КО́СМОС
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КО́СМОС (греч. ϰόσμος, лат. mundus), 1) то же, что Вселенная; 2) термин др.-греч. философии для обозначения мира как структурно организованного и упорядоченного целого. В дофилософском употреблении значение слова «К.» варьирует от внешне зримого, тектонически организованного «строения», «украшения», «наряда» до понятия внутр. структуры, особенно социальной – политической (гос. строй, «порядок» – Геродот) и военной (воинский строй или ряд как противоположность беспорядочной рассеянности элементов-воинов – начиная с Гомера, а также «дисциплина» и «чинность» в поведении индивида; ср. «ряд» и особенно «чин» в др.-рус. яз.). Впервые слово «К.» в значении «мирострой», «мир» бесспорно засвидетельствовано ок. 500 до н. э. во фрагментах Гераклита (В 30, В 124–51, 107 Marcovich) и затем прочно входит в натурфилософский лексикон досократиков (Парменид, Эмпедокл, Анаксагор, Филолай, Демокрит, Диоген Аполлонийский и др.). В системах, допускающих множество «миров» (особенно в традиции атомизма), К. всегда обозначает «упорядоченную часть» Вселенной и противополагается понятию τὸ πᾶν (букв. – универсум; т. е. примерно соответствует понятию Солнечной системы). У Платона и Аристотеля (особенно трактат последнего «О небе») с термином «К.» конкурирует термин οὐρανός (букв. – небо), окончательно уступающий место К. начиная с эпохи эллинизма.
Идея К. как разумной и прекрасной упорядоченности была изначально чревата, с одной стороны, телеологизмом и возможностью осмысления К. как результата целесообразной упорядочивающей деятельности демиурга (частично эти возможности были реализованы уже Анаксагором, полностью – Платоном в «Тимее»), с другой – обожествлением самого К.: пантеизмом или космотеизмом. Др.-греч. восприятие К. (особенно у Платона, Аристотеля и стоиков) как предельной полноты бытия, как эстетически прекрасного, совершенного, «всеобъемлющего» и невинного существа составляет историч. антитезу иудеохристианской концепции «ущербности» природы как результата грехопадения, равно как и неприятию мира как творения злого демиурга в гностицизме.