно, в духе провинциально-византийского и малоазийского зодчества, отстраивалась столица Ф., фактически заново были возведены базилика и дворец, существенно реконструирована цитадель. Ф. усиливало своё влияние, заключив союзы с государствами Черноморского региона. В 1426 дочь князя Алексея Мария вступила в брак с трапезундским деспотом Давидом (с 1460 последний император Трапезундской империи Давид I Великий Комнин). Во внешней политике главным противником Ф. выступали города Генуэзской Газарии. Противостояние достигло пика в 1-й половине 1430-х гг., когда войска Ф. при поддержке местного греческого населения в 1433 захватили крепость Чембало (ныне Балаклава). Генуэзцам удалось восстановить свой контроль над Чембало в 1434 году после отправки в Крым военной экспедиции под руководством К. Ломеллино. В дальнейшем, по мере усиления угрозы турецкого вторжения в Крым, предпринимались шаги к установлению союзнических отношений между Ф. и основным центром Генуэзской Газарии Каффой (ныне Феодосия). В 1471 правителем Ф. стал князь Исаак (1471–74 или весна 1475), предположительно, брат предыдущего правителя, известного под именем или прозвищем Олубей. Исаак посетил Каффу, заключив с генуэзцами соглашение о дружбе.

В 1472 мангупскую княжну Марию (? – декабрь 1477), вероятно сестру Исаака, выдали замуж за молдавского господаря Стефана III Великого. Предположительно, между Молдавским княжеством и Ф. был заключён антиосманский оборонительный союз, намечался он и с венгерским королём Матьяшем Хуньяди. В монастыре Путна (ныне в Румынии) сохранилась погребальная пелена Марии, на которой есть изображение покойной в рост с гербом Палеологов и монограммой Асанов.

Также в 1472 в свите З. (С. Ф.) Палеолог в Москву прибыл Константин (? – 1504), который, по некоторым данным, был представителем «рода княжеска, Мавнукского града». Позднее он принял постриг под именем Кассиана и удалился в Ферапонтов монастырь, впоследствии основал Кассианову Учемскую пустынь недалеко от Углича, а после смерти был прославлен РПЦ в чине преподобного.

В 1474 великий князь московский Иван III Васильевич начал переговоры о браке своего старшего сына великого князя Ивана Ивановича Молодого с неизвестной по имени мангупской княжной, возможно дочерью князя Исаака. Ко двору правителя Ф. был направлен находившийся в Крымском ханстве московский посол Н. В. Беклемишев, который обсудил вопросы предстоящего брака (не состоялся вследствие падения Ф.).

Падение Феодоро

 В 1474 или весной 1475 в Ф. произошла смена власти: на место умершего, а возможно свергнутого, Исаака встал его брат Александр, прибывший из Молдавии с отрядом численностью 300 человек, приданным ему господарем Стефаном III Великим. В результате экспансии турецких войск в Крым в июле 1475 столица Ф. была осаждена. На протяжении полугода город выдержал обстрелы тяжёлых пушек и 5 штурмов. Турецкие источники содержат скупые упоминания о том, что только притворным отступлением удалось выманить осаждённых из крепости и на их плечах ворваться в город. Ещё некоторое время сопротивлялась цитадель, против которой, как показали археологические исследования, туркам также пришлось применить артиллерию. Население столицы Ф. в основном погибло во время осады и взятия города. Возможно, что малолетним отпрыскам правящего рода Ф. сохранили жизнь, однако они были обращены в ислам и получили соответствующее воспитание при султанском дворе. Вероятно, потомками правящей династии Ф. являлись турецкие послы в Москве князь Мангупский Камал (ранее носивший имя Феодорит), направленный султаном Селимом I в 1512, и князь Мангупский Скиндер (Александр), направлявшийся в 1522 и 1530 султаном Сулейманом I Кануни.

Лит.: Латышев В. В. Сборник греческих надписей христианских времен из Южной России. СПб., 1896; Малицкий Н. В. Заметки по эпиграфике Мангупа // Известия Государственной Академии истории материальной культуры. 1933. Вып. 71; Герцен А. Г., Могаричев Ю. М. Пещерные церкви Мангупа. Симферополь, 1995; Степаненко В. П. Владетели Феодоро и византийская аристократия XV в. // Античная древность и средние века. Екатеринбург, 2001. Вып. 32; Герцен А. Г. Описание Мангупа-Феодоро у иеромонаха Матфея // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. Симферополь, 2003. Вып. 10; Виноградов А. Ю. Надписи княжества Феодоро в фондах Херсонесского музея // Причерноморье в средние века. М.; СПб., 2000. Вып. 4; Байер Х. Ф. История крымских готов как интерпретация Сказания Матфея о городе Феодоро. Екатеринбург, 2001; Vasiliev A. A. The Goths in the Crimea. [Ann Arbor, Mich.], 2006; Мыц В. Л. Каффа и Феодоро в XV в.: Контакты и конфликты. Симферополь, 2009;  Руев В. Л. Турецкое вторжение в Крым в 1475 г. Симферополь, 2014; Герцен А. Г., Науменко В. Е. К ранней истории княжества Феодоро: историко-археологический комментарий // VIII Международный Византийский семинар «XEPCONOC TEMATA: империя и полис»: Материалы научной конференции. Севастополь, 2016; Герцен А. Г., Науменко В. Е. К вопросу о выделении золотоордынского периода в истории Мангупского городища в Юго-Западном Крыму // Золотоордынская цивилизация. Казань, 2016. № 9.

  • ФЕОДО́РО княжество 14–15 вв. на юго-западе Крымского п-ова (2017)
Вернуться к началу