Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СОВЕ́ТСКО-ГЕРМА́НСКИЕ ДОГОВО́РЫ 1939

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 550-551

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. В. Вишлёв

СОВЕ́ТСКО-ГЕРМА́НСКИЕ ДОГОВО́РЫ 1939, 1) Кре­дит­ное со­гла­ше­ние ме­ж­ду СССР и Гер­ма­ни­ей, с при­ла­гав­ши­ми­ся Кон­фи­ден­ци­аль­ным и За­клю­чит. про­то­ко­ла­ми. Под­пи­са­но в Бер­ли­не 19 авг. по­сле дли­тель­ных пе­ре­го­во­ров зам. торг­пре­да СССР в Гер­ма­нии Е. И. Ба­ба­ри­ным и ру­ко­во­ди­те­лем от­де­ла IV (Вост. Ев­ро­па) Внеш­не­по­ли­тич. ве­дом­ст­ва Гер­ма­нии К. Ю. Шнур­ре. Пре­ду­смат­ри­ва­ло пре­дос­тав­ле­ние Гер­ма­ни­ей кре­ди­та СССР в раз­ме­ре 200 млн. ма­рок сро­ком на 7 лет под 5% го­до­вых для за­куп­ки герм. то­ва­ров (стан­ки, за­во­дское обо­ру­до­ва­ние, при­бо­ры, «не­ко­то­рые пред­ме­ты воо­ру­же­ния» и др.) и по­став­ку Сов. Сою­зом Гер­ма­нии сы­рья и про­до­воль­ст­вия на сум­му в 180 млн. ма­рок.

2) До­го­вор о не­на­па­де­нии ме­ж­ду Гер­ма­ни­ей и Сов. Сою­зом (час­то име­ну­ет­ся «Пак­том Мо­ло­то­ва – Риб­бен­тро­па»). Под­пи­сан 23 авг. в Мо­ск­ве пред. Со­вета нар. ко­мис­са­ров, нар. ко­мис­са­ром иностр. дел СССР В. М. Мо­ло­то­вым и мин. ин. дел Гер­ма­нии И. фон Риб­бен­тро­пом. До­го­вор за­клю­чал­ся сро­ком на 10 лет в ус­ло­ви­ях, ко­гда Гер­ма­ния за­вер­ши­ла опе­ра­тив­ное раз­вёр­ты­ва­ние сво­их воо­руж. сил для втор­же­ния в Поль­шу, а Ве­ли­ко­бри­та­ния и Фран­ция фак­ти­че­ски от­ка­за­лись под­пи­сать с сов. пра­ви­тель­ст­вом рав­но­прав­ное со­гла­ше­ние о взаи­мо­по­мо­щи и кол­лек­тив­ном про­ти­во­дей­ст­вии аг­рес­со­ру (см. Мо­с­ков­ские пе­ре­го­во­ры 1939). За­клю­че­ние сов.-герм. До­го­во­ра о не­на­па­де­нии яв­ля­лось про­дук­том и за­вер­шаю­щим ак­том пред­во­ен­но­го по­ли­тич. кри­зи­са в Ев­ро­пе, а не его при­чи­ной, как ино­гда пы­та­ют­ся пред­ста­вить в ис­то­рио­гра­фии. Пе­ред ли­цом не­из­беж­но­го во­ен. столк­но­ве­ния Гер­ма­нии с Поль­шей и воз­мож­но­го пе­ре­рас­та­ния кон­флик­та в ми­ро­вую вой­ну Гер­ма­ния и СССР обя­за­лись воз­дер­жи­вать­ся «от вся­ко­го на­си­лия, от вся­ко­го аг­рес­сив­но­го дей­ст­вия и вся­ко­го на­па­де­ния в от­но­ше­нии друг дру­га как от­дель­но, так и со­вме­ст­но с дру­ги­ми дер­жа­ва­ми», не уча­ст­во­вать в груп­пи­ров­ках дер­жав, ко­то­рые пря­мо или кос­вен­но на­прав­ле­ны про­тив др. сто­ро­ны, а так­же кон­суль­ти­ро­вать­ся «о во­про­сах, за­тра­ги­ваю­щих их об­щие ин­те­ре­сы». Од­но­вре­мен­но с до­го­во­ром был под­пи­сан Сек­рет­ный до­пол­нит. про­то­кол «о раз­гра­ни­че­нии сфер обо­юд­ных ин­те­ре­сов в Вост. Ев­ро­пе». В со­от­вет­ст­вии с про­то­ко­лом тер­ри­то­рия Поль­ши вос­точ­нее ли­нии рек На­рев, Вис­ла и Сан, при­бал­тий­ские го­су­дар­ст­ва Лат­вия, Эс­то­ния, Фин­лян­дия, а так­же Бес­са­ра­бия при­зна­ва­лись «сфе­рой ин­те­ре­сов» СССР. Тем са­мым Гер­ма­ния бра­ла на се­бя обя­за­тель­ст­во не рас­про­стра­нять свою во­ен.-по­ли­тич. ак­тив­ность на го­су­дар­ст­ва и тер­ри­то­рии, ко­то­рые Сов. Со­юз счи­тал сво­ей зо­ной безо­пас­но­сти, и не про­из­во­дить их «тер­ри­то­ри­аль­но-по­ли­ти­че­ское пе­ре­уст­рой­ст­во». До­го­вор о не­на­па­де­нии и при­ла­гав­ший­ся к не­му Сек­рет­ный до­пол­нит. про­то­кол не на­ла­га­ли на сто­ро­ны обя­за­тель­ст­ва ока­зы­вать друг дру­гу во­ен. по­мощь, т. е. не пре­вра­ща­ли их в во­ен. со­юз­ни­ков.

3) Герм.-сов. до­го­вор о друж­бе и гра­ни­це ме­ж­ду СССР и Гер­ма­ни­ей. Под­пи­сан 28 сент. в Мо­ск­ве В. М. Мо­лотовы­м и И. фон Риб­бен­тро­пом в це­лях уре­гу­ли­ро­ва­ния во­про­сов, воз­ник­ших в ре­зуль­та­те рас­па­да в хо­де герм.-польск. вой­ны польск. го­су­дар­ст­ва и воз­ник­но­ве­ния су­хо­пут­ной сов.-герм. гра­ни­цы (см. Гер­ма­но-поль­ская вой­на 1939, По­ход Крас­ной Ар­мии 1939). До­го­вор ус­та­но­вил «гра­ни­цу обо­юд­ных гос. ин­те­ре­сов» СССР и Гер­ма­нии при­бли­зи­тель­но по Кер­зо­на ли­нии и под­твер­дил на­ме­ре­ние СССР и Гер­ма­нии под­дер­жи­вать дру­жеств. от­но­ше­ния. Од­но­вре­мен­но с до­го­во­ром под­пи­са­ны 2 сек­рет­ных до­пол­нит. про­то­ко­ла (о не­до­пу­ще­нии сто­ро­на­ми «на сво­их тер­ри­то­ри­ях… поль­ской аги­та­ции, ко­то­рая дей­ст­ву­ет на тер­ри­то­рию дру­гой сто­ро­ны»; о вне­се­нии из­ме­не­ний в Сек­рет­ный до­пол­нит. про­то­кол от 23.8.1939 – о вклю­че­нии Лит­вы в «сфе­ру ин­те­ре­сов» СССР в об­мен на пе­ре­да­чу быв. Люб­лин­ско­го вое­вод­ст­ва и час­ти быв. Вар­шав­ско­го вое­вод­ст­ва в «сфе­ру ин­те­ре­сов» Гер­ма­нии), а так­же До­ве­рит. про­то­кол, по ко­то­ро­му сов. пра­ви­тель­ст­во обя­за­лось не пре­пят­ст­во­вать вы­ез­ду в Гер­ма­нию с тер­ри­то­рий, вхо­дя­щих в «сфе­ру ин­те­ре­сов» СССР, «не­мец­ким гра­ж­да­нам и дру­гим ли­цам гер­ман­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния», а герм. пра­ви­тель­ст­во – пе­ре­се­ле­нию в СССР ук­ра­ин­цев и бе­ло­ру­сов из герм. «сфе­ры ин­те­ре­сов».

4) Со­гла­ше­ние ме­ж­ду пра­ви­тель­ст­вом СССР и пра­ви­тель­ст­вом Гер­ма­нии об эва­куа­ции укр., бе­ло­рус., рус. и ру­син­ско­го на­се­ле­ния с тер­ри­то­рий быв. Поль­ши, ото­шед­ших в зо­ну гос. ин­те­ре­сов Гер­ма­нии, и нем. на­се­ле­ния с тер­ри­то­рий быв. Поль­ши, ото­шед­ших в зо­ну гос. ин­те­ре­сов Сою­за ССР. Под­пи­са­но 16 но­яб. в Мо­ск­ве пред­се­да­те­ля­ми сов. и герм. пра­ви­тельств. де­ле­га­ций в дву­сто­рон­ней Сме­шан­ной ко­мис­сии по эва­куа­ции М. М. Лит­ви­но­вым и К. фон Камп­хе­ве­не­ром. Со­гла­ше­ние за­кре­п­ля­ло прин­цип доб­ро­воль­но­сти эва­куа­ции, по­ря­док её ор­га­ни­за­ции и сро­ки про­ве­де­ния, ус­та­нав­ли­ва­ло пра­ви­ла вы­во­за иму­ще­ст­ва ли­ца­ми, зая­вив­ши­ми о же­ла­нии эва­куи­ро­вать­ся, оп­ре­де­ля­ло ком­пе­тен­ции дву­сто­рон­ней Сме­шан­ной ко­мис­сии и её упол­но­мо­чен­ных. К со­гла­ше­нию при­ла­гал­ся До­пол­нит. про­то­кол, кон­кре­ти­зи­ро­вав­ший отд. его пунк­ты.

С.-г. д. 1939 по­зво­ли­ли СССР со­хра­нить ней­тра­ли­тет на на­чаль­ном эта­пе 2-й ми­ро­вой вой­ны и обес­пе­чи­ли ему оп­ре­де­лён­ные га­ран­тии безо­пас­но­сти со сто­ро­ны Гер­ма­нии, а так­же да­ли воз­мож­ность ре­шить не­ко­то­рые гу­ма­ни­тар­ные во­про­сы, воз­ник­шие в сов.-герм. от­но­ше­ни­ях в этот пе­ри­од. С.-г. д. 1939 ут­ра­ти­ли си­лу по­сле на­па­де­ния Гер­ма­нии на СССР 22.6.1941.

Ис­точн.: Akten zur deutschen auswärtigen Politik. Serie D: 1937–1945. Baden-Baden; Fr./M., 1961. Bd 6–8; До­ку­мен­ты внеш­ней по­ли­ти­ки СССР. М., 1992. Т. 22. Кн. 1–2.

Лит.: Се­во­сть­я­нов П. П. Пе­ред ве­ли­ким ис­пы­та­ни­ем: Внеш­няя по­ли­ти­ка СССР на­ка­ну­не Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны, сен­тябрь 1939 г. – июнь 1941 г. М., 1981; 1939 год: Уро­ки ис­то­рии. М., 1990; Ро­за­нов Г. Л. Ста­лин – Гит­лер: До­ку­мен­таль­ный очерк со­вет­ско-гер­ман­ских ди­пло­ма­ти­че­ских от­но­ше­ний 1939–1941. М., 1991; Фляйш­хау­эр И. Пакт: Гит­лер, Ста­лин и ини­циа­ти­ва гер­ман­ской ди­пло­ма­тии 1938–1939. М., 1991; Си­полс В. Я. Тай­ны ди­пло­ма­ти­че­ские: Ка­нун Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной, 1939–1941. М., 1997; Виш­лев О. В. На­ка­ну­не 22 ию­ня 1941: До­ку­мен­таль­ные очер­ки. М., 2001.

Вернуться к началу