Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КО́СМОС

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 445

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Лебедев

КО́СМОС (греч. ϰόσμος, лат. mundus), 1) то же, что Все­лен­ная; 2) тер­мин др.-греч. фи­ло­со­фии для обо­зна­че­ния ми­ра как струк­тур­но ор­га­ни­зо­ван­но­го и упо­ря­до­чен­но­го це­ло­го. В до­фи­ло­соф­ском упот­реб­ле­нии зна­че­ние сло­ва «К.» варь­и­ру­ет от внеш­не зри­мо­го, тек­то­ни­че­ски ор­га­ни­зо­ван­но­го «строе­ния», «ук­ра­ше­ния», «на­ря­да» до по­ня­тия внутр. струк­ту­ры, осо­бен­но со­ци­аль­ной – по­ли­ти­че­ской (гос. строй, «по­ря­док» – Ге­ро­дот) и во­ен­ной (во­ин­ский строй или ряд как про­ти­во­по­лож­ность бес­по­ря­доч­ной рас­се­ян­но­сти эле­мен­тов-вои­нов – на­чи­ная с Го­ме­ра, а так­же «дис­ци­п­ли­на» и «чин­ность» в по­ве­де­нии ин­ди­ви­да; ср. «ряд» и осо­бен­но «чин» в др.-рус. яз.). Впер­вые сло­во «К.» в зна­че­нии «ми­ро­строй», «мир» бес­спор­но за­сви­де­тель­ст­во­ва­но ок. 500 до н. э. во фраг­мен­тах Ге­рак­ли­та (В 30, В 124–51, 107 Mar­co­vich) и за­тем проч­но вхо­дит в на­тур­фи­ло­соф­ский лек­си­кон до­со­кра­ти­ков (Пар­ме­нид, Эм­пе­докл, Анак­са­гор, Фи­ло­лай, Де­мо­крит, Дио­ген Апол­ло­ний­ский и др.). В сис­те­мах, до­пус­каю­щих мно­же­ст­во «ми­ров» (осо­бен­но в тра­ди­ции ато­миз­ма), К. все­гда обо­зна­ча­ет «упо­ря­до­чен­ную часть» Все­лен­ной и про­ти­во­по­ла­га­ет­ся по­ня­тию τὸ πᾶν (букв. – уни­вер­сум; т. е. при­мер­но со­от­вет­ст­ву­ет по­ня­тию Сол­неч­ной сис­те­мы). У Пла­то­на и Ари­сто­те­ля (осо­бен­но трак­тат по­след­не­го «О не­бе») с тер­ми­ном «К.» кон­ку­ри­ру­ет тер­мин οὐρανός (букв. – не­бо), окон­ча­тель­но ус­ту­паю­щий ме­сто К. на­чи­ная с эпо­хи эл­ли­низ­ма.

Идея К. как ра­зум­ной и пре­крас­ной упо­ря­до­чен­но­сти бы­ла из­на­чаль­но чре­ва­та, с од­ной сто­ро­ны, те­лео­ло­гиз­мом и воз­мож­но­стью ос­мыс­ле­ния К. как ре­зуль­та­та це­ле­со­об­раз­ной упо­ря­до­чи­ваю­щей дея­тель­но­сти де­ми­ур­га (час­тич­но эти воз­мож­но­сти бы­ли реа­ли­зо­ва­ны уже Анак­са­го­ром, пол­но­стью – Пла­то­ном в «Ти­мее»), с дру­гой – обо­же­ст­в­ле­ни­ем са­мо­го К.: пан­те­из­мом или кос­мо­те­из­мом. Др.-греч. вос­при­ятие К. (осо­бен­но у Пла­то­на, Ари­сто­те­ля и стои­ков) как пре­дель­ной пол­но­ты бы­тия, как эс­те­ти­че­ски пре­крас­но­го, со­вер­шен­но­го, «все­объ­ем­лю­ще­го» и не­вин­но­го су­ще­ст­ва со­став­ля­ет ис­то­рич. ан­ти­те­зу иу­де­ох­ри­сти­ан­ской кон­цеп­ции «ущерб­но­сти» при­ро­ды как ре­зуль­та­та гре­хо­па­де­ния, рав­но как и не­при­ятию ми­ра как тво­ре­ния зло­го де­ми­ур­га в гно­сти­циз­ме.

Лит.: Kranz W. Kosmos. Bonn, 1958; Ло­с ев А. Ф. Ан­тич­ный кос­мос и со­вре­мен­ная нау­ка // Ло­сев А. Ф. Бы­тие. Имя. М., 1993.

Вернуться к началу