ХА́ОС
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХА́ОС, в греч. мифологии, поэзии и философии – докосмич. состояние, зияющая прабездна (греч. χάος, от χαίνω – зиять, зевать, разевать рот, быть пустым); неупорядоченное первовещество; противоположность конечному, упорядоченному космосу. Впервые слово «Х.» встречается у Гесиода: «Прежде всего возник Хаос» («Теогония» 116); по Гесиоду, Х. – одна из первооснов сущего наряду с Геей, Тартаром и Эросом; из Х. возникли Эреб и Ночь. Аристотель отождествляет Х. с местом, или пространством, без которого не существует ничего другого, отмечая при этом, что Гесиод был прав, делая Х. первым, ибо все вещи должны находиться где-нибудь. У позднейших греч. философов «Х.» может означать бесконечное пространство (в частности, у Плотина и Секста Эмпирика). У поэтов Х. иногда обозначает просто тьму, у Аристофана – воздушное пространство между небом и землёй. Х. часто отождествляется с Тартаром (Платон) – подземной бездной, безвозвратно поглощающей всё некогда живое и символизирующей смерть.
Наряду с пониманием Х. как зияния, бесконечного пространства, тьмы и всепоглощающей бездны, восходящим к Гесиоду, уже у некоторых досократиков и в особенности у стоиков встречается трактовка Х. как неупорядоченного первовещества, из которого случайно или под воздействием неких упорядочивающих сил сложился мир. В отличие от Х.-зияния, Х.-первовещество не пуст (согласно стоикам, это очень разреженное вещество, которое сгущается под воздействием вихря и образует Вселенную) и не бесплоден, но наделён некоей творч. потенцией; это своего рода кладовая первовещества, подпитывающая космос.