МОСКО́ВСКИЕ ПЕРЕГОВО́РЫ 1939
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОСКО́ВСКИЕ ПЕРЕГОВО́РЫ 1939, между СССР, Великобританией и Францией о заключении договора о взаимопомощи. Предпосылкой для начала М. п. стало обострение воен.-политич. ситуации в Европе после захвата герм. войсками Чехословакии (март 1939). В обстановке нарастания агрессивных устремлений Германии сов. руководство 18.3.1939 обратилось к правительствам Великобритании, Франции, Польши, Румынии и Турции с предложением о созыве спец. совещания. Брит. правительство отклонило сов. предложение, объявив проведение такого совещания «преждевременным». Предоставив в марте – апр. 1939 гарантии Польше, а затем (вместе с Францией) – Греции и Румынии, брит. правительство в середине апреля предложило СССР предоставить аналогичные гарантии сопредельным с ним европ. государствам. Сов. руководство не приняло брит. предложение, указав на то, что эти государства не обращались к СССР с такой просьбой, а Великобритания и Франция не заявляют о готовности принять на себя обязательства по оказанию помощи СССР в случае его вступления в войну. 14 апр. к СССР обратилось франц. правительство с предложением дополнить текст сов.-франц. пакта 1935 (см. Советско-французские договоры и соглашения) обязательством о взаимопомощи в случае нападения Германии на Польшу или Румынию. В ответ на брит. и франц. инициативы правительство СССР 17 апр. предложило заключить трёхсторонний договор о взаимопомощи (сроком на 5–10 лет) и воен. конвенцию. Сов. предложение было принято, после чего началось обсуждение проектов договора. Ключевое значение имела позиция брит. правительства. Предложенный им 8 мая проект декларации предусматривал обязательства СССР оказать помощь Великобритании и Франции в случае нападения Германии на Польшу или Румынию. В проекте не указывались брит. и франц. обязательства по оказанию помощи СССР в случае герм. нападения на него самого либо на прибалтийские государства. В мае – июне чётко обозначился осн. пункт противоречий на переговорах: вопрос о гарантировании безопасности Латвии, Эстонии и Финляндии тремя державами. Вопрос обеспечения безопасности прибалтийских государств имел для СССР принципиальное значение, поскольку агрессия гитлеровской Германии против Сов. Союза могла развиваться на прибалтийском направлении. По проблеме предоставления указанных гарантий Великобритания и Франция занимали уклончивую позицию. В ходе переговоров в Москве (15 июня – 23 июля) между В. М. Молотовым, брит. послом У. Сидсом, франц. послом П. Наджиаром и руководителем центр.-европ. деп-та брит. Форин оффиса У. Стрэнгом был достигнут компромисс: трёхсторонние гарантии безопасности прибалтийским государствам (а также Польше, Румынии, Турции, Греции, Бельгии) было решено не упоминать в осн. тексте договора, а оговорить их в секретном дополнит. протоколе. Не до конца решёнными остались 2 вопроса: что считать «косвенной агрессией» и каковы должны быть действия сторон в случае нападения Германии на европ. государство, не упомянутое в протоколе. Однако эти разногласия были признаны второстепенными, что позволило Великобритании и Франции принять сов. предложение о начале воен. переговоров. Делегации Великобритании во главе с адъютантом короля адм. Р. Драксом и Франции во главе с членом Высшего воен. совета генералом армии Ж. Думенком прибыли в Москву только 12 авг. Неспешность действий брит. и франц. правительств, невысокий уровень представителей, направленных ими на переговоры, были восприняты сов. руководством как знак неготовности офиц. кругов Великобритании и Франции заключить с СССР соглашение. Кроме того, на первом же заседании выяснилось, что Дракс и Думенк имеют полномочия лишь вести переговоры, но не подписывать воен. конвенцию (Думенк получил такие полномочия лишь 22 авг.). По предложению главы сов. делегации, наркома обороны СССР, маршала СССР К. Е. Ворошилова стороны сделали сообщения о состоянии своих вооруж. сил и воен. планах. Сов. воен. планы, представленные начальником Генерального штаба Красной Армии Б. М. Шапошниковым, предусматривали, что в случае войны в Европе СССР готов выставить 120 пех. и 16 кав. дивизий, 5 тыс. тяжёлых орудий, 9–10 тыс. танков, 5–5,5 тыс. боевых самолётов. Сов. сторона предложила также 3 варианта возможных совместных действий сов., франц. и брит. вооруж. сил. В докладах франц. и брит. делегаций конкретных данных об армиях Великобритании и Франции и их оперативных планах на случай войны представлено не было. Серьёзные разногласия на переговорах вызвал вопрос о проходе сов. войск через территорию Польши и Румынии, без чего они не могли начать боевые действия против герм. армии. Против прохода сов. войск категорически возражало польск. правительство. Попытки Франции убедить польск. руководство дать согласие на проход сов. войск не принесли результата. Лишь 23 авг., узнав о прибытии мин. ин. дел Германии И. фон Риббентропа в Москву, мин. ин. дел Польши Ю. Бек признал возможность совместных сов.-польск. действий против Германии. При отсутствии ясных перспектив заключения тремя державами воен. конвенции о совместном противодействии герм. агрессии сов. правительство, ведшее, как и брит. руководство, параллельные переговоры с Берлином, приняло предложение Германии заключить договор о ненападении, а Германия в свою очередь согласилась разграничить географич. «сферы интересов» с СССР в Вост. Европе (см. Советско-германские договоры 1939). После подписания сов.-герм. договора о ненападении М. п. были прекращены.