Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТУРКМЕНБАШИ́

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 539

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. В. Баранчиков (экономика)

ТУРКМЕНБАШИ́, Турк­мен­ба­шы (Türk­men­bașy), го­род в Турк­ме­нии, в Бал­кан­ском ве­лая­те. Нас. ок. 68,3 тыс. чел. (2015, оцен­ка). Рас­по­ло­жен на по­бе­режье Кас­пий­ско­го мо­ря. Ав­то­до­ро­гой и ж.-д. ли­ни­ей со­еди­нён с круп­ней­ши­ми го­ро­да­ми стра­ны. Мор. порт. Ж.-д. па­ром­ная пе­ре­пра­ва с Ба­ку. Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт.

Ос­но­ван от­ря­дом рос. войск под ко­манд. полк. Н. Г. Сто­ле­то­ва в но­яб. 1869 как рос. во­ен. ук­ре­п­ле­ние Крас­новодск в ка­че­ст­ве стра­те­гич. пунк­та на вост. по­бе­ре­жье Кас­пий­ско­го мо­ря. С 1874 го­род. Центр За­кас­пий­ско­го во­ен. от­де­ла (1874–81). Уезд­ный го­род За­кас­пий­ской об­лас­ти (1881–1921). В 1896 в Крас­но­водск из Узун-Ады пе­ре­не­сён мор. порт. В том же го­ду от­кры­то дви­же­ние по ж.-д. ли­нии Крас­но­водск – Дже­бел За­кас­пий­ской ж. д. Сов. власть ус­та­нов­ле­на 6(19).11.1917, 14.7.1918 она пе­ре­шла в ру­ки Врем. ис­пол­нит. к-та во гла­ве с пра­вы­ми эсе­ра­ми. 6.2.1920 го­род за­нят час­тя­ми РККА. Уезд­ный го­род Турк­мен­ской об­лас­ти (1921–24). С 1924 в Турк­ме­ни­ста­не: уезд­ный го­род Пол­то­рац­ко­го окр. (1924–25), рай­он­ный центр Пол­то­рац­ко­го окр. (1925–1926), Туркм. ССР (с 1991 Турк­ме­ни­ста­на) (1926–39, 1959–63, 1965–73, 1988–1991), Крас­но­во­дской обл. (1939–47, 1952–55, 1973–88), Аш­ха­бад­ской обл. (1947–52, 1955–59), Бал­кан­ской обл. (1991–92), об­ласт­ной центр (1939–47, 1952–55, 1973–88). С 1992 центр эт­ра­па Бал­кан­ско­го ве­лая­та. С 1993 совр. на­зва­ние в честь пре­зи­ден­та С. Ния­зо­ва, но­сив­ше­го ти­тул Туркменбаши (туркм. «Гла­ва турк­мен»).

Со­хра­ни­лись: ж.-д. вок­зал в мав­ри­тан­ском сти­ле (1895–96, арх. А. Л. Бе­нуа), ц. Ар­хан­ге­ла Ми­хаи­ла (1895, об­нов­ле­на пос­ле 1947); Дво­рец куль­ту­ры не­фтя­ни­ков (1947–51). Крае­вед­че­ский му­зей (1968). Ста­ди­он «Ша­га­дам» (5 тыс. мест).

Ком­плекс неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щих за­во­дов (см. илл. к ст. Турк­ме­ния; ус­та­нов­лен­ная мощ­ность 7,5 млн. т сы­рой неф­ти в год; зна­чит. часть про­дук­ции экс­пор­ти­ру­ет­ся), су­до­строе­ние и су­до­ре­монт, пред­при­ятия пи­ще­вку­со­вой (в т. ч. пе­ре­ра­бот­ка ры­бы) и лёг­кой пром-сти, оп­рес­не­ние мор. во­ды. Ры­бо­лов­ст­во. Неск. ТЭС (сум­мар­ная мощ­ность ок. 800 МВт). В сфе­ре ус­луг вы­де­ля­ют­ся об­слу­жи­ва­ние пор­то­во­го хо­зяй­ст­ва (мор. порт Т. – круп­ней­ший в стра­не; в его со­ста­ве – неф­тя­ной и ме­ж­ду­нар. пас­са­жир­ский тер­ми­на­лы и др.), во­ен. объ­ек­тов и ту­ризм (нац. ту­ри­стич. зо­на «Ава­за»). В го­ро­де раз­ме­ща­ет­ся Гос. служ­ба мор. и реч­но­го транс­пор­та Турк­ме­нии.

Лит.: Ко­юн­ли­ев Б. Крас­но­водск. Аш., 1987.

Вернуться к началу